Появление в семье домашнего питомца тесно связано с этапами взросления ребенка. Родители заводят кошку или собаку, когда у сына или дочери происходят большие перемены в жизни, выяснили исследователи. Это может быть начало школьной жизни или вступление в переходный возраст. В такие периоды у ребенка меняются взаимоотношения с собой и внешним миром, что вызывает тревоги в семье. Домашние питомцы, по мнению ученых, помогают детям и родителям справиться со стрессами. Результаты исследования опубликованы в статье «Появление домашних питомцев в семье в зависимости от возраста детей».
Ученые опросили более 700 человек — студентов первых курсов факультета психологии МГУ, а также клиентов ветеринарного врача. Выяснилось, что момент появления домашнего питомца связан не только с возрастом ребенка, но и с количеством детей в семье. Если в семье один ребенок, то домашние животные появляются, когда ему 7, 9, 13 или 16 лет. В семье с двумя детьми это периоды 7, 9, 13 лет для младшего ребенка и 12-16 лет для старшего.
Это пиковые возрастные точки, когда дети проходят этапы взросления. В семь лет ребенок идет в школу и погружается в новый социум, в девять уже считает себя «большим» и сознательным. В тринадцать лет у ребенка переходный возраст, и он конфликтует с самим собой и близкими. В шестнадцать лет подросток близок к самостоятельной жизни, иногда покидает родной дом.
В эти периоды ребенок и родители испытывают новые переживания и нуждаются в снятии стресса. И тут на помощь приходят домашние животные, которые нередко оказывают такую «психотерапевтическую» поддержку. Результаты опроса показали, что чаще всего в семьях респондентов жили кошки: более чем в половине случаев (53%). На втором месте собаки — в почти трети семей (32%), на третьем — птицы (7%). На других мохнатых или пернатых «психотерапевтов» приходится 8%, подсчитали исследователи.
Ученые разъяснили, что, с психологической точки зрения, происходит, когда в доме появляется домашний питомец. Известно, что ощущение тревожности в семье может снижаться, если в эмоциональные взаимоотношения включается кто-то или что-то третье (в терминах психологов, происходит триангуляция, от англ. triangle — треугольник). Этот третий «фактор» порой помогает семье сохранить прежнюю систему взаимоотношений.
Такую роль способны играть работа или хобби. Стресс может снижать и другой член семьи. Или же домашнее животное, которое воспринимается в доме как член семьи. Он оказывается встроен в эмоциональные контакты, снимает напряжение и тем самым помогает улучшить психологический климат в доме. По сути, мохнатый или пернатый «психотерапевт» укрепляет семью.
IQ
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: