We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Как привлечь молодежь в аспирантуру

Аспирантские программы должны быть интересны не только будущим профессорам, но и тем, кто идет в бизнес или работает по найму

Традиционно аспирантура считалась школой преподавания и исследований, первой ступенью академической карьеры. Но сегодня многие аспиранты видят свое будущее вне научной сферы, планируя в дальнейшем работать в коммерческих структурах. Фактически эти молодые люди «транзитом» проходят через аспирантуру. Лишь 56% аспирантов планируют остаться в академической среде, выяснили Иван Груздев и Евгений Терентьев.

Они провели социологический опрос почти 2,5 тысяч аспирантов в тринадцати российских университетах*. Результаты работы были представлены в статье «Аспиранты российских вузов: результаты социологического исследования в 13 университетах РФ»

Ученые сформулировали ориентиры для «апгрейда» аспирантуры. Она должна стать более «адресной» и полезной. Для этого нужно:

  • при отборе в аспирантуру снизить долю «прагматиков»;
  • подготовить отдельный трек обучения для тех, кто хочет работать в коммерческом секторе;
  • теснее увязать работу, которую выполняют аспиранты, с темой их диссертации;
  • найти стимул для выпускников вузов учиться в российской, а не зарубежной аспирантуре;
  • стимулировать межвузовскую мобильность.

Как снизить долю «прагматиков»

Традиционно аспирантура воспринимается как глубокое погружение в академическую жизнь, как «инкубатор» преподавателей и исследователей. Но далеко не все аспирантские дороги ведут в науку. Нередко молодые люди поступают на третью ступень высшего образования с чисто прагматическими целями, не связанными с желанием стать профессором в университете.

Обучение в аспирантуре позволяет «пересидеть» армию или получить место в общежитии. Порой она воспринимается как «перевалочный пункт», возможность оттянуть решение относительно будущей карьеры.

Эксперты спрашивали учащихся о мотивах поступления в аспирантуру (можно было назвать несколько вариантов).

  • Около половины респондентов сказали, что обучение поможет им в карьере исследователей и/или преподавателей.
  • 37% учащихся ответили, что аспирантура способствует развитию карьеры вне академической сферы.
  • Примерно треть опрошенных пошли в аспирантуру, чтобы продолжить обучение по профессии. Это расходится с популярным «представлением о том, что аспирантура не рассматривается учащимися в качестве ступени образования», комментируют исследователи.
  • Четверть респондентов заявили, что аспирантура поможет им в работе в качестве исследователя-аналитика в коммерческой структуре.
  • 24% опрошенных аспирантов-мужчин указали среди важных мотивов возможность отсрочки от армии. 

Тем самым, значительная часть учащихся идет в аспирантуру с «прагматическими» целями. Такой расклад ставит вопрос о совершенствовании отбора в аспирантуру — снижении доли абитуриентов с неакадемической мотивацией, полагают исследователи.

Аспиранты трудоустраиваются вне вузов

Оплачиваемая работа в университете или за его пределами есть у 90% опрошенных. Вопрос в том, где именно трудятся аспиранты и остается ли у них время на учебу.


Из трудоустроенных респондентов 41% заняты полный рабочий день за пределами своего университета. Еще 13% работают неполный рабочий день вне своего вуза. Суммарно получается 54% опрошенных.

Из них лишь 14% работают в коммерческой организации исследователями-аналитиками. 35% трудятся на неисследовательской должности, а 17% заняты фрилансом.

Особая статья — совмещение аспирантуры и работы, взаимное влияние обучения и занятости (респонденты оценивали степень своего согласия с рядом утверждений об этом). Судя по опросу, многим удалось достичь некоего баланса. Так, 57% информантов считают, что опыт, приобретаемый ими на работе, полезен для аспирантуры. И 50% говорят, что аспирантский опыт пригодится для работы.

Однако показательны и другие цифры в рамках этого же опроса. Почти половине (49%) опрошенных из-за работы не хватает сил и времени на учебу. И только для 37% обучение оказывается важнее работы.

Кроме того, часть учащихся в принципе ориентирована на работу в коммерческом секторе. Об этом свидетельствуют и их карьерные планы:

  • Лишь 56% опрошенных планируют работать в академической сфере.
  • Среди тех, кто планирует работать вне науки и образования, 20% хотели бы работать в коммерческой организации (12% претендуют на исследовательские должности, 8% — не претендуют) и 10% видят себя предпринимателями.

Возможно, аспирантские программы должны «предусматривать отдельный трек обучения для тех, кто ориентирован на работу в коммерческом секторе», говорят ученые.

Работа не по теме

Исследователи также изучили связь научных проектов и тем диссертаций опрошенных. У 63% учащихся они связаны между собой. Ровно та же картина и у респондентов, задействованных в проектах сторонних организаций.

А вот работа большинства опрошенных слабо связана с темой диссертации. Причем респонденты расценивают это как одно из препятствий для обучения.

Немалая часть аспирантов в принципе мало вовлечена в исследования. То есть, у них меньше шансов «войти во вкус» научного труда. Так, 42% опрошенных не участвовали в научно-исследовательских проектах в аспирантуре (помимо собственной диссертации). Тем самым, перед вузами встает вопрос, как привлечь аспирантов к работе, связанной с тематикой их диссертации. Возможна и другая постановка вопроса: каким образом тематика диссертации должна учитывать «более широкую рамку рабочей деятельности» человека.

Учащихся привлекает учеба за границей


Более четверти (28%) респондентов заявили, что хотели бы поступить в аспирантуру зарубежного вуза до окончания своего обучения. В то же время, почти половину (48%) этот вариант не привлекает. Однако после окончания аспирантуры расклад с «переводом» другой. Возможность поступления в зарубежную аспирантуру по окончании отечественной рассматривают уже 39% опрошенных. С учетом такого спроса и потенциальной утечки мозгов, российские университеты должны подумать, как им реагировать на это.

В науку — по инерции

80% респондентов ранее обучались в том же вузе. Иными словами, межвузовская мобильность при поступлении в аспирантуру довольно мала. Это может свидетельствовать о популярности «стратегии накатанных рельсов», когда выбор осуществляется в пользу привычной обстановки, как бы по инерции. В то же время, слабая межвузовская мобильность может говорить и о барьерах, которые мешают смене университета при поступлении в аспирантуру.
IQ

*Исследование проводилось Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ совместно с Управлением аспирантуры НИУ ВШЭ в апреле-июле 2016 года. Аспиранты, участвовавшие в опросе, обучались в вузах-участниках Проекта 5-100: НИТУ «МИСиС», НИЯУ «МИФИ», Нижегородском государственном университете, РУДН, Санкт-Петербургском «ЛЭТИ», Самарском университете, НИУ ВШЭ, Уральском, Северо-Восточном и Приволжском федеральных университетах и пр.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Иван Груздев, директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Евгений Терентьев, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Author: Olga Sobolevskaya, March 29, 2017