We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

О чем расскажут пальцы рук

Соотношение длины пальцев укажет на уровень образования мужчины

Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что мужчины с высоким индексом 2D:4D (те, у кого указательный палец длиннее безымянного) имеют более высокий уровень образования. Результаты работы были представлены в статье 2D:4D and lifetime educational outcomes: Evidence from the Russian RLMS survey в журнале Personality and Individual Differences.

Ряд исследований, проведённых в последние десятилетия на стыке биологии и экономики, показали, что особенности внутриутробного развития оказывают сильное воздействие на личность. В частности, они влияют на степень агрессивности и стремление к риску, финансовое поведение, успеваемость, выбор профессии.

Поскольку информация о показателях внутриутробного периода труднодоступна, ученые зачастую используют антропометрические данные. Например, индекс 2D:4D — соотношение длин указательного и безымянного пальцев. С одной стороны, пальцы легко измерять. С другой стороны, такой подход связан с определенным риском. Например, некоторые ученые связывают соотношение 2D:4D с уровнем пренатального тестостерона (ПТ), другие — свидетельствуют о том, что ПТ с пальцами вообще не связан и, более того, сама длина пальцев может изменяться в разные периоды жизни.

Так или иначе, но важность пренатального периода заставляет исследователей проводить эмпирический анализ 2D:4D, формировать базы корреляций, дополняя новыми зависимостями уже существующие, тестировать известные количественные ассоциации на новых данных.

Тайна пальцев

Сотрудники международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ изучили разницу между средним значением 2D:4D тех лиц, которые имеют высшее образование (и выше), и тех, кто диплома вуза не имеет. Затем с помощью эконометрического пакета STATA 13 исследователи построили регрессионную модель, которая учитывала образовательную подготовку по всей выборке. В результате были получены положительные корреляции между индексом 2D:4D у мужчин и их уровнем образования.

Ученые увидели, что мужчины с высоким индексом 2D: 4D имеют более высокий уровень образования. Причем это справедливо для обеих рук. Для женщин таких корреляций не установлено.

Базой для анализа стала двадцатая волна Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE). Соотношение длины указательного и безымянного пальцев команда RLMS-HSE измеряла у жителей Москвы и Подмосковья.

Агрессия против знаний

Возможной составляющей механизма объяснения установленной ассоциации может быть агрессия. В литературе отмечается отрицательная связь агрессии мужчин и 2D:4D. Часть исследований связывает различные уровни агрессии с низкими образовательными достижениями учащихся, особенно в школе.

Очевидным ограничением работы является отсутствие идентификации эффекта 2D:4D. Это обусловлено тем, что показатель 2D:4D потенциально связан со многими упущенными характеристиками, которые определяют также и образовательные достижениями. В статье автором удалось лишь частично учесть такие компоненты как возраст, образование родителей, населенный пункт, где респонденты оканчивали среднюю школу.

С другой стороны, поставленная цель — выявление корреляции 2D:4D и уровня образования (с учетом доступных дополнительных предикторов образования) — выполнена вполне успешно. Своей находкой авторы дополняют закономерности взаимосвязи 2D:4D и академических успехов, которые были установлены ранее коллегами на данных о характеристиках студентов Москвы и Манилы, а также на массиве данных о студентах Испании.
IQ

АВТОРЫ ИСсЛЕДОвАНИЯ:

Джон Най, ведущий научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ.
Максим Брюханов, младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ.
Author: Liudmila V. Mezentseva, April 20, 2017