• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Пережить культурный шок

Что помогает иностранным студентам в адаптации за рубежом

©Essentials/istock

Осознанное личностное решение, а не внешние, давящие факторы – залог успешной адаптации студента в зарубежной стране. Это подтвердилось в ходе исследования группы ученых с участием научного руководителя Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Кеннона Шелдона.

Кому это надо

На особенности адаптации иностранных студентов может влиять множество факторов – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст и т.д. Однако немаловажным является то, с какими целями молодой человек едет учиться за рубеж. В ходе исследования ученые рассмотрели связь типа мотивации с уровнем культурного шока и субъективного благополучия студентов. Всего в исследовании приняли участие около 130 человек, обучающихся в Университете Миссури (77%) и других вузах США. Около половины респондентов были в возрасте 18-25 лет, остальные старше 25. Более 70% респондентов представляли азиатские страны, 12% европейские, по 6% Северную и Южную Америку.

Согласно теории самодетерминации (self-determination theory), существуют разные уровни автономии или самодетерминации. На одной стороне полюса находятся люди, ощущающие себя полностью контролируемыми, на другой – автономными. При наличии автономной мотивации человек чувствует, что он персонально определяет, как ему действовать. Его поведение соотносимо с его интересами и ценностями. В случае контролируемой мотивации присутствует принужденность что-либо делать. Чувство принужденности может быть результатом внешних обстоятельств (например, материальное вознаграждение) или внутренних (например, чувство вины).

Подтвердилось, что студенты с автономной мотивацией, которые едут учиться в США, потому что для них это интересно и значимо, легче переживают культурный шок и у них более высокий уровень субъективного благополучия. Молодые люди, стремящиеся получением образования за рубежом, например, угодить другим или нацеленные на денежное вознаграждение, наоборот, сталкиваются с проблемами в процессе адаптации.

В ходе исследования респондентам предлагалось оценить, насколько им подходит ряд утверждений о том, почему они выбрали учебу в США. Автономной мотивации соответствуют следующие объяснения: «Потому что я хотел (-а) чувствовать гордость за себя»; «Потому что я высоко оцениваю учебу в США»; «Потому что я буду наслаждаться учебой в США». Контролируемую мотивацию (противоположность автономной) характеризует согласие с такими утверждениями, как «Честно, я не знаю, почему я выбрал (- а) учебу в США»; Потому что, если я не учился (-ась) бы в США, все вокруг сошли бы с ума»; «Потому что я чувствовал (-а) бы вину, если бы не учился (ась) в США».

Помочь заранее

В 2015-2016 учебном году более 300 000 новых иностранных студентов пополнили американские вузы. Учеба за рубежом, как отмечают ученые, помимо опыта и знаний, несет в себе много вызовов из-за необходимости адаптации в незнакомом физическом, культурном и языковом пространстве. В связи с этим молодые люди могут переживать чувство изоляции, депрессивные состояния и снижение уровня субъективного благополучия.

Другое возможное испытание – культурный шок. В современной научной литературе он описывается через проявления неадекватных психологических реакций и развитие психических расстройств в ответ на смену обстановки. Научные результаты подтверждают, что опыт культурного шока негативно влияет на психологическую и социокультурную адаптацию иностранных студентов.

Наличие автономной мотивации на учебу за рубежом, вероятно, помогает студентам быть более открытыми новому опыту, отмечают ученые. Также соотнесенность с собственными устремлениями дает новичкам необходимые ресурсы, чтобы противостоять стрессу в незнакомой ситуации.

Исследователи дополнительно прояснили влияние других факторов на адаптацию студентов за рубежом. Так повышенная экстраверсия и низкий уровень нейротизма способствуют более легкому привыканию молодых людей к новой среде. А трудности с коммуникацией, неуверенное владение языком, наоборот, могут провоцировать последствия, связанные с культурным шоком. Также студенты старшего возраста легче адаптируются к новым условиями, чем их более молодые «коллеги».

Результаты исследования, как отмечают авторы, имеют практическое значение. Их можно использовать в подготовке к обучению в зарубежных вузах. Например, заранее, перед отъездом, прояснять мотивацию и работать с ней, чтобы молодые люди приезжали на новое место с целями, в отношении которых есть внутреннее согласие. В этом могли бы помочь беседы в таком ключе: «Похоже на то, что ты едешь за границу, чтобы угодить своему отцу. Но давай подумаем, что в этом может быть хорошего для тебя, а не только для твоего отца».

Авторы отмечают, что исследования в этом направлении необходимо продолжать, в том числе расширив культурный контекст. В частности, полезно было бы изучить национальные различия и посмотреть, например, как переживают адаптацию американские студенты, которые едут на учебу в другие страны.

Авторы исследования:

Ying Yang, Beijing Normal University (Китай), Университет Миссури (США)
Yixin Zhang, Университет Миссури
Кеннон Шелдон, научный руководитель Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
Author: Marina Selina, November 22, 2017