• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Потребляя больше

Почему экономический рост не способствует человеческому счастью

©Signature

Рост экономики в развитых странах имеет двойственный эффект. С одной стороны, уровень жизни и потребительские возможности людей растут. С другой, это не обязательно делает их счастливыми и, наоборот, может создавать почву для снижения уровня субъективного благополучия и способствовать развитию экономических кризисов. Новое исследование, одним из авторов которого выступил ассоциированный сотрудник ЛССИ НИУ ВШЭ Франческо Саррацино, объясняет, как и почему это происходит. 

Дыши бесплатно, живи дорого

Многочисленные исследования подтверждают, что с ростом доходов растет и уровень субъективного благополучия людей. Но при более детальном рассмотрении эта связь выглядит неоднозначно. Особенно, когда речь идет о развитых странах, где население много работает и  потребляет. 

В ходе исследования ученые обратились к модели негативного эндогенного роста (Negative Endogenous Growth (NEG) Model). Согласно ей, экономический рост является результатом процесса замены доступных, бесплатных общественных благ на платные, дорогие. К таким бесплатным благам относятся, например, природные ресурсы (солнце, воздух, вода) и социальные  (доверие, честность, альтруистическое поведение и т.п.). Так, например, если в мегаполисах плохая экология и недружественная социальная среда, можно компенсировать это покупкой второго жилья на море или за городом. Низкое качество общения заменяют дорогостоящие развлечения, техника, различные вещи, которые помогают приятно провести время в домашней обстановке.

Модель негативного эндогенного роста — относительно новая теория. Она объясняет подверженность развитых экономик кризисам тем, что благосостояние производится за счет разрушения простых вещей, которые делают людей счастливыми. Стремление людей компенсировать образующиеся дефициты способствует росту потребления.

Ученые описывают ситуацию порочного круга — государство фиксирует экономические успехи, материальное благополучие населения растет, но увеличиваются и расходы. Под влиянием рекламы и медиа люди вовлекаются в конкурентное потребление и в стремлении больше покупать отдают больше времени и работе. В результате образуются дополнительные дефициты в общении, нахождении на природе и т.п. Вместо сбережения средств происходит наращивание личных долгов, чтобы повышать и без того высокий уровень жизни.

Увидеть истоки кризиса 

Ученые поставили задачу изучить социальные корни экономического кризиса и предложить пути предотвращения повторных негативных сценариев. В качестве примера в исследовании фигурирует США, где начавшийся в 2008 году финансовый кризис быстро распространился в других странах с развитыми экономиками. Принято считать, что его главными причинами стали доступные потребительские кредиты, новые финансовые инструменты и плохое регулирование.

«Поскольку частный долг лежит в основе американского финансового пузыря, необходимо понимать, что подтолкнуло общество США — одно из самых богатых в мире — финансировать и без того высокий уровень потребления за счет образования долга», — отмечают авторы.

В результате проведенного анализа исследователи предлагают использовать ряд индикаторов для исследования эндогенного экономического роста и предотвращения будущих кризисов. Эти индикаторы связаны с уровнем потребления, качеством и интенсивностью социальных отношений, ценностями населения, балансом между работой и отдыхом, а также уровнем субъективного благополучия. В исследовании рассмотрено, как менялись эти показатели в течение длительного времени в развитых странах.

Куда уходит счастье

Американцы на протяжении многих десятилетий увеличивали свое благосостояние. Но увеличивался ли при этом уровень счастья — вопрос.

Согласно одному из многолетних исследований, охватывающему период с 1972 по 2006 год, в США были зафиксированы ровные тренды субъективного благополучия для мужчин и снижение для женщин. Другие исследования доказывают, что уровень счастья в Америке оставался неизменным с начала 1970-х. В Европе ученые наблюдают более позитивные тенденции. Даже несмотря на различия по странам, можно сказать, что уровень субъективного благополучия здесь растет.

Согласно так называемому парадоксу Истерлина, уровень счастья увеличивается по мере роста доходов лишь до определенного уровня. То есть это в большей степени касается людей с невысокими или относительно невысокими доходами. 

Субъективное благополучие складывается как из материальных вещей, так и качества социальных отношений. В последние десятилетия, как отмечают авторы, есть тревожные тенденции снижения и разных измерений социального капитала (социальные связи, доверие, групповое участие) в США. Также со временем растут различия по этим параметрам между европейскими странами. Так, например, Британия по своим показателям ближе к Соединенным Штатам.

Другой аспект, который важен при рассмотрении возможных предвестников кризиса — ценностные трансформации населения. Согласно одному из исследований, процент американцев, которые сообщили, что важно иметь много денег или высокооплачиваемую работу, вырос практически вполовину между 1970 и 1990 годами. Количество университетских студентов, уверенных в том, что высокий экономический статус — основная цель жизни, практически удвоилось между 1970 и 1995.

И еще один фактор, на котором фокусируются авторы, — баланс между работой и отдыхом. Опять же США — одна из стран с максимальным количеством рабочих часов. Около четверти компаний здесь, как отмечается в исследовании, не предоставляют своим сотрудникам оплачиваемый отпуск. Нет единой позиции, выросло ли количество рабочих часов в США. Но даже без увеличения рабочего времени, ученые констатируют, что в семьях теперь просто некому заниматься домашней работой. В Европе ситуация несколько обратная. Благодаря работе профсоюзов, есть тенденции к сокращению количества рабочих часов.

Экономический рост с учетом человеческих потребностей

Чтобы сократить риск будущих экономических кризисов, необходимо разумно реформировать современные экономики. «Высокая экономическая производительность некоторых стран в сравнении с другими может сигнализировать о том, что экономическая система мало совместима с субъективным благополучием и настоящими человеческими потребностями, и она более подвержена кризисам», — комментирует Франческо Саррацино.

Если политики хотят улучшить благополучие населения, они не должны фокусироваться только на экономическом росте, это обманчивая цель, считает ученый. Необходима стратегия, которая одновременно способствует экономическому росту, защите социального капитала и сокращению неравенства.
IQ

Авторы исследования 
Франческо Саррацино, ведущий ассоциированный сотрудник ЛССИ НИУ ВШЭ, Национальный институт статистики и экономических исследований (Люксембург)
Malgorzata Mikucka, Университет Мангейма (Германия), Лёвенский католический университет (Бельгия) 

·         Авторы исследования:

Author: Marina Selina, February 20, 2018