We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Онлайн-курсы не менее эффективны, чем офлайн-форматы

Доказано экспериментально

©Essentials/ISTOCK

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ провели эксперимент по оценке эффективности массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в трех российских университетах. По данным исследования, образовательные результаты студентов не зависят от формата обучения.

За последние пять лет МООК прошли сложный путь от хайпа до кризиса: если в 2012 году массовые открытые онлайн-курсы называли явлением года, то в 2017 один из руководителей платформы Udacity заявил об их смерти. Сегодня разработчики массовых онлайн-курсов и различные платформы, которые их продвигают, находятся в поиске новых бизнес-моделей и стратегий развития. Одно из возможных направлений — внедрение МООК в пространство традиционного обучения.

Вопрос о перспективах использования массовых онлайн-курсов в традиционных образовательных программах — один из самых дискуссионных. Могут ли они стать альтернативой для обычных курсов? У сторонников и противников этой идеи есть свои аргументы. «Технофилы» говорят о доступном всем качественном контенте от лучших преподавателей ведущих вузов, о возможности для студентов выстраивать индивидуальные образовательные траектории и о снижении аудиторной нагрузки на преподавателей. С противоположной стороны звучат аргументы о том, что студенты, обучающиеся онлайн, не могут столь же эффективно освоить материал, о сложностях синхронизации расписаний МООК с учебными планами. Также проблемой являются неурегулированные процедурные вопросы зачета дисциплин.

Исследования эффективности МООК, которые проводились в мире на протяжении последних трех-четырех лет, говорят о том, что, в целом, использование массовых онлайн-курсов как дополнительного инструмента в обучении положительно сказывается на образовательных результатах. Однако при этом студенты демонстрируют низкий уровень заинтересованности и удовлетворенности МООК. Одно из проблемных мест предыдущих исследований массовых онлайн-курсов — невозможность установить причинно-следственную связь между форматом обучения (полностью онлайн, смешанным или традиционным) и результатами студентов. Для установления такой связи необходимо использование экспериментальной или квази-экспериментальной методологии. Несколько исследований использовали такую методологию для анализа эффективности онлайн-форматов, но не для анализа МООК, а для изучения онлайн-компонентов традиционных курсов.

В 2017 году Уральским федеральным университетом и Высшей школой экономики по заказу Министерства образования и науки был реализован проект «Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-курсов». В рамках этого проекта группа исследователей Центра социологии высшего образования Института образования Вышки провела первое экспериментальное исследование, посвященное изучению эффективности МООК как альтернативы традиционному курсу.

В ходе эксперимента студенты-второкурсники, обучающиеся по направлениям подготовки «машиностроение» и «строительство» в трех региональных вузах, изучали два обязательных курса в разных форматах. Перед началом обучения их случайным образом определили в одну из трех групп. Первая группа (101 студент) проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары (смешанный формат — 100 студентов), а третья (124 студента) — осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями на форуме.

Все участники эксперимента проходили пре-тест перед началом занятий, а также несколько психологических тестов, в частности, на определение уровня прокрастинации, учебной мотивации и саморегуляции. Состав групп значимо не отличался по результатам этих тестов, а также по полу, возрасту, баллам ЕГЭ и предыдущему опыту прохождения онлайн-курсов. После прохождения курса студенты всех трех групп сдавали один и тот же экзамен, который выступал в качестве пост-теста к эксперименту.

В эксперименте приняли участие три вуза, которые входят в III квартиль по качеству приема, численностью от 10 000 до 25 000 студентов. Студенты двух вузов слушали курс «Инженерная механика», студенты третьего — «Технологию конструкционных материалов». Онлайн-курсы были разработаны преподавателями УрФУ в рамках ФГОС по выбранным направлениям подготовки. Модель исследования подразумевала, что преподаватели МООК обладают более качественным образовательным бэкграундом, больше публикуются и дольше преподают в вузе, чем преподаватели очных курсов.

Сравнение результатов обучения трех групп проводилось по трем параметрам: уровень освоения дисциплины (балл за пост-тест), уровень удовлетворенности форматом курса, уровень вовлеченности в освоение дисциплины (сколько времени было затрачено). Результаты сравнения позволяют говорить о том, что, во-первых, формат обучения (онлайн, смешанный, традиционный) не влияет на результаты студентов, а также нет различий в субъективной оценке студентами своих знаний по курсу в зависимости от формата обучения. Во-вторых, студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, менее удовлетворены своим курсом и скорее предпочитают традиционный или смешанный формат обучения. В-третьих, исследователи отмечают, что некоторые МООК могут оказаться более сложными для прохождения только в формате онлайн, а также онлайн-курсы различаются по тому, сколько времени требуется для их освоения.

Авторы отмечают некоторые ограничения исследования, связанные со сложностью распространения результатов исследования на вузы других типов и неинженерные специальности, с невозможностью проконтролировать общение студентов друг с другом, влияние конкретного преподавателя,вуза. Но как отметил руководитель проекта, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков, предложенная модель тестирования качества онлайн-курсов тиражируема и может быть использована другими вузами. В частности, экспериментальная апробация позволит понять совместимость конкретных МООК с курсами в конкретном вузе и оценить риски для образовательных результатов студентов. Исследователи готовы делиться своими методологическими наработками с заинтересованными коллегами.

Author: Liudmila V. Mezentseva, March 14, 2018