Вовлеченность семьи в образование школьника действует как социальный лифт. Малообеспеченные родители расширяют жизненные возможности своих детей, если активно участвуют в их школьной жизни, показали специалисты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Михаил Гошин и Татьяна Мерцалова.
Работа опирается на масштабное исследование НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Опрошены почти 4 тыс. семей во всех типах населенных пунктов в девяти федеральных округах.
Многие исследования доказывают, что уровень образования и доходов родителей, то есть их социально-экономический статус (СЭС), влияет на успеваемость ребенка. Школьники из семей с высоким СЭС обычно учатся лучше и в итоге чаще поступают в вузы. И наоборот, дети малообеспеченных родителей имеют «меньше шансов получить образование на том же уровне, что их более благополучные одноклассники», отмечает Татьяна Мерцалова. Такие выпускники реже продолжают образование, а потом становятся менее квалифицированными специалистами. Возникает «замкнутый круг» — неравенство воспроизводится, подчеркивает эксперт.
Однако, как показало исследование, разорвать этот круг и обеспечить ребенку лучшее будущее вполне возможно. Многое зависит от того, насколько семья вовлечена в учебу школьника. Чем выше родительская активность, тем лучше результаты ученика. А значит — и шире образовательные возможности.
Интерес семьи в школьной жизни ребенка помогает ему преодолеть образовательное неравенство. Высокий уровень вовлеченности родителей «нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом», пишут исследователи. Активность семьи «косвенно влияет на то, чтобы образовательные результаты и возможности ребенка были не хуже», чем у его сверстников из более обеспеченных семей, поясняет Мерцалова.
Отношение семьи к школе влияет и на получение высшего образования. СЭС родителей определяет не только возможности, но и мотивы. Среди семей, мало вовлеченных в учебу, об отсутствии желания у ребенка идти в вуз заявили 13,5% обеспеченных родителей и почти половина родителей с низким уровнем дохода. А в малообеспеченных, но интересующихся школой семьях доля подростков, не собирающихся учиться дальше, примерно такая же, как в состоятельных.
Для анализа связи оценок учеников и вовлеченности семей в школьную жизнь исследователи выделили несколько уровней родительской активности. При «нулевом» уровне, когда семье нет дела до учебы, дети часто получают двойки и тройки.
Первый, или базовый, уровень предполагает «воспитание и коммуникацию»: внимание родителей к школьным оценкам и событиям в классе, контакт с учителями. Таким способом в школьной жизни участвуют свыше 90% семей. «Дети, чьи родители вовлечены в их образование на этом уровне, показывают более высокие образовательные результаты по сравнению с теми, чьи родители в образовании не участвуют», — отмечают авторы статьи.
Высший уровень вовлеченности — участие в управлении школой и образовательной политике на уровне местного сообщества — «реализуют лишь немногие родители». Так, в принятии решений по развитию школы задействованы 13,1% родителей (это, например, члены управляющих советов). И 3,4% семей сотрудничают с органами управления образованием (как правило, это люди с высоким СЭС, многие из них имеют ученую степень, занимают руководящие должности и пр). В таких семьях дети добиваются самых высоких образовательных результатов.
Средний уровень родительского участия предполагает, например, помощь детям в выполнении домашних заданий («домашнее обучение»), а также в организации учебы и разнообразных мероприятий в школе («волонтерство»). И первым, и вторым «занимаются около половины российских родителей», указывают авторы. Достижения школьников из таких семей выше, чем у их ровесников из семей, интересующихся школой лишь на базовом уровне, заключают эксперты.