We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Менее половины стран обеспечивают бесплатное дошкольное образование

Ученые НИУ ВШЭ и Университета Калифорнии выявили, что 45 процентов стран и всего 15 процентов стран с низким доходом обеспечивают бесплатное дошкольное образование. Результаты исследования были опубликованы в International Organisations Research Journal.

На Генеральной ассамблее ООН в 2015 году в цели устойчивого развития по образованию было включено обеспечение всеобщего дошкольного образования во всём мире. Исследователи начали мониторинг мирового прогресса выполнения задачи, изучив глобальное неравенство в обеспечении дошкольного образования для всех. Они создали количественно сравниваемую базу данных, используя информацию из отчетов национальных правительств Международному бюро ЮНЕСКО по образованию, а также данные по странам Всемирного банка, политики ЕС в области образования и других международных организаций. Всего было проанализировано 86% государств-членов ООН (166 стран).

В результате было выявлено, что менее половины (45%) изученных стран обеспечивают как минимум один год бесплатного дошкольного образования как обязательного, так и нет. Только 27% всех изученных стран (45 из 166) предоставляют два или более лет бесплатного дошкольного образования. Девятнадцать процентов стран предоставляют бесплатное дошкольное образование; среди них меньшинство (29%) предоставляет его в течение двух лет или более. Напротив, среди 26% стран, которые предоставляют бесплатное, но не обязательное дошкольное образование, большинство (76%) предоставляют его на два или более года.

«Есть существенная доказательная база исследований, демонстрирующая связь между дошкольным образованием, успешным окончанием обязательного образования и экономическим успехом, — комментирует руководитель международного исследования доктор Наталья Милованцева, доцент НИУ ВШЭ. — И мы знаем, что для обеспечения доступности, образовательные программы должны быть бесплатными».

Доступность дошкольного образования существенно варьируется в зависимости от региона. В Европе и Центральной Азии 70% стран предоставляют не менее одного года бесплатного дошкольного образования. В Северной и Южной Америке этот процент немного выше — 75%. Для сравнения: малая часть стран Южной Азии (17%), Африки к югу от Сахары (14%), Ближнего Востока и Северной Африки (25%), Восточной Азии и Тихого океана (19%) предлагает не менее одного года бесплатного дошкольного образования.

Также ученые проанализировали дошкольное образование в зависимости от доходов стран. Возможность получить хотя бы один год бесплатного дошкольного образования гораздо чаще встречается в странах с высоким доходом (62%) и в странах с доходом выше среднего (63%), чем в странах с доходом ниже среднего уровня (27%) и с низким (15%).

Исследование НИУ ВШЭ и Университета Калифорнии демонстрирует разрыв доступности между начальным и дошкольным образованием в мире. По состоянию на 2014 год в 159 странах было обеспечено всеобщее — бесплатное и обязательное — начальное образование, в то время как только менее половины (44%) этих стран предоставляли по меньшей мере один год бесплатного дошкольного образования в 2015 году. 

December 10, 2018