We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Гендерное программи­рование

Как детей учат быть настоящими девочками и мальчиками

©ISTOCK

В дошкольном образовании есть свой скрытый учебный план: воспитатели детского сада транслируют детям ряд социальных норм. В том числе — представления о женственности и мужественности, однако в консервативном их понимании, показали социологи НИУ ВШЭ. Девочкам предписывают «правильный» характер и образ жизни. От них требуются послушание, красота, увлечение музыкой и танцами и пристрастие к розовому цвету.

«Делание гендера» (doing gender) — конструирование мужественности и женственности — практикуется уже в детском саду. Скрытый, явно гендеризованный учебный план пронизывает всю жизнь дошкольников: от игр до увлечений определенными профессиями, выяснили Ольга Савинская и Анастасия Чередеева. При этом феминность и маскулинность формируются «узко, по стереотипам массового сознания». Девочкам «в процессе социализации полагается стремиться быть нормативно одобряемыми, соответствовать идеальности». Под этим подразумеваются привлекательность, кротость, прилежность и артистизм. Стоит интересоваться профессиями, предполагающими заботу (о людях или животных), а на утренниках играть принцесс, снежинок и другие гламурные роли. Родители, скорее, поддерживают такое однообразие, хотя оно может мешать индивидуальному развитию девочек.

Исследование основано на интервью с матерями (возраст от 27 до 40 лет), а также беседах в диадах (мамы плюс дочки четырех-семи лет одновременно).

Жизнь в розовом конверте

Гендерная социализация начинается с детства, причем в соответствии с устоявшимися в обществе нормами.

Социокультурные стереотипы о феминности и маскулинности, или, в терминах американского психолога Сандры Бем, «линзы гендера», — одни из самых мощных. Женщинам и мужчинам приписывают разное поведение, разные роли и даже разные способности. Среди таких шаблонов, например:

Андроцентризм и патриархат (мир — мужской, женщины в нем недооцениваются). Причем женщины нередко перенимают мужское недоверие к возможностям своего пола;

Полярность мужского и женского начал;

Биологичность феминности и маскулинности (самой природой женщинам якобы предписана самореализация в семье, а мужчина — главным образом добытчик и кормилец). 

По мнению американского социолога Майкла Киммела, можно говорить о тотальной гендеризации общества. С точки зрения пола поляризованы многие институты: семья, образование, работа. «Именно в этих сферах доминантные определения усиливаются и репродуцируются, – пишет он. – В этих сферах применяются дисциплинарные санкции к «отклоняющимся от нормы»».

Существует и так называемый «гендерный дисплей» (термин американского социолога Ирвинга Гофман), который помогает идентифицировать участников коммуникации как носителей пола.

Для детей такая идентификация тесно связана с внешними особенностями: одеждой, типичным поведением и пр. Дошкольники приписывают мальчикам и девочкам почти полярные качества: первых нередко считают грубыми и драчливыми, вторых — нежными и добрыми. В одежде гендерный дисплей начинается с цветовой идентификации: мальчик vs девочка. Транслируются расхожие представления о «правильных» цветах.

Даже новорожденным «предписывают гендерно ориентированные атрибуты», отмечают Ольга Савинская и Анастасия Чередеева. Из роддома девочек выписывают в розовых конвертах. В дошкольном возрасте их «учат носить розовые вещи, поскольку общество диктует, что именно эти цвета ассоциируются с женским образом». Одна из матерей-респонденток подтверждает: «Самый любимый цвет у нас — розовый». 

Мальчикам активность, девочкам — послушание

Система образования, наравне с семьей, транслирует детям социальные установки, ориентиры и роли. Это и есть «скрытый учебный план», в терминах американского социолога Филипа Джексона, автора монографии «Жизнь в классе» («А Life in Classrooms»). Он видел в этом феномене важные аспекты социализации учеников, не отраженные в учебном плане, но «неизбежно реализуемые его выполнением». Среди них — и вопросы пола.

По словам социолога, исследователя девичества, Елены Ярской-Смирновой, «начиная с дошкольного возраста, педагоги поощряют мальчиков к самовыражению и активности, а девочек – к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду».

О таких же практиках рассказывают и респонденты. Воспитательница учит, что «девочка должна всегда быть чистой и красивой, что мальчики должны девочек защищать и приглядывать за ними», говорит информантка. Но и родители нередко приветствуют в девочках кротость и послушание. «Она очень спокойный ребенок и делает все, что ей скажут», — с гордостью рассказывает мама о дочери.

Идея о том, что красота — главный женский капитал, реализуется даже в тех ролях, которые девочки играют в детсадовских спектаклях. Это вполне гламурные персонажи: принцессы, снежинки, ягодки, феи и пр. (Мальчики исполняют «роли спасителей и хищников: богатырей, гномов, волков и медведей»).

Леди играют на пианино

Нормативными девичьими увлечениями считаются музыка, пение и танцы. Эти занятия воспринимаются как обязательный аспект «феминного» образования. Здесь воспитатели и родители фактически солидарны.

Матери «назначают» дочерям творческие занятия иногда безотносительно к тому, чем интересуются сами девочки. Красноречива, например, такая реплика респондентки: «Мы очень рады, что она [дочка] не сопротивляется ходить на музыку. <…> Вроде бы ее сильно не воротит от этих занятий». Речи об особом увлечении девочки этими занятиями нет, но родители уже определили ее образовательную траекторию: «Мы с папой очень бы хотели, чтобы она занималась музыкой профессионально».

Такая позиция может ограничивать возможности девочек. Исследователи видят опасность в том, чтобы деятельность человека детерминировалась его «биологическим полом». Ребенку нужно дать шансы «реализовываться естественным образом, не опираясь на такие культурные схемы, как: «девочка должна…» или «мальчик должен…»», подчеркивает психолог Юлия Гусева.

Девочки — налево, мальчики — направо

Игры дошкольников тоже соответствуют гендерным стереотипам. Девичьи игры варьируются в рамках модели «дочки — матери». В них обычно участвуют только девочки (очень редко — мальчики). Такие игры подкрепляют обычные представления о ролях в семье — «о предназначении женщины как матери». Впрочем, это не противоречит и настрою самих девочек. Уже в дошкольном возрасте многие из них «имеют склонность к проявлению материнских привязанностей», отмечают эксперты. В то же время, строгое разделение игр на «девочковые» и «мальчиковые» не всегда продуктивно.

Сами дошкольники в интервью признают, что любят играть по-разному, «в свободные игры, создавать свои правила», испытывать возможности игрушек, придумывать для них новые роли. Такие забавы, собственно, и есть главные мотиваторы жизни в детском саду, комментируют исследователи.

Воспитатели действительно иногда учат детей играть вместе, но это не становится традицией. Матери тоже не настаивают на совместных играх, поскольку считают, что мальчики и девочки имеют разные увлечения.

Самореализация в заботе

Интерес к тем или иным профессиям в детском саду тоже гендеризован. «В качестве желаемых среди девочек четырех — семи лет упоминались профессии ветеринара и воспитательницы», —пишут авторы. Мальчики же, по данным исследований, больше играют в брутальные профессии: пожарных и водителей автомобилей.

 «Сюжетно-ролевые игры в дочки-матери со сверстницами и игры с мягкими игрушками превращаются в обучающую практику заботы и ухода о ком-то», – комментируют исследователи. Именно этого и ждут от девочек. Одна информантка подчеркивает: «Мне кажется, профессия ветеринара очень жизнеутверждающая… <…> Все-таки для девочки очень важно быть мягкой, доброй, заботливой». Впоследствии, в школьном возрасте, самим девочкам оказываются особенно важны нужность людям и одобрение со стороны общества. В то же время, вряд ли стоит сводить самореализацию девочек исключительно к заботе о других.

Императив идеала

Другие исследования показывают, как doing gender продолжается в школе: из девочек пытаются сделать «леди совершенство».

Общество, школа и семья навязывают девочкам свои стандарты успеха. Причем безупречность требуется во всем: от внешности, манер и правильного круга друзей до побед на олимпиадах и в конкурсах. Такой же прессинг, скорее всего, испытывали и их матери. Общество тоже ждало от них совершенства. «А в счастье без успешного встраивания в общество мало кто верит», — комментируют исследователи. 

По сути, на девочек переносят повышенные требования к женщинам в целом: они должны быть «отличницами» и в профессии, и в семье (что вовсе не гарантирует каких-либо вознаграждений).

В массовом сознании считается, что девочки должны обладать качествами «супервумен» – Василисы Премудрой, в которой прекрасно все: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Мальчикам приписывают другое амплуа — Ильи Муромца. Былинный герой поначалу пассивен, но его богатырские возможности рано или поздно проснутся. Так что на мальчика можно и не наседать, но «подспудно признавать его активную роль в обществе», заключают исследователи. 

IQ

Авторы исследования:
Ольга Савинская, доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭ; Анастасия Чередеева, магистрантка факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Author: Olga Sobolevskaya, December 19, 2018