Тот, кто идет в толпе, уткнувшись в телефон, но избегая столкновений, следует определенным законам, которые сам же создает. Ходьбу одиночек как условие для движения масс изучил Андрей Корбут.
«Хождение в толпе — не менее искусная практика, чем те, которые привыкли анализировать социологи, например, жизнь в семье или профессиональная деятельность», — утверждается в исследовании.
Посмотреть на толпу его автор предлагает не привычно извне, как на монолитное и надындивидуальное сообщество, а альтернативно — изнутри, с точки зрения повседневного опыта ее участников (анализ с позиций феноменологии и этнометодологии). Общий вывод: порядок движения обеспечивается ориентацией людей на действия друг друга, согласованностью действий в определенных ситуациях.
Предметом наблюдений были выбраны толпы в метро — наиболее рутинизированные, динамичные, с существенно меняющейся в течение дня плотностью. Со стороны они кажутся равномерным распределением участников на станциях, эскалаторах или в переходах. Изнутри толпы человек видит другое — «разнородную организацию тел, вещей, пустот и дистанций», указывающих на его собственные возможности и вероятное поведение других. То есть подсказывающих, что происходит и как себя вести.
Правило, которому он при этом следует, — правило минимизации пустот: использовать пространство, образуемое в результате ситуативных действий окружающих.
Толпа как воплощение социальных сил и символ общественных преобразований привлекла внимание социологов в конце XIX — начале XX веков. Однако постепенно интерес уходил. Во второй половине XX столетия исследования толпы оказались на периферии из-за двусмысленности самого понятия и появления новых терминов для описания организации общества. Интерес вернуло распространение цифровых технологий, заставившее переосмыслить явление. Наиболее показательной в этом отношении стала книга Говарда Рейнгольда «Умная толпа». Новые способы коммуникации позволяют устанавливать отношения, не сталкиваясь лицом к лицу, поэтому толпы стали рассматривать не столько как скопления народа, сколько как процесс, лишь на одной из фаз приводящий людей в физический контакт друг с другом.
Типичные методы организации ходьбы в толпе связаны с вливанием в нее, управлением скоростью и траекториями, остановками (торможением), следованием друг за другом.
Так, скорость рассматривается идущими не как индивидуальная характеристика, а как характеристика, которой человек должен управлять в соответствии с обстоятельствами. Предполагается, что он будет учитывать быстроту перемещения других и не создавать для них помех (например, один «тормозящий» — выстраивать за собой цепочку медленно движущихся и проч.).
Скорость позволяет изменить свое положение даже в самой плотной толпе: тот, кто торопится, опережает остальных, используя пустоты, маневрирует, оценивая движение соседей.
В некоторых случаях открывшимися «коридорами» воспользоваться не только желательно, но и обязательно. «Создаваемый в толпе порядок имеет моральный характер. Каждое действие воспринимается как действие с последствиями для окружающих, поэтому ожидается, что оно будет выстраиваться с учетом таких последствий», — объясняет Андрей Корбут.
Для человека в толпе остальные ее участники являются ориентированными объектами: «каждый может “положиться” на другого в том, что касается направления и скорости движения, то есть начать идти “на поводу” у впереди идущего».
«Часто в метро наблюдаются такие кластеры, где люди следуют друг за другом, — рассказывает ученый. — Они могут достаточно легко смещаться в сторону, однако в любом случае наличие подобных ориентированных объектов позволяет двигаться, не уделяя постоянного внимания происходящему вокруг (некоторые на ходу читают книгу или газету, играют в компьютерные игры, набирают текст в мобильном телефоне)».
Избежать столкновения помогает перемещение «в шахматном порядке»: участник двигается немного позади и между двумя впереди идущими, что позволяет делать шаги в промежутке между ними.
Оказавшийся в толпе «имеет доступ лишь к феноменам, находящимся в пределах его видимости и слышимости». Он фиксирует только тех, кто движется с понятными ему скоростями и направлениями.
Не случайно, шагая быстрее прочих, можно внезапно уткнуться в чью-то спину. Это вынуждает замедлиться, провоцирует остановки и торможения.
Однако само явление остановок и торможений такая ситуация не характеризует. Они наблюдаются даже в очень плотных толпах и редко связаны с форс-мажором (споткнулся, наклонился поднять оброненную вещь и т.п.).
Одна из причин «стоп-сигналов» — желание пропустить вперед другого. В этом случае:
ускоряющийся должен продемонстрировать тому, кто его пропускает, готовность воспользоваться создаваемым проходом;
пропускающий замедляется и дает дорогу. Причем замедляется постепенно – чтобы не создать трудностей для идущих сзади: дать им время тоже притормозить либо поменять траекторию.
Вливание в толпу — это тоже решение организационных задач. Чтобы стать ее частью, требуется использовать определенные методы.
Возможности для вливания могут быть систематическими. Например, так: «В разреженной толпе находящиеся с краю держатся на определенном расстоянии от стен или ограждений, тем самым создавая “прослойку” (слабо заполненное или пустое пространство) между толпой и стеной/ограждением, которой пользуются желающие пройти быстрее».
Оценив плотность стоящих в конце, в толпу встраиваются и случайным образом: смещаясь вдоль ее заднего края до места с минимальными пустотами между собой и другими идущими. Нужные ниши «вычисляются» сразу, при беглом взгляде. Таким образом присоединиться к движению удается почти в любой точке.
IQ