We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Экологический взнос

Как британцы борются
с пластиковыми пакетами

© IPHOTOSTOCK

В октябре 2015 года в английских супермаркетах была введена плата за использование одноразовых пластиковых пакетов. Эта мера получила широкую поддержку общества. Она изменила экологическое поведение населения, его осознанность в вопросах сохранения окружающей среды, а также повлияла на поддержку других подобных мер, направленных на борьбу с пластиковыми отходами.
Международная группа ученых провела лонгитюдное исследование и определила, насколько британцы одобряют нововведение, и готовы ли они поддержать другие сборы с целью улучшения экологии. Результаты работы опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

Одноразовые пластиковые пакеты появились в супермаркетах Великобритании в 1980-х годах. В 2014 году их количество превысило 8,5 млрд штук, что составило примерно 58 тыс. куб. тонн пластиковых отходов. Для снижения уровня экологического загрязнения власти административно-политических частей Королевства стали поочередно вводить плату в размере 5 пенни (0,06 долларов США) за один пакет*. В Уэльсе эта мера заработала в 2011 году, в Северной Ирландии — в 2013, в Шотландии — в 2014. В результате потребление пакетов снизилось на 80%, а у покупателей вошло в привычку брать с собой в магазин сумку. Деньги, получаемые супермаркетами с данного сбора, направляются на благотворительные экологические и социальные проекты.

Механизм воздействия платы за пакет на поведение потребителя оставался до конца непонятным. Одни исследователи видели в этом исключительно экономический эффект. Другие считали, что 5 пенни — ничтожная сумма, и введение платы скорее влияет как фактор нарушения автоматизма — привычки брать в супермаркетах бесплатные пакеты.

Чтобы проверить обе гипотезы, коллектив ученых, представляющих Кардиффский университет в Великобритании и Высшую школу экономики, провели первое лонгитюдное исследование о влиянии платы за пакет на поведение потребителей.

Работа основывалось на анализе трех компонентов: опросе, глубинных интервью и наблюдениях, которые были сделаны до введения пакетного сбора в Англии в октябре 2015 года и после него.

Лонгитюдный опрос

проводился в три этапа среди респондентов из Англии, Уэльса и Шотландии. Первый этап состоялся в сентябре 2015 года. В нем приняло участие более 3 тыс. человек, из которых 1802 респондента были из Англии.  Второй этап проходил в ноябре 2015 года, то есть через месяц после введения пакетного сбора. Число респондентов составило около 2 тыс. человек. Последний опрос проводился в апреле 2016 года. В нем приняли участие 1230 человек. Среди них 728 англичан, 271 валлийцев и 231 шотландец.

Исследователей интересовали три темы:

Как часто британцы используют одноразовые пакеты;
Ответы респондентов оценивались по 5-балльной шкале, где 1 означало «никогда», а 5 — «всегда».
Согласны ли они с тем, что за использование пакетов взимается плата;
Готовы ли они поддержать другие подобные инициативы в целях сокращения негативного влияния на окружающую среду.
В частности, согласны ли они доплачивать по 5 пенни за продукцию в пластиковой бутылке или в пластиковой упаковке. И поддержат ли они повышение налога на бензин и дизель в целях снижения количества выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу.

Мнения респондентов оценивались по 5-балльной шкале, где 1 означало «вовсе не согласен», а 5 — «полностью согласен». Помимо этого, исследователи собирали данные о социально-экономическом положении респондентов.

Лонгитюдные интервью

проводились два раза. Первый — в сентябре 2015 года за месяц до введения платы на одноразовые пластиковые пакеты в Англии. В нем приняли участие 52 британца. Второй раз интервью проводились в ноябре 2015 года. Были опрошены 43 жителя Англии, Уэльса и Шотландии.

Исследователей интересовали те же три темы:
 Отличалось ли использование пакетов респондентами до и после введения сбора;
Отличалось ли отношение к данному сбору до и после его введения;
Отличалось ли отношение к введению других подобных экологических сборов до и после введения платы за пакеты.

Лонгитюдные наблюдения

проводились в четырех брендах сетевых магазинов Англии и Уэльса. Исследователи смотрели, с какими сумками и пакетами люди выходят из супермаркетов в разное время и дни недели.
Первый раз наблюдения проводились в июле 2015 года, когда в Уэльсе одноразовые пластиковые пакеты уже были платными, а в Англии еще нет.
Второе наблюдение осуществлялось через год, в июле 2016 года, когда прошло около 10 месяцев после введения платы за пакеты в Англии.
В общей сложности за два этапа было собрано 3764 наблюдения за покупателями, из них 1961 — в Уэльсе и 1803 — в Англии.

Результаты

опроса показали, что после введения платы частота использования пластиковых пакетов упала с «иногда» до «очень редко». Это подтвердили и результаты наблюдения: до введения пакетного сбора 48% покупателей в Англии использовали одноразовые пластиковые пакеты, а меньше, чем через год после введения, их количество снизилось до 17%. Интервью показали, что все респонденты либо полностью прекратили, либо существенно сократили потребление пакетов. Данные интервью также продемонстрировали, что введение платы выступило катализатором изменения привычки автоматического использования пластиковых пакетов. В большинстве своем респонденты заявляли, что для них не составило особого труда начать использовать многоразовые сумки при походах в супермаркет, и что теперь они осознанно относятся к потреблению пластиковых пакетов.

Пол, возраст и уровень дохода респондентов во всех трех исследованиях не оказывали значимого влияния на эти результаты. Значимых различий между поведением покупателей магазинов разных размеров, ценовой категории и места расположения обнаружено также не было. Эти данные говорят о том, что нововведение имело не столько экономический, сколько психологический эффект. Очевидно, что люди с достатком выше среднего отказывались от одноразовых пакетов не ради экономии.

Представители разных возрастных групп восприняли нововведение как разумную меру по снижению количества пластиковых отходов и высказались за ее поддержку. Кроме того, опрос показал, что респонденты поддерживают введение аналогичного сбора на продукцию, продаваемую в пластиковой упаковке. Они считают, что это может привести к снижению количества пластиковых отходов и улучшить качество окружающей среды. Однако большинство опрошенных не готово согласиться с введением дополнительных сборов на бензин и дизель. Несмотря на то, что эта инициатива по мотивам схожа с взиманием платы за пакеты, респонденты считают, что такая мера «ударит» по всему населению (особенно людям с низкими доходами) и по предприятиям. По их мнению, государству вместо того, чтобы вводить дополнительные пошлины, стоит подумать о развитии новых, экологически чистых технологий в области топлива и транспорта.
IQ


* Имеется в виду полиэтиленовый пакет-«майка» толщиной менее 70 микрон, отпускаемый на кассе.

Авторы исследования:
Елена Сауткина,  Департамент психологии НИУ ВШЭ
Грегори Овен Томас и Ваутер Портинга, Уэльская школа архитектуры Кардиффского университета
Эмили Уолстенхолм и Лорен Уитмаш, Школа психологии Кардиффского университета

 

Author: Alena Tarasova, March 18, 2019