• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Авиакомпании в ответе

Одни заботятся о правах меньшинств,
другие выживают

«Я очень возбужден», Педро Альмодовар

Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров и демонстрируют свою общественную значимость. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо и материалы вторичной переработки, третьи предпочитают не брать на себя дополнительных обязательств и просто выживают. То, какой будет социальная политика авиакомпании — деятельной или безразличной — во многом зависит от проблем региона базирования авиаперевозчика, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.

Модные либералы

Самые передовые либеральные тенденции отражаются в политике пятерки ведущих по трафику авиакомпаний Европы и Северной Атлантики. Это Lufthansa, British Airlines, Air France, Ryanair и Turkish Airlines.

Все они стремятся воплощать в жизнь принцип разнообразия и равных возможностей для сотрудников и подрядчиков. Компании активно поддерживают представителей меньшинств и предоставляют одинаковое карьерное развитие для мужчин и женщин.

Забота о местном сообществе проявляется в создании новых рабочих мест и оказании гуманитарной помощи. Причем последняя преимущественно носит денежный характер или выражается в виде авиаперевозок необходимых грузов.

Что касается снижения негативного воздействия на экологию и окружающую среду, то здесь инициативы авиаперевозчиков направлены на соблюдение требований законодательств и оптимизацию потребляемых ресурсов. Компании не готовы вкладывать средства в мероприятия, не ведущие к повышению их эффективности.

Богатые снобы

Эта группа включает American Airlines, Delta Airlines, United Airlines, Southwest Airlines и AirCanada. Их регион базирования — Северная и Центральная Америка.

От предыдущей пятерки они отличаются тем, что в документации они не ссылаются на законодательства, а подчеркивают добровольный характер своей деятельности в области социальной ответственности. Впрочем, это характерно для всех, кроме AirCanada.

Ключевое направление их социальной ответственности — безопасность. Хотя помимо этого, они инвестируют в разработку биотоплива и предпринимают шаги в направлении снижения объема выбросов углекислых газов в атмосферу. Однако в сотрудничестве с НКО в области экологии не заинтересованы.

Немаловажную роль в их политике занимает благотворительность. Компании перечисляют деньги в различные фонды и особенно активно поддерживают ветеранов, военнослужащих и членов их семей.

Они также заинтересованы в лояльности собственных сотрудников. Известна их практика стимулирования персонала за счет выплаты дивидендов по акциям.

Ну и конечно, не последним по значимости в их политике остается комфорт и удобство пассажиров. Компании активно развивают развлекательные медиасистемы на борту и доступность WiFi.

Независимые труженики

Небогатыми, но своенравными представляются авиакомпании Южной Америки. Тут в пятерку лидеров входят LATAM Airlines Brazil, Avianca, Gol, Azul и Aerolineas Argentinas.

Перевозчики этого региона делятся на два лагеря: одни добровольно несут социальную ответственность, другие исполняют предписания законодательств. Примечательно, что в своих отчетах авиаперевозчики не скрывают проблем и неисполнение требований регулятора. (Отчеты авиакомпаний других регионов больше напоминают рекламно-презентационные материалы, призванные повысить лояльность к бренду). Здесь в корпоративной культуре развит принцип ответственности каждого работника за безопасность как сотрудника, так и пассажира.

Им также свойственно повышенное внимание к гигиене труда. Это вызвано высоким уровнем антисанитарии в странах Южной Америки и многочисленности инфекционных заболеваний. В качестве превентивных мер для сотрудников проводятся различные лекции и семинары.

Компании стремятся сделать перелеты как можно более доступными, поэтому они активно развивают новые направления и системы льготных тарифов на авиабилеты.

Между тем южноамериканцы не готовы добровольно участвовать в государственных инициативах и брать на себя дополнительные обязательства.

Щедрые покровители

В Азиатско-тихоокеанском регионе на рынке гражданской авиации доминируют China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Air China, Singapore Airlines и Cathay Pacific.

У этих компаний нет единого понимания о социальной ответственности, однако все они работают по трем направлениям: исполнение законодательства, совершенствование систем управления рисками и эффективности, добровольные инициативы.

Большое внимание уделяется благотворительности, особенно в целях повышения доступности образования (стипендии, субсидирование авиабилетов, покупка школьной формы и учебников) и медицины.

Перевозчики заинтересованы в расширении географии своих полетов и поэтому открывают новые маршруты в слаборазвитые регионы, а для их актуализации активно инвестируют в местную инфраструктуру (строят аэропорты, дороги, обустраивают земельные площади для посева). Компании также оказывают гуманитарную помощь.

Помимо этого, все авиалинии принимают участие в предотвращении незаконного оборота объектов дикой природы.

Имея большое общественное влияние и значение, авиакомпании тем не менее не забывают и о потребностях собственных сотрудников. Для развития творческого потенциала персонала создают кружки по интересам и проводят корпоративные мероприятия.

Услужливые боссы

В странах Ближнего Востока в пятерку лидеров входят авиакомпании Emirates Airline, Qatar Airways, Etihad Airways, Saudia и El Al Airlines. Им свойственно широкое участие в вопросах развития региона и благополучия местного сообщества.

Известно, что компании поддерживают реализацию национальных проектов, организуют международные мероприятия в стране базирования, инвестируют в доступность образования. Они также предпринимают меры по защите дикой природы.

В приоритете компаний не безопасность, а комфорт пассажиров на борту и при прохождении наземных процедур. Это выражается в упрощении процесса регистрации, совершенствовании лояльных программ, индивидуальном подходе к клиентам.

В целом ближневосточные авиаперевозчики под корпоративной социальной ответственностью понимают добровольные меры, направленные на улучшение своей операционной деятельности и благополучия местного сообщества. В своих отчетах они не ссылаются на требования законодательства, не затрагивают вопросы противодействия коррупции и не отчитываются о соблюдении требований в области экологии, исключение — израильская El Al Airlines.

Выживающие добровольцы

Поведение авиакомпаний африканского континента проникнуто добрыми намерениями, правда реализуются они несистемно и неуверенно. Речь идет о Ethiopian Airlines, South African Airways, Kenya Airways, Arik Air и Air Mauritius.

Под социальной ответственностью они понимают добровольную деятельность преимущественно по защите дикой природы, развитию местного сообщества и гуманитарную помощь. Однако информация об их конкретных инициативах публикуется нерегулярно. Компании не отчитываются о проделанном, а лишь отмечают свои намерения, например, по закупке более экологичных судов, и ссылаются на мировой опыт.

Патриотичные вассалы

На отечественном рынке доминируют три компании группы «Аэрофлот» («Аэрофлот — российские авиалинии», «Россия», «Победа» ), S7 и «Уральские авиалинии». Несмотря на общий регион базирования с «модными либералами» (Европа и Северная Атлантика), приоритеты социальной политики российских перевозчиков отличаются.

Во главе угла находится развитие персонала: его обучение и мотивация, здоровье и социальная защищенность (компании развивают пенсионные и жилищные программы для сотрудников).

В рамках благотворительности перевозчики оказывают помощь детям, а также поддерживают национальные праздники, в первую очередь, День Победы.

Для поддержки социально-экономической жизни местного населения авиакомпании создают рабочие места в регионах присутствия. Они также активно участвуют в развитии Дальнего Востока. Это объясняется государственным субсидированием перевозок по данному направлению.

Отечественные компании практически не отчитываются о работе по повышению безопасности перелетов. Из чего напрашивается вывод, что это не является для них приоритетом.

Что касается экологии, то здесь российская пятерка придерживается мирового тренда: компании модернизируют воздушный парк, оптимизируют маршруты, повышают энергоэффективность в целом. Но, как и их иностранные коллеги, не готова что-то делать сверх необходимого для оптимизации собственных бизнес-процессов.

Стоит отметить, что группа компаний «Аэрофлот» единственная, кто отчитывается о своей деятельности в области корпоративной социальной ответственности. Остальные перевозчики, по мнению исследователя, еще «не созрели» до осознания важности публикации подобной информации для стейкхолдеров и пассажиров.
IQ


Автор исследования:
Наталия Гончарова, эксперт Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ
Author: Alena Tarasova, July 23, 2019