Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров и демонстрируют свою общественную значимость. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо и материалы вторичной переработки, третьи предпочитают не брать на себя дополнительных обязательств и просто выживают. То, какой будет социальная политика авиакомпании — деятельной или безразличной — во многом зависит от проблем региона базирования авиаперевозчика, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.
Самые передовые либеральные тенденции отражаются в политике пятерки ведущих по трафику авиакомпаний Европы и Северной Атлантики. Это Lufthansa, British Airlines, Air France, Ryanair и Turkish Airlines.
Все они стремятся воплощать в жизнь принцип разнообразия и равных возможностей для сотрудников и подрядчиков. Компании активно поддерживают представителей меньшинств и предоставляют одинаковое карьерное развитие для мужчин и женщин.
Забота о местном сообществе проявляется в создании новых рабочих мест и оказании гуманитарной помощи. Причем последняя преимущественно носит денежный характер или выражается в виде авиаперевозок необходимых грузов.
Что касается снижения негативного воздействия на экологию и окружающую среду, то здесь инициативы авиаперевозчиков направлены на соблюдение требований законодательств и оптимизацию потребляемых ресурсов. Компании не готовы вкладывать средства в мероприятия, не ведущие к повышению их эффективности.
Эта группа включает American Airlines, Delta Airlines, United Airlines, Southwest Airlines и AirCanada. Их регион базирования — Северная и Центральная Америка.
От предыдущей пятерки они отличаются тем, что в документации они не ссылаются на законодательства, а подчеркивают добровольный характер своей деятельности в области социальной ответственности. Впрочем, это характерно для всех, кроме AirCanada.
Ключевое направление их социальной ответственности — безопасность. Хотя помимо этого, они инвестируют в разработку биотоплива и предпринимают шаги в направлении снижения объема выбросов углекислых газов в атмосферу. Однако в сотрудничестве с НКО в области экологии не заинтересованы.
Немаловажную роль в их политике занимает благотворительность. Компании перечисляют деньги в различные фонды и особенно активно поддерживают ветеранов, военнослужащих и членов их семей.
Они также заинтересованы в лояльности собственных сотрудников. Известна их практика стимулирования персонала за счет выплаты дивидендов по акциям.
Ну и конечно, не последним по значимости в их политике остается комфорт и удобство пассажиров. Компании активно развивают развлекательные медиасистемы на борту и доступность WiFi.
Небогатыми, но своенравными представляются авиакомпании Южной Америки. Тут в пятерку лидеров входят LATAM Airlines Brazil, Avianca, Gol, Azul и Aerolineas Argentinas.
Перевозчики этого региона делятся на два лагеря: одни добровольно несут социальную ответственность, другие исполняют предписания законодательств. Примечательно, что в своих отчетах авиаперевозчики не скрывают проблем и неисполнение требований регулятора. (Отчеты авиакомпаний других регионов больше напоминают рекламно-презентационные материалы, призванные повысить лояльность к бренду). Здесь в корпоративной культуре развит принцип ответственности каждого работника за безопасность как сотрудника, так и пассажира.
Им также свойственно повышенное внимание к гигиене труда. Это вызвано высоким уровнем антисанитарии в странах Южной Америки и многочисленности инфекционных заболеваний. В качестве превентивных мер для сотрудников проводятся различные лекции и семинары.
Компании стремятся сделать перелеты как можно более доступными, поэтому они активно развивают новые направления и системы льготных тарифов на авиабилеты.
Между тем южноамериканцы не готовы добровольно участвовать в государственных инициативах и брать на себя дополнительные обязательства.
В Азиатско-тихоокеанском регионе на рынке гражданской авиации доминируют China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Air China, Singapore Airlines и Cathay Pacific.
У этих компаний нет единого понимания о социальной ответственности, однако все они работают по трем направлениям: исполнение законодательства, совершенствование систем управления рисками и эффективности, добровольные инициативы.
Большое внимание уделяется благотворительности, особенно в целях повышения доступности образования (стипендии, субсидирование авиабилетов, покупка школьной формы и учебников) и медицины.
Перевозчики заинтересованы в расширении географии своих полетов и поэтому открывают новые маршруты в слаборазвитые регионы, а для их актуализации активно инвестируют в местную инфраструктуру (строят аэропорты, дороги, обустраивают земельные площади для посева). Компании также оказывают гуманитарную помощь.
Помимо этого, все авиалинии принимают участие в предотвращении незаконного оборота объектов дикой природы.
Имея большое общественное влияние и значение, авиакомпании тем не менее не забывают и о потребностях собственных сотрудников. Для развития творческого потенциала персонала создают кружки по интересам и проводят корпоративные мероприятия.
В странах Ближнего Востока в пятерку лидеров входят авиакомпании Emirates Airline, Qatar Airways, Etihad Airways, Saudia и El Al Airlines. Им свойственно широкое участие в вопросах развития региона и благополучия местного сообщества.
Известно, что компании поддерживают реализацию национальных проектов, организуют международные мероприятия в стране базирования, инвестируют в доступность образования. Они также предпринимают меры по защите дикой природы.
В приоритете компаний не безопасность, а комфорт пассажиров на борту и при прохождении наземных процедур. Это выражается в упрощении процесса регистрации, совершенствовании лояльных программ, индивидуальном подходе к клиентам.
В целом ближневосточные авиаперевозчики под корпоративной социальной ответственностью понимают добровольные меры, направленные на улучшение своей операционной деятельности и благополучия местного сообщества. В своих отчетах они не ссылаются на требования законодательства, не затрагивают вопросы противодействия коррупции и не отчитываются о соблюдении требований в области экологии, исключение — израильская El Al Airlines.
Поведение авиакомпаний африканского континента проникнуто добрыми намерениями, правда реализуются они несистемно и неуверенно. Речь идет о Ethiopian Airlines, South African Airways, Kenya Airways, Arik Air и Air Mauritius.
Под социальной ответственностью они понимают добровольную деятельность преимущественно по защите дикой природы, развитию местного сообщества и гуманитарную помощь. Однако информация об их конкретных инициативах публикуется нерегулярно. Компании не отчитываются о проделанном, а лишь отмечают свои намерения, например, по закупке более экологичных судов, и ссылаются на мировой опыт.
На отечественном рынке доминируют три компании группы «Аэрофлот» («Аэрофлот — российские авиалинии», «Россия», «Победа» ), S7 и «Уральские авиалинии». Несмотря на общий регион базирования с «модными либералами» (Европа и Северная Атлантика), приоритеты социальной политики российских перевозчиков отличаются.
Во главе угла находится развитие персонала: его обучение и мотивация, здоровье и социальная защищенность (компании развивают пенсионные и жилищные программы для сотрудников).
В рамках благотворительности перевозчики оказывают помощь детям, а также поддерживают национальные праздники, в первую очередь, День Победы.
Для поддержки социально-экономической жизни местного населения авиакомпании создают рабочие места в регионах присутствия. Они также активно участвуют в развитии Дальнего Востока. Это объясняется государственным субсидированием перевозок по данному направлению.
Отечественные компании практически не отчитываются о работе по повышению безопасности перелетов. Из чего напрашивается вывод, что это не является для них приоритетом.
Что касается экологии, то здесь российская пятерка придерживается мирового тренда: компании модернизируют воздушный парк, оптимизируют маршруты, повышают энергоэффективность в целом. Но, как и их иностранные коллеги, не готова что-то делать сверх необходимого для оптимизации собственных бизнес-процессов.
Стоит отметить, что группа компаний «Аэрофлот» единственная, кто отчитывается о своей деятельности в области корпоративной социальной ответственности. Остальные перевозчики, по мнению исследователя, еще «не созрели» до осознания важности публикации подобной информации для стейкхолдеров и пассажиров.
IQ