Пандемия Covid-19 жестко ограничивает социальные контакты во всем мире, особенно для людей старшего возраста. Исследователи ВШЭ, между тем, подтвердили, что встречи с друзьями и родственниками — одно из весомых условий счастья людей в возрасте от 50 лет и старше, проживающих в европейских странах. Социальные контакты для них также важны, как здоровье, материальное благополучие или профессиональная самореализация. Доклад по результатам исследования подготовлен для XXI Апрельской международной научной конференции.
Необходимость оставаться дома снижает риски заражения Covid-19, но параллельно негативно влияет на психическое самочувствие, в том числе из-за дефицита социальной активности, которая важна для пожилых. Именно они в первую очередь столкнулись с жесткими режимами социальной изоляции.
Исследование ВШЭ показало, что даже ежемесячные встречи с близкими — друзьями или родственниками — повышают шансы европейцев среднего и старшего возраста быть счастливыми на 73,3%. Если же такие встречи происходят не реже раза в неделю, шансы на счастье вырастают уже в 2,12 раза. К такому выводу пришли исследователи ВШЭ, изучив влияние социальной активности на уровень счастья европейцев старше 50 лет.
Исследование сделано на данных 6-й волны Европейского социального исследования (European Social Survey) и охватило 23 766 респондентов из 26 стран. Выбор возрастной границы от 50 лет авторы объясняют тем, что именно в этот период жизни начинает постепенно меняться социальный статус в связи с выходом с рынка труда, в том числе, чтобы заботиться о внуках или престарелых родителях, либо на досрочные пенсии.
Есть и другая форма социализации, доступная пожилым европейцам: это добровольческая деятельность, под которой понимается участие в работе волонтерских и благотворительных организаций независимо от их профиля (помощь детям, пожилым, инвалидам и многое другое). Как показали результаты исследования, она не так значимо влияет на счастье, как встречи с близкими. Тем не менее, эффект от нее есть, если речь идет о достаточно интенсивном волонтерстве — не реже одного раза в месяц. Тогда шансы на то, чтобы чувствовать себя счастливым, вырастают на 25,9%.
Согласно теории ролей, чрезмерная социальная активность может оказывать обратный — негативный — эффект. Время и ресурсы ограничены, и многочисленные обязательства могут приводить к эмоциональному напряжению и стрессу, что особенно важно для людей старшего возраста. Ряд исследований подтверждают, что слишком интенсивная волонтерская деятельность (более одного-нескольких раз в месяц) отрицательно влияет на субъективное благополучие или не приводит к его росту.
В ходе исследования ВШЭ, тем не менее, гипотеза о негативном влиянии повышенной социальной активности на уровень счастья не подтвердилась. В фокусе внимания были контакты с близкими раз в неделю и более и волонтерская деятельность раз в месяц и более. «Чем чаще индивиды встречаются с родственниками и друзьями, тем выше их субъективное благополучие. А в случае с волонтерской деятельностью только ее высокая интенсивность (раз в месяц и чаще) оказывает значимое положительное влияние на уровень счастья», — говорится в исследовании.
Карантинные меры безусловно повлияют и уже повлияли на субъективное благополучие всех людей, не только представителей старшего поколения. Но причина не только в социальной изоляции, но и в смене ежедневных привычек и распорядка дня, уменьшении двигательной активности, эмоциональной нагрузке тревожными новостями. «Первые исследования, проведенные в Китае, показали, что эпидемия коронавируса и связанный с ней карантин привели к росту беспокойства, расстройству сна и депрессивным симптомам во всех группах населения», — отмечает в разговоре с IQ.HSE заведующая Центром Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
Авторы также попытались выяснить, может ли волонтерство замещать контакты с друзьями и родственниками. Ответ — да, но опять же, если речь идет о частом участии — не менее раза в месяц. И верно это не для всех стран. Так, например, в Швейцарии, Германии и Исландии частая добровольческая деятельность (раз в месяц и чаще) замещает частые социальные контакты (раз в неделю и чаще). То есть, если человек более активен в волонтерской деятельности, он менее активен во взаимодействии с друзьями и родственниками. В Швеции, Португалии, Албании и Болгарии — наоборот — частая волонтерская деятельность увеличивает и неформальные социальные контакты.
В половине стран эти виды активности друг друга не замещают вообще. Так в Нидерландах и Норвегии наблюдается наибольшее количество людей старше 50 лет, вовлеченных в оба вида активности, а в России, Украине и Литве, напротив, социальная активность людей после 50 — и формальная, и неформальная ниже, чем в большинстве других стран.
В России один из самых низких уровней счастья людей среднего возраста и пожилых — 22-е место из 26. Не отличается высокими показателями и население других стран Восточной, а также Южной Европы и Прибалтики. «Более низкие оценки уровня счастья в них по сравнению со странами Северной и Западной Европы могут отражать различия в условиях проживания людей среднего и старшего возраста и степени их социальной активности», — комментируют исследователи.
«Когда во многих странах действуют карантины, привычную социальную активность могут компенсировать дистанционные формы общения — социальные сети, мессенджеры, которые позволяют оставаться в контакте с родственниками и друзьями», — говорит Оксана Синявская. Она добавляет, что источником субъективного благополучия может быть любая человеческая деятельность, приносящая положительные результаты. Сейчас, многие информационные, образовательные, культурно-досуговые организации открыли доступ к своим онлайн-сервисам. Замещение одних видов деятельности другими, недоступными в силу карантина, по мнению исследователей, может также частично компенсировать старшим поколениям дефицит общения.
Низкой социальной активности россиян, как считают авторы, есть несколько объяснений. Среди них — и недостаточное пока еще развитие третьего сектора, и дефицит информации о доступных возможностях волонтерства, и невысокий уровень доверия своим согражданам, который является основой соседских, дружеских отношений, организациям и институтам. «Советский опыт старшего поколения, с его, с одной стороны, квази-обязательной добровольческой деятельностью (например, участие в субботниках и т.п.), а с другой, с возможностью формального членства (в профсоюзах) без реальной деятельности также вносит вклад в низкие показатели нынешнего участия в добровольческой деятельности», — пишут исследователи. Наконец, волонтерство, по их мнению, как формальная социальная активность проигрывает межсемейным формам взаимной поддержки, подкрепляемым традиционно сильными семейными ценностями.
IQ