We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Радость крашеная

Смыслы и назначения пасхальных яиц в народных практиках

Почему на Пасху яйца красят в красный, что делать с освященной скорлупой, и как именно яйцо стало частью обрядовых традиций? В преддверие Пасхи фольклорист Андрей Мороз рассказал IQ.HSE о народных поверьях, связанных с праздником.

Зачем нужны яйца

В славянской традиции яйца красят поголовно — и это не вытекает ни из какого христианского сюжета и никак с ним не связано.

Логика ясна: яйцо — символически нагруженный объект, который присутствует в разных культурах. И понятно, почему. Яйцо — вещь абсолютно простая и всегда под рукой, что важно: ведь обрядовые символы берутся из повседневного обихода и изначально сложными практически не бывают. Во-вторых, это неодушевленный предмет, из которого рождается жизнь. 

И в-третьих, хотя нам это может казаться не вполне мотивированным, во многих культурах считается, что яйцо — это красиво.

По русской традиции, когда ребенка моют в первый раз, принято класть в воду разные вещи, чтобы обеспечить ему необходимые качества. Соль — чтобы не сглазили, деньги, серебро — чтобы ребенок был богатым, яйцо — чтобы был красивым, как яйцо, есть такое устойчивое сравнение. Восточнославянские девушки, чтобы быть красивыми, умывались «с красного пасхального яйца».

Зачем красить яйца

Забавно, что по поводу подобных вещей традиция сама в какой-то момент начинает задаваться вопросом — а почему так и зачем, и сама себе отвечает. Вопрос, почему яйцо внутри традиции, никогда не возникал, а почему его надо красить, традиция себе объясняет.

Известно огромное количество разных сюжетов. Некоторые из них взаимно противоречивые — что, впрочем, никогда никому не мешало. Они восходят, в основном, к сюжету воскресения, но сильно переработанному и измененному. Наиболее близкая к Евангелию — про пи́санки: Христос несет крест, ему встречается Симон Киринеянин, который несет корзину яиц. Он ее ставит на землю и помогает нести крест на Голгофу. Вернулся — а яйца у него красные, красивые, пестрые. Это удивительное превращение обычного повседневного предмета в красивый путем божественного вмешательства — и одновременно символ отличия человека, как награда.

«Путь на Голгофу» Уголино ди Нерио, 1324 год

Другой сюжет: Христос воскрес и пошел по деревне в сопровождении детей, лепил снежки и детям раздавал. Эти снежки с кровью, которая капала из его рук, — как раз яйца. Тут важно не только то, что они красные, а что они красные именно по этой причине.

Во всех сюжетах много нюансов, но важен прецедент, который возводит к начальной точке истории — к распятию Христа, из-за которого красный цвет оказывается базовым. При этом в некоторых культурах яйца могли красить и в другие цвета. Например, у сербов существовало разделение: красный для мужчин, желтый — для женщин. В синий и черный их красили к поминальным дням пасхального цикла. На самом деле, яйца много где красят, не только на Пасху — к Фомину воскресенью, Красной горке, Юрьеву дню, Радунице, Проводам и на Троицу.

Что делать с первым яйцом

Первое пасхальное яйцо имеет символическое толкование. Во время пасхального завтрака оно могло делиться между членами семьи. У балканских славян, наоборот, существовал запрет на съедение первого яйца целиком. В Полесье первое яйцо иногда съедали вместе со скорлупой — веря, что это поможет им не страдать от жажды во время жатвы.

Роспись пасхальных яиц в Белой Краине, Словения, 1920 год

У сербов и болгар первое яйцо называется «страшник». Он защищает от грома — а это одна из серьезных фобий для традиционной культуры. Его хранят год: держат у икон, кладут в садовые деревья, чтобы они хорошо росли. Идея в том, что при множественности предметов первый наделяется особым смыслом, и страшник играет важную роль. Это же яйцо могли помечать восковым крестом и в Юрьев день обносить вокруг деревни, чтобы уберечь посевы от града.

Как пользоваться яйцами

Мы все знаем, что яйцами нужно биться. Но это верхушка айсберга. Главное — их надо есть. Ими разговляются. Люди отстояли пасхальную службу, при том, что накануне они ничего не ели, они возвращаются домой, у них накрыт стол. Крестьяне, скорее всего, не голодали: во время Пасхи продуктовый еще запас не заканчивался, это могло быть раннее лето, если не было неурожайного года. С другой стороны, не было никаких изысков: ели картошку, брюкву, грибы, при том, что крестьянский труд тяжелый. Поэтому на масленицу старались наесться перед постом — в символическом смысле, — а потом они дорывались до своих запасов творога и яиц, накопленных за это время.

Другая история — это игра, очень азартная, когда люди собираются большим количеством и бьются яйцами. Это как игра на деньги, на материальный интерес, особо удачливые выбивали себе по корзине яиц. 

Игры с яйцами были уделом взрослых мужчин: женщины не допускались, дети бились отдельно.

Как и в любой азартной игре, не обходилось без жульничества — вытачивали яйцо из дерева или из камня.

Были игры и другого рода, уже почти ушедшие — катание яиц на специальных лотках. Делается поле — яма, углубление в земле, идеально ровное, иногда на полу в избе. И делается лоток — желоб или две доски, сколоченные под прямым углом, или выдолбленная доска. И все участники кладут по яйцу и скатывают. Но яйцо — не шар, оно катится как попало и не очень далеко, в этом и интрига. Если оно задевает другие яйца, то игрок забирает их себе. Задача та же самая, выиграть побольше яиц, довольно азартное развлечение.

Игра в кучки, пасхальная дореволюционная открытка

Пасхальное яйцо оказывается и главным объектом дарения на протяжении некоторого времени. Ими обменивались при христовании и хождении в гости. Словенцы верили, что тот, кто соберет девять яиц из девяти дворов за время пасхальной недели, точно доживет до следующей Пасхи. У поляков и словаков пасхальное яйцо использовалось для выражения симпатии и благодарности — девушки дарили их юношам за услуги или знаки внимания. В пасхальный понедельник в Польше, Словакии и на западе Украины юноши обливали девушек водой или стегали их ветками, за что тоже в благодарность получали крашеные яйца.

Существует устойчивая обрядовая структура, когда люди ходят по домам, поют песни, обеспечивая этим некое благо, и в ответ просят, требуют или просто получают вознаграждение. В Рождество это колядование, а на Пасху традиции зависят от региона, но есть два похожих обряда.

Один, среднерусский — окликание молодых или «вьюнины», когда мужчины ходили по домам молодоженов, поженившихся в течение года, пели им и получали за это яйца. Второй, белорусский — волочебный. Структурно они похожи. Волочебники ходили по домам, пели песни христианского содержания, обливали себя и прохожих водой, чтобы обеспечить дождь в нужное время летом, и им давали яйца.

Яичная скорлупа

Скорлупа — тоже важный элемент. Современный городской житель, который ходит в церковь, красит яйца и освящает их на Пасху, задумывается — а что ему делать со скорлупой? Она же освященная, нехорошо ее выбрасывать в помойку. Для крестьянина вопрос не стоял — в деревне ее закапывали в землю или сжигали.

Со скорлупой существует много сюжетов, часто связанных с потусторонним. Ее можно отправить по реке, бросить в текучую воду — река в конечном счете попадает на тот свет, и по скорлупе покойники узнают, что наступила Пасха. И можно ее вторично использовать в ритуалах, потому что любой освященный предмет обладает некоторым свойством менять к лучшему положение дел. Скорлупу можно закопать под садовые деревья, в огород, дать клевать курицам. Болгары скорлупу первых пасхальных яиц смешивали с навозом и залепляли ей ворота двора для защиты.

Пасха живых и Пасха мертвых

В советское время получилось так, что Пасха стала основным поминальным днем. Эта традиция осталась и сейчас: в последние годы организуются специальные автобусы, которые возят на кладбища. Между тем, с точки зрения церкви, это категорически неправильно. Пасха — праздник новой жизни, а для поминовения усопших установлены специальные родительские дни — среди них Радоница, 9-й день после Пасхи.

В фольклорной традиции Радоница понимается как Пасха мертвых. Считается, что весть о воскресшем Христе приходит мертвым с запозданием, но если не посетить кладбища в этот день, они так и не узнают о воскресении. В Белоруссии это официальный выходной, в который все поголовно едут на кладбище.

Поминки на Радоницу, XIX век

Для традиционной культуры посещение кладбища важно — это отрефлексированная идея, что мы приходим к покойникам в гости на совместную трапезу и их угощаем. И яйца им тоже носят. Их катают по могиле, крестообразно или просто туда-сюда от головы к ногам, потом разбивают и там оставляют — либо закапывают в могилы или привязывают к могильным крестам.

Любая традиция многослойная и многоуровневая, и в пасхальных обрядах и верованиях существует нечто вне христианских сюжетов и предписаний: интерпретации, символы, игры. Это относится и к символике пасхального яйца. В нем иногда пытаются увидеть символику оплодотворения, важную для аграрного цикла — весна, скоро время, когда надо пахать и сеять. Но и шире того — яйцо символизирует новую жизнь, вечную и бесконечную.
IQ

Author: Andrey Moroz, April 17, 2020