Ситуация: Считается, что люди, заключающие межнациональные браки, сталкиваются с множеством сложностей. Обычно они связаны с разницей в менталитете, воспитании, ценностных, культурных и социальных нормах.
На деле: Супруги в межнациональных браках действительно менее удовлетворены своей семейной жизнью, чем люди в моноэтнических семьях. Но при этом они гораздо более открыты к обсуждению проблем в отношениях. А в случае принадлежности супругов к общей религиозной конфессии — у такой пары большие шансы на гармоничный брак.
Учёные из НИУ ВШЭ и РУДН провели сравнительный анализ жизненных и семейных ценностей в межнациональных и межконфессиональных семьях. В своей работе они сравнили моноэтнические русские, русско-арабские и русско-кавказские пары с одинаковой и разной религией супругов. Выяснилось, что среди мужчин и женщин, принадлежащих к разному этносу, большую роль играют нормативные (общекультурные) ценности, нежели индивидуальные. А общая религия помогает снизить напряжённость в отношениях, в том числе за счёт схожего понимания гендерных ролей. В то же время менее всего удовлетворены браком супруги, принадлежащие одновременно к разным этносу и различным религиям. Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioral Sciences.
Изучение ценностей и установок в межнациональных парах дают противоречивые результаты. Ряд исследований подтверждают, что разные культурные традиции вызывают большие конфликты среди супругов, принадлежащих к различным этносам. Из-за чего такие пары менее удовлетворены браком. В научной литературе есть много свидетельств, что этнически однородные браки более стабильны и благополучны.
Другие исследования подтверждают разный уровень удовлетворенности и устойчивости в межкультурных и монокультурных браках. Среди факторов, которые помогают парам справиться со сложностями — положительное отношение к культуре партнёра. Учёные сходятся во мнении, что сравнение ценностей и взглядов партнёров в межэтнических семьях — одна из самых острых проблем для исследователей.
Относительно ценностной составляющей существует множество точек зрения. С одной стороны предполагается, что межкультурные семьи в основном создают люди, которые либо уже культурно ассимилированы, либо обладают определёнными ценностями, такими как универсализм, терпимость и мультикультурализм. С другой стороны, основной проблемой таких браков считается различие мировоззрений супругов.
Существуют предположения, что культурные различия можно уменьшить за счёт сходства в образовании и личном развитии. А также, что два человека создают собственную культуру отношений, которая не противоречит ценностям каждого супруга.
Авторы нового исследования решили прояснить, как различаются жизненные и семейные ценности в разных типах пар — моноэтнических, межэтнических с разной религиозной принадлежностью и моноэтнических с одинаковой религиозной принадлежностью. Обычно фактор совпадения или несовпадения супругов по принадлежности к религиозной конфессии не учитывается в исследованиях межкультурных браков. В данной работе этот пробел был наконец восполнен.
Всего в исследовании приняли участие 138 человек, состоящих в 69 гетеросексуальных парах. Из них 20 моноэтнических русских, 30 межэтнических и межконфессиональных (русские/арабы) и 19 — межэтнических с общей религией (русские/кавказские христиане).
Супруги в русских парах принадлежали к православному христианству. Русско-арабские пары состояли из русских православных женщин и мужчин из разных арабских стран (Йемен, Ливан, Сирия, Иордания, Палестина и др.), исповедующих ислам. Русско-кавказские пары представляли русские православные женщины и мужчины — в основном, армяне, осетины и несколько грузин — все христиане.
Возраст респондентов — от 23 до 47 лет, в браке они состоят от 3 до 24 лет. В большинстве семей 1-2 ребёнка в возрасте от 1 до 13 лет. У всех респондентов есть постоянная работа — в основном они рядовые сотрудники или менеджеры среднего звена. Иностранные партнёры проживали в стране своего супруга от 5 до 30 лет. Все участники исследования умеренно религиозные.
Для изучения жизненных ценностей респондентов использовался «Ценностный опросник Шварца», адаптированный В.Н. Карандашевым, а для выявления семейных ценностей — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)» А.Н. Волковой. Также дополнительно применялся экспресс-метод — «Оценка удовлетворенности браком» В. Столина.
Результаты исследования подтвердили, что межэтническая семья — это сложное образование, в котором разные ценности и отношения не только конкурируют, но и взаимно трансформируют национальную и культурную идентичность супругов.
Выяснилось, что в межкультурных семьях степень совпадения жизненных ценностей супругов гораздо менее выражена, чем в монокультурных. Однако в парах, исповедующих одинаковую религию, различия в жизненных ценностях отражают не столько противоречия, сколько взаимодополняемость партнёров.
Религия сильно влияет на семейные ценности пар. Если мужчина и женщина принадлежат к одной конфессии, то их семейные ценности более традиционны с точки зрения гендерного распределения ролей. По сравнению с монокультурными семьями, оба типа межкультурных семей больше ориентированы на внешние факторы, например, на внешность партнёров.
Наиболее интересный результат — в межэтнических и межконфессиональных парах удовлетворённость браком самая низкая. Однако её повышает наличие общей религии в межкультурной семье. Тем не мене самый высокий уровень по этому показателю всё-таки в монокультурных браках.
В то же время результаты показали, что в межнациональных и межконфессиональных парах самая высокая степень согласованности представлений супругов относительно качества отношений. «То есть принадлежность супругов к разным культурам (как этническим, так и религиозным) оптимизирует процесс сравнения ценностей и семейных установок, — отмечают авторы. — А это способствует более глубокой привязанности в паре».
Межнациональные и межконфессиональные браки — достаточно распространённое явление, особенно, когда мир становится всё более открытым и глобализированным. У людей появляется больше возможностей найти пару в другой стране, в том числе благодаря развитию цифровых технологий.
В связи с этим тема ценностей и культурных установок в межкультурных браках приобретает ещё большую актуальность. Результаты данного исследования, как отмечают авторы, могут быть использованы психологами и социальными службами, чтобы помочь межкультурным семьям наиболее полно реализовать свой потенциал.
IQ