We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Плюс диджитализация всей страны

«Цифра» всё сильнее дополняет реальность россиян

Всех и во всём ли? — уточняет с опорой на данные официальной статистики и социологических опросов Высшей школы экономики первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.



Леонид Гохберг,
первый проректор, директор Института
статистических исследований и экономики знаний
(ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ


В развитие цифровой экономики граждане вкладываются уже почти наравне с организациями. Ещё до пандемии, в 2019 году, затраты домохозяйств на цифровые технологии составляли 40%. В прошлом году из-за перевода многих процессов в онлайн вовлечение населения в интернет-среду усилилось, вместе с тем обозначились и различные аспекты цифрового неравенства.

Потенциал расширения

В России, согласно последним имеющимся данным официальной статистики за 2019 год, три четверти (76,9%) домохозяйств подключены к интернету. Для сравнения: к глобальной сети, по данным Международного союза электросвязи, подключено более половины населения Земли (53,6%), в развитых странах — 86,6% взрослого населения, в развивающихся — 47%.

Подавляющее большинство российских интернет-пользователей в сеть выходят ежедневно. За десятилетие их доля выросла почти втрое (с 26% в 2010 год до 72,6% в 2019), причем ежедневная интернет-аудитория расширяется преимущественно за счёт граждан старших возрастов. В мире почти абсолютного покрытия добилась Южная Корея (99%), к такому же уровню близки Великобритания, Германия, Финляндия и Швеция (94–96%).

Важным трендом, который наблюдается в течение последнего пятилетия, стала «мобилизация» интернета: на фоне более низких тарифов на мобильный интернет в сравнении с фиксированным и стремительного развития гаджетов более половины (59,2%) взрослых россиян подключаются к сети вне дома или работы с помощью смартфонов (в 2015 годом — 37,6%). Ещё выше эта доля среди молодежи: как городской (более 87%), так и сельской (73%).

Границы «цифры»

По уровню развития телекоммуникаций и использованию информационно-компьютерных технологий заметны сильные диспропорции среди российских регионов. Весьма неоднородными темпами внедряются, например, широкополосные сети, которые, как подчеркивает Международный союз электросвязи, в XXI веке относятся к важнейшим элементам национальной инфраструктуры наравне с транспортными, энергетическими и водными коммуникациями. 

Разброс между регионами с преобладанием сельского населения и другими по этому показателю весьма значителен. Например, на 100 человек населения в 2019 году в Республике Ингушетия насчитывалось 1,5 абонента фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД), в Республике Дагестан — 3,2 против 37,5 в Новосибирской области и 22,3 в целом по стране.

Интеграция населения в цифровую экономику, освоение новых технологий и цифровых навыков прямо коррелируют с факторами возраста и места проживания людей. В 2019 году сельской местности к сети подключены 68% россиян; при этом вдвое больше (18,8%) тех, кто никогда не открывал интернет (против 9% среди горожан). В целом по стране каждый десятый никогда не использовал интернет (11,4%), главным образом в силу субъективных причин: отсутствия интереса, необходимости и соответствующих навыков. Население, не использующее интернет, состоит на 91% из лиц старше 50 лет.


Основные причины выхода в сеть у взрослых россиян стабильно, в течение многих лет, связаны с общением и участием в соцсетях. В 2019 году в них были вовлечены 76,7% населения в возрасте от 15 до 74 лет. Вторая по значимости цель — поиск информации, начиная с товаров и услуг (56,5%), развлекательного контента (47,6%) и заканчивая поиском образовательных курсов (9,8%) и дистанционным обучением (3,4%). Каждый второй россиянин (51,6%) ещё до пандемии освоил интернет-банкинг.

Распространенность цифровых развлечений тесно связана с доступностью высокоскоростного интернета и мощных компьютеров, поэтому городские дети играют в компьютерные игры и смотрят фильмы заметно активнее, чем дети из сел (80,9% против 72,7%). Подготовка к урокам и школьным проектам была самой частой причиной использования компьютера детьми, проживающими на селе (78,4%), и второй по значимости — у городских детей (78,7%).

COVID-триггер цифровизации

Если до пандемии цифровые технологии рассматривались как одно из возможных инструментальных решений, дополняющих физическую реальность, то в 2020 году они фактически стали альтернативной реальностью, в которую перешли многие повседневные рутинные задачи.

Для анализа изменений в потребительском поведении интернет-пользователей и оценки эффектов «вынужденной» (и к тому же срочной) цифровизации населения ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в ноябре 2020 года провёл онлайн-опрос среди взрослой интернет-аудитории. Результаты обследования наглядно показывают значительное влияние пандемии на вовлечение россиян в цифровую среду.

В 2020 году 76% опрошенных стали чаще применять цифровые инструменты для решения многих, хотя и далеко не всех, повседневных задач. Наиболее заметно вынужденная цифровизация повлияла на потребление информационного и развлекательного контента (игры, фильмы и сериалы, музыка), межличностное общение и использование образовательных услуг. Прирост интенсивности применения интернета в этих видах деятельности варьирует в диапазоне от 37 до 43 процентных пунктов, то есть более трети потребителей таких сервисов стали чаще их использовать именно в период социальной изоляции. Но, как было сказано выше, коммуникации у россиян и до пандемии были самой популярной целью выхода в сеть.

Онлайн/офлайн-баланс

Ноябрьский опрос продемонстрировал, что различные цифровые практики стали более востребованными в условиях самоизоляции и в перспективе могут серьезно потеснить традиционные. Самые высокие значения индекса цифровизации (более 70 п.п.) наблюдаются у таких практик, как поиск информации, использование госуслуг, продажа товаров, потребление развлекательного контента. Самые низкие значения индекса (31-32 п.п.) — у цифровых медицинских услуг и занятий спортом/танцами. Однако в относительном выражении (разница между наблюдаемым уровнем цифровизации и приростом активности применения цифровых инструментов) переход в онлайн этих практик был более интенсивным. Аналогичная картина наблюдается для индивидуальной деловой активности, творческих занятий и хобби.

Примерно в трёх из 24 социальных практик, по поводу которых проводился опрос, респонденты в равной степени обращались к онлайн- и офлайн-форматам. К ним, в частности, относится приобретение товаров и услуг. Индекс цифровизации этого вида деятельности (53 п.п.) показывает, что наряду с онлайн-покупками (их в 2020 году совершали 74% респондентов), россияне продолжали ходить и в обычные магазины. В доковидном 2019-м к интернет-шоппингу были готовы чуть более трети (35,7%) населения против 63% в среднем в странах ЕС.

Несмотря на активный переход в онлайн, далеко не все виды работы оказалось возможным перевести на дистант: подавляющее большинство трудоустроенных респондентов (70%) в 2020 году работали очно. И хотя каждый второй опрошенный (44%) в той или иной степени использовал интернет для работы, основные свои обязанности занятые пользователи чаще выполняли без него. По оценкам Минтруда России, за время пандемии на дистанционную занятость перешли почти 6 млн россиян (11% трудоустроенных), но в дальнейшем сохранить такой формат смогут 5% работников.


Апробированные в период социальной изоляции интернет-практики определенно повысят общий уровень цифровых навыков россиян, который ещё в допандемийном 2019 году оценивался как один из самых низких на фоне большинства европейских стран. К такому эффекту, конечно, хотелось бы прийти в совершенно иных обстоятельствах и за счёт более мягких стимулов, но развитие цифровой экономики давно набрало стремительный темп, и в новой реальности онлайн-практики получат ещё большее распространение. Причём есть все основания полагать, что дальнейшая цифровизация может привести к появлению новых факторов для цифрового неравенства, прежде всего на уровне индивидуальных практик и различий в цифровых навыках.

Благодаря навыкам владения компьютером и подключению к глобальной сети уже сейчас в разных точках страны граждане получают (либо нет) возможность доступа к более качественным образованию, медицинским услугам, досугу; заказывать продукты онлайн по более низким ценам и т.д. Устранить факторы цифрового неравенства лишь за счёт обеспечения равного доступа к интернету вряд ли возможно, здесь требуются системные решения по поддержке спроса населения на цифровые услуги и широкомасштабному обучению цифровым навыкам.

Самообразование как вызов

Многие россияне в период социальной изоляции оказались вынужденными пересмотреть свои профессиональные планы и трезво оценить имеющиеся компетенции сквозь призму новых реалий и старались повысить уровень образования на разных учебных курсах и тренингах. Если в 2019 году, как показал опрос населения, самообразованием с разной интенсивностью занимались в среднем примерно треть (36%) россиян, то среди интернет-пользователей эта доля достигала 44%.

Период пандемии не только интенсифицировал частоту пользования онлайн-сервисами, но и спровоцировал рост показателей цифровой грамотности. Так, в течение прошлого года каждый третий интернет-пользователь (34%) освоил новые цифровые навыки, а почти каждый второй (48%) планирует научиться чему-то новому.

Очевидно, что одним из положительных эффектов вынужденной цифровизации в течение 2020 года стало расширение практик самообразования в разных группах общества, повышение уровня цифровой грамотности и в перспективе — общего уровня человеческого потенциала страны.
IQ
 

Справочно: Тренды в развитии информационного общества Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает с начала 2000-х. Цифровой повесткой занимаются почти половина из его 20 центров, используя для этого инструменты статистики, социологии, анализа больших данных, мониторинговых и форсайт-исследований. Влияние пандемии на социальные практики коллектив ИСИЭЗ изучает также в рамках созданного в НИУ ВШЭ научного центра мирового уровня — Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала.

В этом материале представлены результаты исследования ИСИЭЗ, проведенного в ноябре 2020 года с целью оценить уровень интеграции населения в цифровую экономику и возможные эффекты пандемии на эти процессы. Общая выборка составила 3000 респондентов в возрасте от 14 лет и старше и отражает социально-демографическую структуру российской аудитории глобальной сети.

Также приводятся данные из нового статистического сборника серии «Цифровая экономика», которую ИСИЭЗ ежегодно публикует совместно с Минцифры России и Росстатом, и 4-го издания из серии ежегодных аналитических докладов о трендах развития интернета в России и мире, выпускаемой совместно с Координационным центром доменов .RU/.РФ.

Author: Leonid Gokhberg, March 22, 2021