We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • IQ media
  • News
  • В России стало меньше работников, получающих социальные льготы и гарантии

В России стало меньше работников, получающих социальные льготы и гарантии

Лучше всего ими обеспечены люди с наиболее высокой зарплатой — руководство и ценные специалисты — для них доступны бесплатная медицинская помощь, путёвки и другие преференции

Сначала коротко

Ситуация: Наличие социального пакета — одно из главных условий при выборе мест работы. Важным или очень важным для своей трудовой деятельности его считает свыше 73% россиян.

На деле: В современной России система социальных гарантий и льгот на предприятиях изменилась. Объём социальных услуг, выплат и компенсаций сократился, как и охват ими сотрудников компаний всех форм собственности.

Теперь подробнее

Социологи из НИУ ВШЭ и РАН Полина Козырева и Александр Смирнов изучили ситуацию за 2000–2018 годы. Данные всероссийского мониторинга RLMS–HSE выявили нестабильность и неутешительную динамику. Число граждан, не пользующихся гарантиями, положенными по закону, остаётся значительным. Работодатели продолжают урезать незарплатные траты на персонал, а принципы подхода к распределению благ обостряют проблему неравенства. Результаты работы опубликованы в «Журнале исследований социальной политики» .

О чём речь?

Соцгарантии и льготы от работодателя — это пособия и услуги, которыми он либо обязан обеспечить сотрудников, либо предоставляет добровольно, в соответствии с политикой компании. В России с распадом СССР и переходом к рыночной экономике система стала меняться. Её масштабы сжались, особенно резко — в середине 1990-х. Так, в 1992–1995 годах охват работников различными видами компенсаций сократился на 5–30%, количество социальных объектов на балансе предприятий — на 90%.

 
 

Сегодня соцпакеты складываются из трёх групп льгот и гарантий:

 обязательные, то есть предусмотренные законом: оплата больничных листов, разных видов отпусков — очередного ежегодного, по беременности, уходу за ребёнком и т.п.;

 не обязательные, но традиционно распространенные: безвозмездное лечение в ведомственных медучреждениях, оплата питания, путёвок в дома отдыха, детские лагеря и т.п.;

 дополнительные, по инициативе работодателя: медстраховки для работников и членов их семей, беспроцентные кредиты на строительство и ремонт, оплата арендуемого жилья, служебная мобильная связь и т.п.

Как изучали?

Проанализированы результаты «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS–HSE) — общенациональных репрезентативных опросов домохозяйств, проводимых с 1994 года. Вопрос «Предоставляются ли вам на этой работе следующие социальные льготы…?» включался в анкеты 2000–2010 и 2018 годов. Сравнение проводилось по данным за 2000, 2006, 2010 и 2018 годы.

Что получили?

Охват необязательными льготами, то есть теми, что не гарантирует государство, после 1990-х стал меньше, но сами они — разнообразнее. Особенно в 2000–2007 годах на волне появления новых предприятий, которым требовалось решать кадровые проблемы и закреплять конкурентные преимущества.

После мирового экономического кризиса в 2008–2009 и всех последующих стало хуже: компании активизировались в оптимизации производства и сокращении издержек, в том числе за счёт содержимого соцпакетов.

Отдельных обратных примеров тоже было немало, отмечают авторы исследования. Но в целом за 2000–2018 годы сокращение составило:

 в 5,6 раза (с 14 до 2,5%) уменьшилась доля тех, кому на основной работе предоставляли ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья;

 в 4,3 раза (с 13,5 до 3,1%) — тех, кто имел доступ к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях;

 в 2,8 раза (с 44,2 до 15,8%) — отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счёт предприятия;

 более чем в два раза (с 37,7 до 16,6%) — имевших возможность бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях или частично бесплатно в остальных;

 почти в два раза  (с 14,4 до 8,1%) — получавших компенсацию транспортных расходов;

 в 1,7 раза (с 14,4 до 8,1%) — обеспечивавшихся бесплатным или льготным питанием.

«Нередко работодатели отказываются от принятых ранее обязательств по такими льготам, понимая, что негативных последствий это иметь не будет», — комментируют исследователи. Единственное, что выбивается из общей картины — готовность к расходам по повышению профессионального уровня персонала. По данным RLMS HSE, о практике обучения в своих компаниях ежегодно говорит примерно каждый четвёртый-пятый работник.

С обеспечением обязательных (закрепленных законами) льгот и гарантий ситуация после 1990-х постепенно стабилизировалась, но сокращение отмечено и здесь. В 2000 году они были доступны примерно 89–91% занятых, в 2018-м — 73–88%.

Каждому седьмому по месту основной работы не оплачивались очередные отпуска или больничные листы, а каждому четвёртому — отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком до трёх лет.

При том, что урезание социальной поддержки — тенденция общая, есть нюансы для компаний в зависимости от форм собственности. На госпредприятиях такая поддержка заметнее. В частных компаниях нередко вместо соцпакетов предпочитают назначать более высокие зарплаты. 

В фирмах с иностранным капиталом социальные услуги, пособия и компенсации предоставляют чаще, чем в сугубо российских негосударственных.

Обучение за счёт работодателя — преимущество государственных и иностранных предприятий. На первых в 2018 году им было охвачено 34,2% работников, на вторых — 30,4%. Отечественные коммерческие компании значительно проигрывают — 15,7%.

В частном бизнесе по сравнению с государственным в два с лишним раза реже применяют оплату медпомощи или безвозмездное лечение в ведомственных учреждениях. Однако государственный сектор в этом смысле немного отстает от иностранного: 25,5% против 27,5%. 

В целом фирмы с иностранным участием существенно лидируют по нескольким статьям:

 оплата и льготы по питанию: предоставляются каждому пятому сотруднику (21%) — более чем в два раза чаще, чем в других компаниях;

 оплата арендуемого жилья — 5,1%. В коммерческих фирмах в пять раз меньше, в государственных — вдвое;

 оплата мобильной связи и интернета — 12,3% против 5,3% (частные) и 3,1% (государственные);

 ссуды и кредиты для строительства и ремонта — 5,1%. Преимущество перед остальными приблизительно в два раза.

Проблема масштабов не единственная. Вопрос ещё в том, каким образом соцльготы распределяются внутри компаний. Часто «больше» — это не всегда «лучше».

Обеспеченность льготами растёт по мере продвижения по службе. В результате чаще их получают руководители и ценные специалисты. Реже — неквалифицированные рабочие с самой низкой зарплатой, то есть те, кто в помощи нуждается в первую очередь. Как итог — усиление социального неравенства, и результаты исследования в подтверждение этого вывода весьма показательны.

Учёные разделили участников обследования на несколько групп в зависимости от уровня дохода по отношению к медианной заработной плате и сравнили по обеспеченности дополнительными социальными льготами по месту работы.


Получилось более чем наглядно. К примеру, бесплатное лечение или частичная компенсация лечения доступны лишь каждому десятому из группы самых низкодоходных (зарплата 0,75 и меньше медианы). А в группе самых высокодоходных (более чем вдвое выше медианы) — примерно каждому третьему.

Возможность получить путёвку в санаторий или детский лагерь есть у 9,6% низкодоходных и почти у 26% высокодоходных. Обучаться за счёт предприятия в первой группе могут около 16%, во второй — свыше 33%. Шансов на оплату проездных билетов у низкодоходных работников меньше в три раза, на помощь в содержании детей в детских садах — в два раза, на дотации по питанию — в полтора. 

Зачем это нужно?

Социальное обеспечение — чувствительная сфера для всех: сотрудников, работодателей, государства. Научные выводы на основе массовых опросов населения — помощь в «поиске более совершенных моделей взаимоотношений в сфере труда», в преодолении проблем неравенства и нарушения прав работников, в формировании более эффективной социальной политики в нашей стране.
IQ
 

Авторы исследования:
Полина Козырева, заведующая Центром лонгитюдных обследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН
Александр Смирнов, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН
Author: Svetlana Saltanova, January 13, 2022