Ситуация: Наличие социального пакета — одно из главных условий при выборе мест работы. Важным или очень важным для своей трудовой деятельности его считает свыше 73% россиян.
На деле: В современной России система социальных гарантий и льгот на предприятиях изменилась. Объём социальных услуг, выплат и компенсаций сократился, как и охват ими сотрудников компаний всех форм собственности.
Социологи из НИУ ВШЭ и РАН Полина Козырева и Александр Смирнов изучили ситуацию за 2000–2018 годы. Данные всероссийского мониторинга RLMS–HSE выявили нестабильность и неутешительную динамику. Число граждан, не пользующихся гарантиями, положенными по закону, остаётся значительным. Работодатели продолжают урезать незарплатные траты на персонал, а принципы подхода к распределению благ обостряют проблему неравенства. Результаты работы опубликованы в «Журнале исследований социальной политики» .
Соцгарантии и льготы от работодателя — это пособия и услуги, которыми он либо обязан обеспечить сотрудников, либо предоставляет добровольно, в соответствии с политикой компании. В России с распадом СССР и переходом к рыночной экономике система стала меняться. Её масштабы сжались, особенно резко — в середине 1990-х. Так, в 1992–1995 годах охват работников различными видами компенсаций сократился на 5–30%, количество социальных объектов на балансе предприятий — на 90%.
Сегодня соцпакеты складываются из трёх групп льгот и гарантий:
обязательные, то есть предусмотренные законом: оплата больничных листов, разных видов отпусков — очередного ежегодного, по беременности, уходу за ребёнком и т.п.;
не обязательные, но традиционно распространенные: безвозмездное лечение в ведомственных медучреждениях, оплата питания, путёвок в дома отдыха, детские лагеря и т.п.;
дополнительные, по инициативе работодателя: медстраховки для работников и членов их семей, беспроцентные кредиты на строительство и ремонт, оплата арендуемого жилья, служебная мобильная связь и т.п.
Проанализированы результаты «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS–HSE) — общенациональных репрезентативных опросов домохозяйств, проводимых с 1994 года. Вопрос «Предоставляются ли вам на этой работе следующие социальные льготы…?» включался в анкеты 2000–2010 и 2018 годов. Сравнение проводилось по данным за 2000, 2006, 2010 и 2018 годы.
Охват необязательными льготами, то есть теми, что не гарантирует государство, после 1990-х стал меньше, но сами они — разнообразнее. Особенно в 2000–2007 годах на волне появления новых предприятий, которым требовалось решать кадровые проблемы и закреплять конкурентные преимущества.
После мирового экономического кризиса в 2008–2009 и всех последующих стало хуже: компании активизировались в оптимизации производства и сокращении издержек, в том числе за счёт содержимого соцпакетов.
Отдельных обратных примеров тоже было немало, отмечают авторы исследования. Но в целом за 2000–2018 годы сокращение составило:
в 5,6 раза (с 14 до 2,5%) уменьшилась доля тех, кому на основной работе предоставляли ссуды и кредиты для строительства или ремонта жилья;
в 4,3 раза (с 13,5 до 3,1%) — тех, кто имел доступ к бесплатному или частично оплачиваемому содержанию детей в дошкольных учреждениях;
в 2,8 раза (с 44,2 до 15,8%) — отдыхавших в санаториях, на турбазах или отправлявших детей в детские лагеря за счёт предприятия;
более чем в два раза (с 37,7 до 16,6%) — имевших возможность бесплатно лечиться в ведомственных медучреждениях или частично бесплатно в остальных;
почти в два раза (с 14,4 до 8,1%) — получавших компенсацию транспортных расходов;
в 1,7 раза (с 14,4 до 8,1%) — обеспечивавшихся бесплатным или льготным питанием.
«Нередко работодатели отказываются от принятых ранее обязательств по такими льготам, понимая, что негативных последствий это иметь не будет», — комментируют исследователи. Единственное, что выбивается из общей картины — готовность к расходам по повышению профессионального уровня персонала. По данным RLMS HSE, о практике обучения в своих компаниях ежегодно говорит примерно каждый четвёртый-пятый работник.
С обеспечением обязательных (закрепленных законами) льгот и гарантий ситуация после 1990-х постепенно стабилизировалась, но сокращение отмечено и здесь. В 2000 году они были доступны примерно 89–91% занятых, в 2018-м — 73–88%.
Каждому седьмому по месту основной работы не оплачивались очередные отпуска или больничные листы, а каждому четвёртому — отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком до трёх лет.
При том, что урезание социальной поддержки — тенденция общая, есть нюансы для компаний в зависимости от форм собственности. На госпредприятиях такая поддержка заметнее. В частных компаниях нередко вместо соцпакетов предпочитают назначать более высокие зарплаты.
В фирмах с иностранным капиталом социальные услуги, пособия и компенсации предоставляют чаще, чем в сугубо российских негосударственных.
Обучение за счёт работодателя — преимущество государственных и иностранных предприятий. На первых в 2018 году им было охвачено 34,2% работников, на вторых — 30,4%. Отечественные коммерческие компании значительно проигрывают — 15,7%.
В частном бизнесе по сравнению с государственным в два с лишним раза реже применяют оплату медпомощи или безвозмездное лечение в ведомственных учреждениях. Однако государственный сектор в этом смысле немного отстает от иностранного: 25,5% против 27,5%.
В целом фирмы с иностранным участием существенно лидируют по нескольким статьям:
оплата и льготы по питанию: предоставляются каждому пятому сотруднику (21%) — более чем в два раза чаще, чем в других компаниях;
оплата арендуемого жилья — 5,1%. В коммерческих фирмах в пять раз меньше, в государственных — вдвое;
оплата мобильной связи и интернета — 12,3% против 5,3% (частные) и 3,1% (государственные);
ссуды и кредиты для строительства и ремонта — 5,1%. Преимущество перед остальными приблизительно в два раза.
Проблема масштабов не единственная. Вопрос ещё в том, каким образом соцльготы распределяются внутри компаний. Часто «больше» — это не всегда «лучше».
Обеспеченность льготами растёт по мере продвижения по службе. В результате чаще их получают руководители и ценные специалисты. Реже — неквалифицированные рабочие с самой низкой зарплатой, то есть те, кто в помощи нуждается в первую очередь. Как итог — усиление социального неравенства, и результаты исследования в подтверждение этого вывода весьма показательны.
Учёные разделили участников обследования на несколько групп в зависимости от уровня дохода по отношению к медианной заработной плате и сравнили по обеспеченности дополнительными социальными льготами по месту работы.
Получилось более чем наглядно. К примеру, бесплатное лечение или частичная компенсация лечения доступны лишь каждому десятому из группы самых низкодоходных (зарплата 0,75 и меньше медианы). А в группе самых высокодоходных (более чем вдвое выше медианы) — примерно каждому третьему.
Возможность получить путёвку в санаторий или детский лагерь есть у 9,6% низкодоходных и почти у 26% высокодоходных. Обучаться за счёт предприятия в первой группе могут около 16%, во второй — свыше 33%. Шансов на оплату проездных билетов у низкодоходных работников меньше в три раза, на помощь в содержании детей в детских садах — в два раза, на дотации по питанию — в полтора.
Социальное обеспечение — чувствительная сфера для всех: сотрудников, работодателей, государства. Научные выводы на основе массовых опросов населения — помощь в «поиске более совершенных моделей взаимоотношений в сфере труда», в преодолении проблем неравенства и нарушения прав работников, в формировании более эффективной социальной политики в нашей стране.
IQ