Мнение: Считается, что женщины менее склонны к риску. И это одна из причин, почему женщина-управленец потенциально может избегать развития компании в инновационном русле.
Реальность: Гендер, а также другие характеристики генеральных директоров по-разному влияют на инновационную активность компаний в России и европейских странах. Так, женщины-управленцы в России, как минимум, не уступают мужчинам в развитии новых технологий и выпуске на рынок новых продуктов, а в некоторых сферах демонстрируют большую по сравнению с мужчинами эффективность.
Учёные из НИУ ВШЭ и Университета Калабрии (Италия) провели масштабное сравнительное исследование влияния характеристик генеральных директоров (Chief Executive Officer, СEO) на инновационную эффективность компаний в России и шести европейских странах с развитыми экономиками. В фокусе внимания были такие характеристики, как гендер, возраст, а также статус — является ли CEO основателем, владельцем компании, членом семьи, владеющей бизнесом, либо наёмным работником. Изучались как крупные промышленные компании, так и фирмы, относящиеся к малому и среднему бизнесу. Результаты показали большие различия во влиянии характеристик СEO на инновационность российских и европейских организаций. Если в Европе женский пол и возраст в целом снижают инновационный потенциал бизнеса, то в России наоборот. Такие результаты авторы объясняют историческими факторами экономического развития, а также меньшей дискриминацией женщин на рынке труда в советское время и большей долей женщин в России, получающих образование в области естественных наук. Препринт работы доступен на сайте НИУ ВШЭ.
В развитых экономиках инновации считаются главными драйверами конкурентоспособности бизнеса и стабильного экономического роста. Теоретические и эмпирические исследования показывают связь между инновациями и разными показателями компаний, такими как размер, качество человеческих ресурсов, расходы на R&D (исследования и разработки) и международная активность. Тем не менее, как отмечают авторы новой работы, влияние характеристик СEO на инновации изучено недостаточно, хотя генеральные директора играют ключевую роль в их стратегическом выборе и внедрении.
В особенности мало известно о том, насколько различаются российские СEO в таких характеристиках, как гендер, возраст, образование, опыт управленческой работы, принадлежность к семейному бизнесу — от своих зарубежных коллег, и как эти характеристики влияют на эффективность компаний, в том числе инновационную.
Часть специфических различий российских и западных управленцев тем не менее на поверхности. Если в Европе семейная преемственность в бизнесе — обычное дело, то в России эта культура только начинает формироваться. В целом исследования показывают как позитивную, так и негативную роль семейных СEO в развитии компаний. С точки зрения эффективности бизнеса и предпринимательской ориентации наиболее успешны СEO-основатели по сравнению с их последователями.
Что касается возраста, то научные данные подтверждают, что руководители с солидным стажем работы более консервативны и склонны избегать рисков. В то же время молодые СEO получили образование недавно и поэтому с большей долей вероятности приобрели новые технические навыки и более готовы к использованию новейших знаний из открытых инновационных источников.
СEO старшего возраста однако имеют больше необходимых социальных и политических связей, например, с партнёрскими компаниями, банками, бизнес-ассоциациями, квалифицированным персоналом, органами власти. Одно из исследований, проведённое в 2014 году среди более чем полутора тысяч фирм из рейтинга Standard & Poor's, показало, что CEO с хорошими связями больше инвестируют в R&D и способствуют созданию большего количества патентуемых инноваций.
В переходных экономиках, по мнению авторов, возможны специфические эффекты влияния СEO на инновации. Старший возраст, наоборот, может быть позитивным фактором. Это обусловлено тем, что многие генеральные директора бывших советских предприятий в новых рыночных условиях стали собственниками компаний в результате приватизации. Они прошли со своими компаниями путь от плановой к рыночной экономике и наиболее успешные из них приспособились к новым рыночным условиям, в том числе развивая R&D и инновации.
Влияние гендера на инновационное развитие компаний также может быть неоднозначно в России и Европе. Это обусловлено несколькими факторами. Россия находится на верхних строчках рейтинга ОЭСР по доле женщин с полным средним и высшим образованием. Традиционно в России высока доля студенток в строительных и инженерных областях. Исторически со времён СССР сложилось, что женщины в России подвергались меньшей дискриминации на рынке труда. В конце 1980-х годов почти 90% женщин трудоспособного возраста были вовлечены в общественно организованный труд.
В Восточной Европе, включая Россию, 36% руководящих должностей заняты женщинами, в России доля женщин-руководителей выше среднего — 41%. В странах Западной Европы этот показатель составляет 27%, говорится в исследовании ассоциации Grant Thornton.
Также часто женщины в СССР занимали не очень тогда престижные руководящие должности в планово-финансовых отделах предприятий и организаций. Однако в 1990-е опыт работы в финансовой сфере, бухгалтерском учёте и планировании стал больше цениться на рынке труда, что способствовало к продвижению женщин на позиции СEO.
Доля женщин в группе «CEO и генеральные директора в компаниях малого и среднего размера» увеличивалась в России с 24,2% в 1994 году до 45,06% в 2002 году.
В новой работе был проведён анализ сведений из двух баз данных. Первая — EU-EFIGE/Bruegel-UniCredit, которая содержит данные по 14 000 компаниям обрабатывающей промышленности из семи европейских стран (Австрия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Испания и Великобритания). Вторая база — RUFIGE (проект НИУ ВШЭ «Российские предприятия в глобальной экономике»). Она содержит данные по 2 000 компаниям обрабатывающей промышленности из России.
Данные по европейским странам получены в 2010 году и включают информацию за трёхлетний период — с 2007 по 2009 годы. Данные по России собраны в 2014-м и также охватывают трёхлетний период — с 2011 по 2013 годы.
В ходе исследования учёные построили эконометрические модели, которые учитывали инновации, связанные как непосредственно с выпуском новой продукции, так и с освоением новых технологий. Компании, которые представляют оба типа инноваций в России и в Европе составляют 30% и 28%, соответственно, от общего числа обследованных предприятий.
Продуктовая инновация — выпуск новой для компании (не обязательно для рынка) продукции. Процессная инновация — внедрение новых для компании (не обязательно для рынка) или усовершенствованных технологических процессов.
Выяснилось, что семейный статус СEO позитивно связан с инновациями как в России, так и в Европе. И наиболее сильный эффект семейный статус директора оказывает на оба типа инноваций в традиционных секторах экономики, а также в компаниях малого и среднего бизнеса.
Авторы уточняют, что, согласно результатам исследования, в России СEO-владельцы успешны в преодолении неблагоприятной бизнес-среды и значимо чаще преуспевают в целом в освоении новых технологий. Это характерно для компаний малого и среднего бизнеса, в то время как в крупных компаниях СEO-владельцы более активны в продуктовых инновациях.
Также подтвердилась гипотеза исследователей относительно разного влияния возраста управленцев на инновации в России и Европе. В то время, как европейские компании, управляемые менеджерами старшего возраста, менее активны в продуктовых инновациях, в России такого эффекта не наблюдается. Однако и большей эффективности в отношении инноваций у российских менеджеров старшего возраста как результата нетворкинга (использования полезных связей) и самоотбора обнаружить не удалось — ни для всех предприятий обрабатывающей промышленности, ни для крупного и малого/среднего бизнеса.
Что касается гендера, то здесь авторы также оказались правы в своих изначальных предположениях. В Европе компании, управляемые женщинами, менее инновационны. В России в этом направлении женщины не уступают мужчинам, а в традиционных секторах они показывают даже большую инновационную активность.
Результаты исследования, как минимум, ставят под сомнение мифы, связанные с эйджизмом и гендерной дискриминацией на рынке труда. Россия прошла уникальный путь в своём экономическом развитии за последние 30 лет, что отразилось и на различиях во влиянии характеристик СEO на эффективность компаний. Объективные данные показывают — представления о том, что женщины в силу меньшей склонности к риску реже прибегают к внедрению инноваций — справедливы для европейских стран, но не для России.
Также солидный возраст СEO в российских компаниях не является препятствием для её инновационного развития, а статус СEO-владельца или принадлежность СEO к семье владельца, как и в европейских странах, способствует инновациям (однако в Европе — продуктовым, а в России — процессным).
IQ