We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • IQ media
  • News
  • В отличие от Европы в России женщины-генеральные директора не уступают мужчинам в инновациях

В отличие от Европы в России женщины-генеральные директора не уступают мужчинам в инновациях

А часто ещё демонстрируют и большую эффективность

Мнение: Считается, что женщины менее склонны к риску. И это одна из причин, почему женщина-управленец потенциально может избегать развития компании в инновационном русле.

Реальность: Гендер, а также другие характеристики генеральных директоров по-разному влияют на инновационную активность компаний в России и европейских странах. Так, женщины-управленцы в России, как минимум, не уступают мужчинам в развитии новых технологий и выпуске на рынок новых продуктов, а в некоторых сферах демонстрируют большую по сравнению с мужчинами эффективность.

Теперь подробнее

Учёные из НИУ ВШЭ и Университета Калабрии (Италия) провели масштабное сравнительное исследование влияния характеристик генеральных директоров (Chief Executive Officer, СEO) на инновационную эффективность компаний в России и шести европейских странах с развитыми экономиками. В фокусе внимания были такие характеристики, как гендер, возраст, а также статус — является ли CEO основателем, владельцем компании, членом семьи, владеющей бизнесом, либо наёмным работником. Изучались как крупные промышленные компании, так и фирмы, относящиеся к малому и среднему бизнесу. Результаты показали большие различия во влиянии характеристик СEO на инновационность российских и европейских организаций. Если в Европе женский пол и возраст в целом снижают инновационный потенциал бизнеса, то в России наоборот. Такие результаты авторы объясняют историческими факторами экономического развития, а также меньшей дискриминацией женщин на рынке труда в советское время и большей долей женщин в России, получающих образование в области естественных наук. Препринт работы доступен на сайте НИУ ВШЭ.

О чём речь?

В развитых экономиках инновации считаются главными драйверами конкурентоспособности бизнеса и стабильного экономического роста. Теоретические и эмпирические исследования показывают связь между инновациями и разными показателями компаний, такими как размер, качество человеческих ресурсов, расходы на R&D (исследования и разработки) и международная активность. Тем не менее, как отмечают авторы новой работы, влияние характеристик СEO на инновации изучено недостаточно, хотя генеральные директора играют ключевую роль в их стратегическом выборе и внедрении.

В особенности мало известно о том, насколько различаются российские СEO в таких характеристиках, как гендер, возраст, образование, опыт управленческой работы, принадлежность к семейному бизнесу — от своих зарубежных коллег, и как эти характеристики влияют на эффективность компаний, в том числе инновационную.

Часть специфических различий российских и западных управленцев тем не менее на поверхности. Если в Европе семейная преемственность в бизнесе — обычное дело, то в России эта культура только начинает формироваться. В целом исследования показывают как позитивную, так и негативную роль семейных СEO в развитии компаний. С точки зрения эффективности бизнеса и предпринимательской ориентации наиболее успешны СEO-основатели по сравнению с их последователями.

 
 

Что касается возраста, то научные данные подтверждают, что руководители с солидным стажем работы более консервативны и склонны избегать рисков. В то же время молодые СEO получили образование недавно и поэтому с большей долей вероятности приобрели новые технические навыки и более готовы к использованию новейших знаний из открытых инновационных источников.

СEO старшего возраста однако имеют больше необходимых социальных и политических связей, например, с партнёрскими компаниями, банками, бизнес-ассоциациями, квалифицированным персоналом, органами власти. Одно из исследований, проведённое в 2014 году среди более чем полутора тысяч фирм из рейтинга Standard & Poor's, показало, что CEO с хорошими связями больше инвестируют в R&D и способствуют созданию большего количества патентуемых инноваций.

В переходных экономиках, по мнению авторов, возможны специфические эффекты влияния СEO на инновации. Старший возраст, наоборот, может быть позитивным фактором. Это обусловлено тем, что многие генеральные директора бывших советских предприятий в новых рыночных условиях стали собственниками компаний в результате приватизации. Они прошли со своими компаниями путь от плановой к рыночной экономике и наиболее успешные из них приспособились к новым рыночным условиям, в том числе развивая R&D и инновации.

Влияние гендера на инновационное развитие компаний также может быть неоднозначно в России и Европе. Это обусловлено несколькими факторами. Россия находится на верхних строчках рейтинга ОЭСР по доле женщин с полным средним и высшим образованием. Традиционно в России высока доля студенток в строительных и инженерных областях. Исторически со времён СССР сложилось, что женщины в России подвергались меньшей дискриминации на рынке труда. В конце 1980-х годов почти 90% женщин трудоспособного возраста были вовлечены в общественно организованный труд.

В Восточной Европе, включая Россию, 36% руководящих должностей заняты женщинами, в России доля женщин-руководителей выше среднего — 41%. В странах Западной Европы этот показатель составляет 27%, говорится в исследовании ассоциации Grant Thornton.

Также часто женщины в СССР занимали не очень тогда престижные руководящие должности в планово-финансовых отделах предприятий и организаций. Однако в 1990-е опыт работы в финансовой сфере, бухгалтерском учёте и планировании стал больше цениться на рынке труда, что способствовало к продвижению женщин на позиции СEO.

Доля женщин в группе «CEO и генеральные директора в компаниях малого и среднего размера» увеличивалась в России с 24,2% в 1994 году до 45,06% в 2002 году.

Как изучали?

В новой работе был проведён анализ сведений из двух баз данных. Первая — EU-EFIGE/Bruegel-UniCredit, которая содержит данные по 14 000 компаниям обрабатывающей промышленности из семи европейских стран (Австрия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Испания и Великобритания). Вторая база — RUFIGE (проект НИУ ВШЭ «Российские предприятия в глобальной экономике»). Она содержит данные по 2 000 компаниям обрабатывающей промышленности из России.

Данные по европейским странам получены в 2010 году и включают информацию за трёхлетний период — с 2007 по 2009 годы. Данные по России собраны в 2014-м и также охватывают трёхлетний период — с 2011 по 2013 годы.

В ходе исследования учёные построили эконометрические модели, которые учитывали инновации, связанные как непосредственно с выпуском новой продукции, так и с освоением новых технологий. Компании, которые представляют оба типа инноваций в России и в Европе составляют 30% и 28%, соответственно, от общего числа обследованных предприятий.

Продуктовая инновация — выпуск новой для компании (не обязательно для рынка) продукции. Процессная инновация — внедрение новых для компании (не обязательно для рынка) или усовершенствованных технологических процессов.

Что получили?

Выяснилось, что семейный статус СEO позитивно связан с инновациями как в России, так и в Европе. И наиболее сильный эффект семейный статус директора оказывает на оба типа инноваций в традиционных секторах экономики, а также в компаниях малого и среднего бизнеса.

Авторы уточняют, что, согласно результатам исследования, в России СEO-владельцы успешны в преодолении неблагоприятной бизнес-среды и значимо чаще преуспевают в целом в освоении новых технологий. Это характерно для компаний малого и среднего бизнеса, в то время как в крупных компаниях СEO-владельцы более активны в продуктовых инновациях.

Также подтвердилась гипотеза исследователей относительно разного влияния возраста управленцев на инновации в России и Европе. В то время, как европейские компании, управляемые менеджерами старшего возраста, менее активны в продуктовых инновациях, в России такого эффекта не наблюдается. Однако и большей эффективности в отношении инноваций у российских менеджеров старшего возраста как результата нетворкинга (использования полезных связей) и самоотбора обнаружить не удалось — ни для всех предприятий обрабатывающей промышленности, ни для крупного и малого/среднего бизнеса.

 

Что касается гендера, то здесь авторы также оказались правы в своих изначальных предположениях. В Европе компании, управляемые женщинами, менее инновационны. В России в этом направлении женщины не уступают мужчинам, а в традиционных секторах они показывают даже большую инновационную активность.

Зачем это нужно?

Результаты исследования, как минимум, ставят под сомнение мифы, связанные с эйджизмом и гендерной дискриминацией на рынке труда. Россия прошла уникальный путь в своём экономическом развитии за последние 30 лет, что отразилось и на различиях во влиянии характеристик СEO на эффективность компаний. Объективные данные показывают — представления о том, что женщины в силу меньшей склонности к риску реже прибегают к внедрению инноваций — справедливы для европейских стран, но не для России.

Также солидный возраст СEO в российских компаниях не является препятствием для её инновационного развития, а статус СEO-владельца или принадлежность СEO к семье владельца, как и в европейских странах, способствует инновациям (однако в Европе — продуктовым, а в России — процессным).
IQ
 

Авторы исследования:
Фернанда Рикотта, Университет Калабрии, Италия
Виктория Голикова, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ
Борис Кузнецов, профессор факультета экономических наук, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ
Author: Marina Selina, January 26, 2022