Проблема: Работодатели нередко жалуются, что найти квалифицированных специалистов — сложная задача.
Факт: Около половины россиян уверены, что у них избыточная квалификация. Как результат — они не удовлетворены текущей работой и находятся в перманентном поиске более подходящей.
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская провела исследование, посвящённое масштабам избыточного квалификационного несоответствия российских работников, а также его факторам и последствиям.
В работе использовались микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 году. Полученные результаты соответствуют показателям постсоветских стран — около половины занятых россиян чувствуют несоответствие между уровнем своей квалификации и той работой, которую они выполняют.
Главным влияющим на это фактором является образование. Наличие хоть какого-либо профессионального образования увеличивает вероятность восприятия сотрудниками своей квалификации, как избыточной. Избыточная квалификация при этом негативно влияет на удовлетворённость работой и может толкать на поиски новой, способствуя в том числе текучке кадров. Результаты научной работы опубликованы в журнале «Социологические исследования».
Проблема квалификационного несоответствия стала предметом внимания академического и экспертного сообщества в конце 2000-х годов. В публикациях последних 10-15 лет, как отмечает Елена Варшавская, анализируются отдельные аспекты квалификационного несоответствия, — прежде всего его масштабы, влияние на заработную плату, а также на организационное поведение.
В научной литературе выделяют три вида несоответствия между характеристиками работников и требованиями рынка труда:
образовательное — (не)соответствие уровня образования работника требованиям конкретного рабочего места,
работу (не) по специальности,
квалификационное — (не)соответствие квалификации и навыков работника выполняемой работе.
Есть различные теоретические подходы, которые объясняют несоответствие на рынке труда. «Большинство эмпирических исследований опирается на теорию назначения (the job assignment theory), которая предполагает, что несоответствие на рынке труда — следствие неоднородности как работников (по уровню формального образования, квалификации, опыта), так и рабочих мест», — отмечает исследовательница. Исследования также демонстрируют, что вероятность квалификационного разрыва может быть связана, помимо образования и навыков, с такими индивидуальными характеристиками, как гендер и возраст.
В случае избыточной квалификации сотрудник, согласно зарубежным научным данным, имеет большую вероятность оказаться в ситуации поиска новой работы. «Тем самым подтверждаются положения теории мэтчинга, в которой смена места работы рассматривается как стратегия адаптации, направленная на достижение оптимального соответствия между характеристиками работников и требованиями рабочего места», — поясняет Елена Варшавская. Также, избыточная квалификация, по данным большинства эмпирических исследований, является фактором, негативно влияющим и на удовлетворенность сотрудников работой.
В российской научной литературе вопрос квалификационного несоответствия остаётся на периферии исследовательского внимания, отмечает Елена Варшавская. Проведенное исследование — фактически первая попытка охарактеризовать избыточный квалификационный разрыв в условиях российского рынка труда.
Исследовательская работа основана на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ). Его проводит Росстат в рамках программы федеральных статистических наблюдений. С 2014 года КОУЖ осуществляется раз в два года во всех российских регионах, охватывая до 60 тыс. домохозяйств. В исследовании использованы данные 2018 года, объём выборки составил 50 тыс. человек, она ограничена исключительно работающим населением.
Для измерения квалификационного несоответствия существуют две группы методов — объективные (основанные на инструментах, например, тестах,) и субъективные (основанные на самооценке сотрудниками уровня соответствия своей квалификации требованиям на текущем рабочем месте). В большинстве исследований, поясняет Елена Варшавская используются субъективные методы. Они менее трудоёмки и затратны. Объективная методика в данном случае осложнена тем, что прямые измерители для квалификаций отсутствуют. Кроме того, установлено, что субъективное квалификационное несоответствие — более точный предиктор трудового поведения, чем результаты, полученные с применением объективных измерителей.
В текущем исследовании для оценки квалификационного несоответствия использовался именно субъективный подход. Необходимые измерения проводились с помощью вопроса, включенного в КОУЖ: «Считаете ли вы, что у вас есть навыки или квалификация для выполнения более сложной работы, чем та, которая у вас есть сейчас?» и вариантов ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». К избыточно квалифицированным работникам были отнесены респонденты, давшие утвердительный ответ.
Влияние избыточной квалификации на потенциальную текучесть кадров и удовлетворённость работой измерялось через вопросы о поиске новой подходящей работы и степень удовлетворённости текущей работой по таким аспектам, как
Результаты обрабатывались с помощью методов статистического анализа данных.
В целом, по данным КОУЖ, в 2011 и 2014 годах около 58% работников имели избыточную квалификацию, в 2016 году — 54%, в 2018 — 52%. «Таким образом, доля избыточно квалифицированных работников остаётся на протяжение 2010-х годов достаточно устойчивой, хотя и наблюдается слабая тенденция к её снижению», — поясняет исследовательница.
Масштабы квалификационного разрыва неодинаковы в различных социально-демографических группах. Так, например, мужчины чаще, чем женщины заявляют о наличии у них избыточной квалификации (53,2% и 51,6% соответственно). С возрастом — после достижения 40 лет — субъективный квалификационный разрыв уменьшается.
Распространённость избыточной квалификации устойчиво растёт с образованием — среди занятых с высшим образованием 61,8% считают, что обладают навыками или квалификациями для выполнения более сложной работы, среди имеющих только общее образование таковых вдвое меньше.
Что касается профессиональных групп, то чаще всего оценивали свою квалификацию как избыточную руководители (58,5%), а также работники, занятые подготовкой информации и оформлением документов (57,7%). Реже подобные самооценки квалификации давали представители рабочих профессий: квалифицированные рабочие промышленности (49,5%), неквалифицированные рабочие (49,3%), а также операторы, аппаратчики, машинисты (44,7%). «Таким образом, работники с более высоким уровнем образования и занятые более квалифицированной работой чаще воспринимают себя чрезмерно квалифицированными», — поясняет исследовательница.
В результате эконометрического оценивания факторов субъективного квалификационного разрыва выяснилось, что самой «влиятельной» переменной выступает уровень образования. При этом влияние таких факторов, как гендер и возраст невелико. Шансы переквалификации, согласно результатам анализа, резко возрастают для респондентов, имеющих профессиональное образование любого уровня, особенно высшее.
Выявились также дополнительные факторы, которые увеличивают риски избыточной квалификации. Это занятость в неформальном секторе и оценка условий труда как плохих или удовлетворительных. Подобное же влияние оказывают наличие избыточного образования и работа не по специальности.
Включение переменной «профессионально-должностная группа» незначительно влияет на величину коэффициентов, что, как отмечает Елена Варшавская, говорит об устойчивости полученных результатов. В результате проведённого дополнительного анализа выяснилось, что максимальные риски избыточной квалификации у руководителей, специалистов, а также офисного персонала и работников сферы обслуживания. Минимальные риски имеют квалифицированные работники сельского хозяйства и квалифицированные рабочие в промышленности.
«Полученные результаты согласуются с выводами зарубежных исследований, в которых показано, что образование и характеристики работы наиболее тесно связаны с оценкой работником своей квалификации как избыточной», — пишет Елена Варшавская.
Что касается последствий избыточной квалификации, то 16% обладающих ею работников утвердительно ответили на вопрос о поиске новой работы. В то же время среди респондентов с квалификационным соответствием таковых вдвое меньше — 8,8 %.
Также наличие избыточной квалификации негативно влияет на все аспекты удовлетворённости работой. У работников, чувствующих себя избыточно квалифицированными, на 25-30% повышается вероятность быть совсем неудовлетворёнными выполняемыми рабочими обязанностями и не испытывать морального удовлетворения от работы. Шансы быть профессионально неудовлетворёнными повышаются в ещё большей мере — на 40-50%.
Это первое исследование подобного рода в России. Полученные результаты подтверждают выводы зарубежных исследователей о том, что избыточная квалификация является значимым фактором трудового поведения и оказывает негативное влияние на удовлетворённость работой. Но, как отмечает Елена Варшавская, остаётся ещё много вопросов для дальнейшего изучения, которые требуют междисциплинарного подхода, поскольку воспринимаемая избыточная квалификация не только экономический, но и социально-психологический феномен. Его комплексное изучение, по мнению исследовательницы, помимо теоретического, имеет несомненное практическое значение, так как создает возможности для сокращения разрывов между навыками работников и выполняемыми ими задачами.
IQ