Создание Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) способствовало развитию взаимной торговли между их странами-участницами. Особенно процесс активизировался с 2019 года. Тем не менее говорить об однозначном успехе в сфере экономической интеграции государств ЕЭАС пока рано. Этой проблеме посвящён совместный доклад*, который группа экспертов из России (НИУ ВШЭ), Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана представила на XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ.
ЕАЭС (Евразийский экономический союз) — международная организация региональной экономической интеграции, официально созданная в январе 2015 года после нескольких лет переговоров. Государствами-членами ЕАЭС стали пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Предшественником ЕАЭС было Евразийское экономическое сообщества (ЕврАзЭС), которое упразднили в связи с созданием нового союза.
Евразийский экономический союз, как говорится на сайте самой организации, основан «в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов».
Авторы доклада утверждают, что в своём становлении ЕАЭС приходится преодолевать беспрецедентные вызовы, поскольку второе десятилетие XXI века и начало третьего изобилует экономическими и политическими потрясениями. «Анализ процессов интеграции на пространстве ЕАЭС предоставляет уникальную возможность непосредственного наблюдения за историческим процессом создания единого рынка на территории, составляющей 1/6 часть от площади всех 193 стран мира», — отмечают эксперты.
Исследования, представленные в их докладе, — планомерные и непрерывные с 2018 года. На основе оригинальной авторской методики построены интегральные индексы, которые применяются международным коллективом-авторов из всех стран-членов ЕАЭС. «Индексы рассчитываются на постоянной основе уже пятый год и это позволяет строить динамические ряды и отслеживать развитие интеграционных процессов», — поясняют ученые. Отдельное место в докладе занимает анализ проблем (барьеров) взаимной торговли, а именно — изъятий (исключений), согласованных при присоединении к ЕАЭС.
При создании ЕАЭС большую роль в развитии взаимной торговли на части постсоветского пространства сыграло образование Таможенного союза ЕАЭС (ТС), который обеспечивает единую таможенную территорию для стран-участниц. Он был учрежден за несколько лет до ЕАЭС — в 2010 году. Изначально в него входило три страны — Россия, Беларусь и Казахстан. Затем к нему присоединились Армения и Кыргызстан.
«Создание Таможенного союза и затем ЕАЭС остановило деградацию параметров взаимной торговли, которая происходила в 2002–2009 годах», — отмечают авторы доклада. В 2019 году, по их мнению, впервые существенный вклад в развитие интеграционных процессов начала вносить внутриотраслевая торговля. «Произошла активизация процессов специализации и кооперирования в рамках ЕАЭС и, с большой долей вероятности, активизировался процесс формирования “внутренних” цепочек добавленной стоимости». Произошла переориентация на партнёров по ЕАЭС по сравнению с третьими странами. Наиболее стабильным с точки зрения динамики было проникновение импорта.
Показатель комплементарности торговли (характеризует соответствие структуры экспорта общей структуре импорта государств-членов) за пятилетний период — с 2015 по 2020 годы — тем не менее не вырос. Это позволяет говорить о том, что интеграционное взаимодействие не привело к адаптации товарной структуры торговли к особенностям взаимного спроса и потребностей государств-членов ЕАЭС. Подобная ситуация, как считают авторы, — сигнал недостаточной активности участия торговли в процессе формирования общего экономического комплекса.
На это же указывает и отсутствие заметного роста показателей энтропии торговли, то есть движения к более равномерному распределению торговых потоков между государствами-членами ЕАЭС. Эксперты приходят к выводу, что создание ЕАЭС привело в большей степени к улучшению объёмных показателей взаимного торгового сотрудничества, чем к углублению специализации и кооперирования, которые росли медленнее.
Что касается рынка услуг ЕАЭС, то в настоящее время он объединяет более 50 секторов: строительные услуги, услуги гостиниц и общественного питания, поездки, транспортные услуги, консультационные, компьютерные услуги и другие. Половину рынка услуг в ЕАЭС занимает Россия, на втором и третьем месте Белоруссия и Казахстан, соответственно.
В целом с начала образования союза взаимная торговля услугами между государствами-членами ЕАЭС выросла на 20,9% — до $9,7 млрд в 2019 году, но в 2020 году зафиксировано снижение на 27,8% — до $7,0 млрд. За эти годы произошел значительный рост индекса комплементарности услуг на фоне усиления интеграционного процесса, говорится в докладе.
В целом результаты анализа показали, что наиболее подходящими рынками сбыта услуг для Казахстана и Беларуси является Кыргызстан. А вот для Армении — Россия. Для Кыргызстана — Армения. Для России — Беларусь и Казахстан.
Взаимное инвестирование в рамках ЕАЭС пока не стало фактором расширения взаимной торговли. За 2015–2021 годы общий объём накопленных взаимных инвестиций стран–членов ЕАЭС снизился на 1,4% — с $17,05 млрд до $16,8 млрд. Проявившийся кризис стал следствием распространения COVID-19. Пандемия не стала существенным фактором сплочения стран Союза, отмечают эксперты.
Основная страна-инвестор в рамках ЕАЭС, по данным 2020 года, — Россия. В этом же году наибольшая степень интеграции по показателю «взаимные инвестиции», как отмечают авторы доклада, вновь зафиксирована между Россией и Казахстаном. Лидерами по объёму полученных взаимных инвестиций стали Казахстан и Беларусь.
Самый высокий уровень согласованности динамики взаимных инвестиций и товарооборота характерен для Казахстана, в несколько меньшей степени — для России. В остальных странах динамика подвержена частым изменениям. Результаты анализа, связанные с взаимными инвестициями, как отмечают эксперты, согласуются с выводом о недостаточном уровне взаимной кооперации и специализации между экономиками на пространстве ЕАЭС.
Важное значение в вопросе создания единого рынка — как основной цели ЕАЭС — имеют усилия по минимизации препятствий во взаимной торговле. В докладе эксперты уделяют большое внимание вопросу изъятий — ограничений, исключений из экономического сотрудничества. Изъятия могут быть связаны с проблемами национальной безопасности, например, услуги торговли военной техникой и материалами. Либо экономическими вопросами, имеющими политическое значение, или же потенциально несущими повышенные риски возникновения ущерба и ответственности, например, проектирование и строительство потенциально опасных объектов.
Больше всего изъятий по сравнению с другими членами ЕАЭС — 38 — включает российский индивидуальный национальный перечень. В 2014 году Высшим Евразийским экономическим советом был утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг. Россия, наряду с другими государствами ЕАЭС, сделала из него ряд изъятий.
«Все они касаются исключительно услуг в области оптовой и розничной торговли. Речь идёт о торговле нефтью и нефтепродуктами, газом, электроэнергией, ядерными материалами и радиоактивными веществами, оружием и военными материалами, ломом, драгоценными металлами и камнями, наркотическими средствами и психотропными материалами, осетровой рыбой и икрой, этиловым спиртом и алкогольной продукцией, табачными изделиями, а также измерительными устройствами, используемыми в сфере государственного метрологического контроля и надзора», — говорится в докладе.
Вывод транспортных, финансовых услуг, услуг в сфере естественных монополий и энергетики из общего режима функционирования Единого рынка услуг — существенное ограничение для интеграции стран ЕАЭС, отмечают эксперты. Именно эти сферы могли бы способствовать глубокой интеграции экономик ЕАЭС.
«При снятии ограничений в торговле услугами необязательно следовать тактике либерализации полного сектора (подсектора) услуг. Возможно, членам стоило бы активнее применять подход частичной либерализации», — говорится в докладе. В таком случае страны ЕАЭС активнее снимали бы ограничения в отношении отдельных требований Договора, например, путем постепенного сокращения количественных ограничений, последующего предоставление режима наибольшего благоприятствования. При этом сохранялась бы возможность делать изъятия из национального режима.
IQ
* Доклад «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли — 2022» подготовлен группой учёных и экспертов, представляющих Исследовательский центр «Амберд» Армянского государственного университета, Государственное учреждение «Белорусский национальный технический университет», Центр развития торговой политики «QazTrade» (Казахстан), Институт государственного управления и политики Университета Центральной Азии (Кыргызская Республика), Институт торговой политики НИУ ВШЭ.