Люди, как правило, тут же автоматически смотрят туда же, куда вдруг оказывается прикованным внимание их собеседника или кого-то поблизости. И это кажется чем-то самим собой разумеющимся. На самом деле, совместное внимание — это способность, которая помогает людям во многих сферах — коммуникации, совместной деятельности и т.п. Но иногда человек может быть её лишён. Что такое совместное зрительное внимание, в каких случаях эта психическая функция может быть нарушена, и что до сих пор остаётся загадкой для учёных — разбираем на карточках с помощью работы исследователей из НИУ ВШЭ Татьяны Шевель и Марии Фаликман.
Это способность сонаправить внимание двух или нескольких людей. Она включает, с одной стороны, способность локализовать объект внимания другого человека. А с другой — способность привлечь его внимание к тому или иному объекту в поле зрения или за его пределами. Совместное внимание может быть зрительным, слуховым или жестикуляционным.
Да, конечно. Это умение смотреть туда, куда смотрит кто-то ещё, перевести взгляд на объект внимания другого человека.
Человек не всегда может заметить значимые элементы окружающей среды. Воспользовавшись взглядом другого человека, он обращает внимание на игнорируемые ранее, но потенциально значимые или интересные объекты. Этот процесс необходим для развития социальных навыков (сотрудничества, общения), а также для понимания состояний и намерений окружающих. Кроме того, совместное внимание — важный фактор в раннем речевом развитии ребёнка. Взрослый смотрит на объект и называет его, ребенок, в свою очередь, соотносит объект и его наименование.
Благодаря контрасту маленькой тёмной радужной оболочки и белой склеры мы очень быстро можем определить направление взгляда другого. Причём эта контрастность и соотношение размеров радужной оболочки и склеры, вероятно, имеет эволюционные основы. Человек — единственный биологический вид с белой склерой и контрастной радужкой у всех здоровых особей.
Однако, согласно недавним исследованиям, у человекообразных обезьян, в частности — горилл (70%), уже появляется депигментация склеры (ближе к белому). Ещё у 7% горилл склера достигает такой же степени депигментации, как у человека. Таким образом, появление белой склеры, контрастирующей с радужной оболочкой, можно считать эволюционно выигрышным признаком у нашего вида, способствующим коммуникации и впоследствии ставшим основой для механизма совместного внимания.
В шесть месяцев она уже начинает формироваться у ребёнка. Уровень развития совместного внимания (успешность следования взгляду взрослого) у полугодовалого малыша коррелирует с его словарным запасом в 18 месяцев, а совместное внимание в 20 месяцев коррелирует с умственными способностями ребенка в 3,5 года.
В 1970-е годы учёные Джером Брунер и Майкл Скейф показали, что совместное внимание совершенствуется в течение первого года жизни (увеличивается процент детей, перемещающих взор в сторону объекта, на который смотрит взрослый). К году 100% типично развивающихся детей способны перевести взгляд на объект внимания взрослого.
Другой исследователь Джордж Баттеруорт выделил три стадии развития механизма совместного внимания:
Первая стадия — «экологическая». В шесть месяцев ребёнок умеет улавливать взгляд и понимать направление взора значимого взрослого. Но пока он ещё не может определить точное местоположение объекта, на который смотрит мать, особенно если по линии взора располагается несколько объектов.
Вторая стадия — «геометрическая». Здесь развивается «надстройка» над предшествующим механизмом. В 9—12 месяцев ребёнок уже способен определить точное местоположение объекта, на который смотрит мать. Правда, объект должен находится в поле зрения малыша. На «геометрической» стадии ребёнок как бы достраивает линию взгляда матери до объекта и «вычисляет» необходимый угол своего взора, что способствует верному обнаружению объекта.
Третья стадия — «репрезентационная». В ходе неё у малыша развивается способность обнаружить объект внимания взрослого вне своего поля зрения (например, за спиной). В 18 месяцев ребёнок уже может повернуться с целью обнаружения стимула, но при этом верно определяет целевой объект вне поля зрения только в том случае, если в поле зрения нет других объектов.
Данные многих исследований позволяют утверждать, что совместное внимание играет ключевую роль в психическом развитии и социализации ребёнка. По сути, это можно рассматривать как конкретное подтверждение идей культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского о том, что в основе развития лежат психические функции, разделённые между ребёнком и взрослым. Совместное внимание — пример именно такой разделённой функции.
Психолог Майкл Томаселло, развивая взгляды Выготского, подчёркивает, что в основе совместного внимания лежит восприятие другого человека как «интенционального агента», имеющего собственные намерения. Именно когда ребёнок начинает воспринимать других как «интенциональных агентов», он понимает, что они могут избирательно обращать внимание на определённые аспекты среды. Судя, по данным ряда исследований Томаселло, это происходит в возрасте пяти лет.
Благодаря в том числе совместному вниманию, ребёнок учится понимать желания и намерения других людей. Сформированная способность к совместному вниманию знаменует переход от натуральных (заложенных от природы) к высшим психическим функциям (культурно-опосредованным). Более того, совместное внимание является основой для совместной деятельности ребёнка и взрослого.
Многократно показано, что механизм совместного внимания менее эффективно работает у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые сопровождаются нарушением социальных и коммуникативных навыков. Это связано с тем, что люди с РАС избегают прямого зрительного контакта или, согласно более новым данным, индифферентны к направлению взгляда другого человека и имеют сложности при использовании так называемых «социальных подсказок».
Нарушение способности к совместному вниманию в раннем детстве — один из первых признаков РАС и может являться их критерием. Дети с PAC, в отличие от типично развивающихся детей, не переводят автоматически взгляд на объект внимания другого человека, что может вызывать задержки в раннем речевом и социально-эмоциональном развитии.
Некоторые авторы полагают, что специфическим механизмом совместного внимания скорее стоит считать его инициирование. Оно, в отличие от чувствительности к направлению внимания другого человека, чаще подразумевает социальную мотивацию. При высокофункциональном аутизме с возрастом может сформироваться способность реагировать на направление внимания другого, в то время как способность инициировать совместное внимание останется нарушенной. Таким образом, даже если ребёнок с РАС научится «реагировать на совместное внимание», сам механизм в большинстве случаев у него остается не до конца сформированным и потребует специальных интервенционных занятий.
Это вопрос, однозначного ответа на который у учёных пока нет. С одной стороны, и у детей, и у взрослых сонаправление взгляда обычно кажется непроизвольным. С другой стороны, акт совместного внимания выступает как высшая психическая функция, социальная по происхождению.
Очевидно, что отправной точкой в развитии совместного внимания является чувствительность к направлению внимания другого человека. Над ней надстраивается способность побудить другого к сонаправлению внимания. Но остаётся открытым вопрос — насколько базовый механизм совместного внимания является «геометрическим», и насколько он испытывает влияние со стороны текущих задач субъекта и того контекста, в котором разворачивается взаимодействие.
Всё-таки механизм совместного внимания — основа способности разделять общую информацию, общие цели при выполнении совместных задач, а также понимать намерения и желания другого. Следовательно, их трактовка также может стать определяющей при локализации объекта внимания другого человека.
В качестве компромиссной позиции было предложено различать «восходящее» и «нисходящее» совместное внимание. В «восходящем» механизме на локализацию объекта внимания другого человека влияет направление его взгляда, положение тела и расположение визуально ярких объектов. В то время как в «нисходящем» механизме ключевую роль играет информация о событиях, которые произошли с другим человеком и её интерпретация, уже вне зависимости от визуальной яркости объектов в поле зрения.
Это различение перекликается с представлениями Майкла Томаселло о «низкоуровневой» и «высокоуровневой» моделях мониторинга направления взора, где под «низкоуровневой» моделью имеется в виду тенденция смотреть в направлении, в котором смотрят другие, а под «высокоуровневой» — понимание, что другие туда смотрят не просто так, а нечто видят — иными словами, наличие определённого психического переживания.
Исследования показывают, что для интерпретации объекта внимания другого человека в условиях высокой нагруженности зрительной сцены необходимо понимание контекста ситуации. Испытуемые в экспериментах верно определяли объект внимания другого, если знали контекст коммуникативной ситуации, вне зависимости от доступности информации о направлении взгляда. Таким образом, у совместного внимания предположительно может быть как восходящий, рефлекторный, так и нисходящий, уже не автоматический, а произвольный механизм.
В качестве лабораторной модели совместного внимания с конца 1990-х используется так называемая «методика подсказки взглядом». Это адаптированная методика пространственной подсказки, при которой в качестве подсказывающего стимула используется направление взгляда человека (например, изображенного на фотографии) или схематическое изображение человеческих глаз, указывающих в направлении объекта внимания.
Приписывание намерений тому, кто даёт подсказку взглядом, а также особенности этих намерений влияют на силу эффекта подсказки взглядом. Например, перенаправление внимания по подсказке человека, который нас оценивает, осуществляется иначе, чем по подсказке человека, который нам помогает.
Кроме того, на этот эффект влияют индивидуальные особенности наблюдателя. Так, оказывается важным гендер наблюдателя: эффект сильнее выражен у женщин. Это связывают со склонностью к эмпатии, в большей степени развитой именно у женщин. Наконец, в недавнем исследовании было показано, что на параметры эффекта подсказки влияет более высокий или более низкий социальный статус партнёра относительно наблюдателя.
Они необходимы для разработки стратегий помощи людям с нарушениями совместного внимания. У нас есть возможность повысить эффективность их коммуникации, обучения и решения практических задач. Кроме того, подобные исследования могут быть полезны при разработке разнообразных цифровых помощников и виртуальных агентов, активно применяемых сейчас в обучении, бизнесе и даже психологической поддержке в цифровой среде.
IQ