We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Призраки, полные жизни

Духи и привидения в корейских дорамах

В южнокорейских сериалах существует целая типология призраков. Обо всех основных типажах, их происхождении, особенностях и поведении рассказала преподаватель департамента медиа НИУ ВШЭ, доцент факультета культурологии РГГУ Александра Тарасова на первом открытом семинаре проекта департамента медиа «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы».

Согласно традиционным верованиям Южной Кореи, вокруг людей обитает множество не покинувших земной мир духов. Поэтому корейцам часто приходится иметь с ними дело. Так, неошаманизм подразумевает постоянное общение с духами умерших при посредничестве шамана или, чаще, шаманки. А неоконфуцианство требует почитания усопших предков. Традиционные поминальные обряды включают в себя, например, ритуал выставления особым образом подготовленной еды — по сути, кормление духов.

Всё это создаёт благоприятную почву для проникновения призраков в популярную культуру — прежде всего, в южнокорейские сериалы — дорамы. В последнее время они стали популярны не только внутри страны, но и у зрителей во всём мире. Среди жанров, представленных на южнокорейском телевидении, заметное место занимают фэнтези и мистика. В таких сериалах призраки очень часто выступают в качестве центральных или хотя бы эпизодических персонажей.

Полная версия доклада Александры Тарасовы на первом открытом семинаре проекта департамента медиа «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы».

Призраков в дорамах объединяет то, что они все бестелесны и по преимуществу невидимы для живых людей. В той или иной степени они сохраняют свою личность и индивидуальность. Как правило, у них могут возникать проблемы с памятью. Чаще всего они не помнят момент своей смерти, но иногда полностью забывают, кем были при жизни. У каждого из них свои характерные особенности и разные стадии принятия «призрачности».

Классический призрак

Приведением может быть кто угодно — и взрослый человек, и ребёнок. В сериале «Сказание о кумихо» (режиссёры Кан Син Хё, Чо Нам Хён, 2020) есть две призрачные сестрёнки, напоминающие знаменитых девочек-фантомов из «Сияния» Стэнли Кубрика. Их природу выдаёт деталь — перепутанные разноцветные туфельки.

«Сказание о кумихо»

Когда девочки вступают в разговор с главным героем, они сразу опознают в нём кумихо — лиса-оборотня (хотя на протяжении всего сериала он остаётся в облике человека). При этом они по-детски радуются тому, что увидели настоящего кумихо и покорно выслушивают его нотации. То есть, во многом ведут себя как обычные живые дети. И хотя умерли они совсем недавно, сёстры уже успели обзавестись новой способностью, которая недоступна живым –- распознавать оборотня.

Призраком может быть и животное, в том числе, собака. Впрочем, духи животных появляются в сериалах нечасто.

«Живой» призрак

Другой тип призрака — дух, который отделился от живого человека. Причём произойти это может как по его воле, так и против, после чего бестелесная сущность блуждает как привидение.

Добровольный «живой» призрак. В сериале «Властитель солнца» (режиссер Чин Хёк, 2013) это призрачная дама, которая обосновалась в роскошном отеле. Она посещает там бассейн, сауну, ресторан, сидит в холле с журналом, а когда её пытаются выдворить из номера, в качестве основания своего пребывания показывает подарочный сертификат.

По его реквизитам удаётся установить личность женщины. Недавно она действительно выиграла сертификат и провела несколько дней в шикарном номере этого отеля. Персонал помнит, как она была этому рада. Но сейчас женщину удаётся найти только в больнице. Она находится в коме, и, видимо, сознательно не хочет «воскресать», поскольку жизнь измотала её, а родные отчаянно ругаются, виня друг друга в её загадочной болезни. Призрачное проживание в отеле кажется ей куда более привлекательным по сравнению с реальностью.

Однако в конце концов женщину удаётся уговорить вернуться к семье. А её родные забывают о ссоре, увидев, как мать семейства приходит в себя.

«Живой» призрак поневоле — гораздо более распространенный случай. Обычно это человек в коме, в которой он никак не повинен. Главный герой сериала «Призрачный доктор» (режиссёр Пу Сон Чхоль, 2022) — молодой кардиохирург, после автомобильной аварии пребывающий без чувств. Он бродит по больнице в виде привидения, время от времени вселяясь в одного из ординаторов и спасая пациентов его руками.

Причём в больнице он такой не один. Там обитает постоянная троица сдружившихся между собой призраков. От случая к случаю к ним добавляются пациенты, большинство из которых потом благополучно приходит в себя. Основная компания неплохо проводит время: они едят, смотрят фильмы на телефонах, пьют кофе в кафетерии и даже воруют у уборщицы алкоголь. В какой-то момент к ним присоединяется маленький ребёнок, о котором они трогательно заботятся, хотя необходимость бесконечно играть в прятки их утомляет.

Псевдопризрак

Отдельный интересный случай — псевдопризраки. В сериале «Воспоминание об Альгамбре» (режиссёр Ан Гиль Хо, 2018) сюжет строится вокруг компьютерной игры с дополненной реальностью. В начале сериала главный герой внутри игры побеждает своего соперника и убивает его игрового персонажа. Однако выясняется, что этот человек умирает и в реальности, после чего начинает преследовать героя в виде цифрового призрака, причём и внутри игры, и вне её.

В сериале «Школьная медсестра Ан Ын Ён» (режиссёр Ли Гён Ми, 2020) представлена довольно нестандартная, почти «атеистическая» концепция призрачности. Героиня рассказывает, что обладает способностью видеть «желе» — сгустки человеческих эмоций, нереализованных желаний, сожалений, которые остаются после того, как мир живых покидает умирающий человек. Такое «желе» может оформиться в человекообразного призрака. В прологе сериала героиню во время беседы с детским психологом поддерживает встревоженная мама, но уже в следующей сцене мама сама растечётся лужицей тающего «желе» на глазах у девочки.

Что призраки могут и чего они хотят 

В южнокорейских сериалах уделяется немалое внимание повседневной жизни призраков. Особенно в этом отношении выделяются два сериала 2022 года — «Призрачный доктор» и «С этого момента — время для шоу» (режиссёр Ли Хён Мин).

Призраки, подобно живым людям, реагируют на внешние обстоятельства. У них может кружиться голова, они могут испытывать на себе воздействие отравы, греться на солнце, наслаждаться массажем. Часто они не довольствуются той одеждой, в которой встретили смерть, и регулярно меняют костюмы. Ещё у них есть рост, вес и другие параметры, которые можно измерить.

Призраки не могут съесть материальную еду (они только поглощают её сущность), но способны испытывать удовольствие от кушаний, особенно в хорошей компании. Ведь трапеза не в одиночку, а с кем-то — важный элемент неоконфуцианской культуры. Призраки иногда сохраняют свои прижизненные профессиональные навыки, причём это может касаться и животных, например — полицейской собаки. Также они серьёзно относятся к соблюдению этикета. Например, два духа в «Призрачном докторе» дотошно выясняют, кто из них старше, и как они друг к другу должны обращаться.

Между призраками возможны сложные, иногда ритуальные отношения. Во «Властителе солнца» фигурирует ритуал загробной свадьбы, в котором используются две куклы в свадебных нарядах. Это попытка сочетать браком скончавшихся молодых людей, потому что с конфуцианской точки зрения человек, который умер, не успев вступить в брак, не реализовал себя в полной мере и это мешает ему упокоиться.

Однако возникает проблема — молодой человек никак не одобрит кандидатуру невесты. Выясняется, что он влюблён в живую девушку. Привидения, таким образом, могут сохранять чувства по отношению к тем, кого они любили при жизни.

Кто может видеть призраков

Можно предположить, что видеть призраков могут только шаманки и шаманы. Действительно, иногда такая способность у них есть. Но, как ни странно, это не самый распространённый случай. Чаще видят призраков и способны разговаривать с ними дети и внуки шаманов. Возможно, им помогает отсутствие того «готового» знания, которое «закрывает» сознание профессионалов. С другой стороны, недостаток жизненного опыта иногда не позволяет им понять, что перед ними — призраки. Они могут думать, что это обычные люди.

Также взаимодействовать с призраками нередко оказываются способны люди, побывавшие на грани смерти. Ещё одной причиной духовидения может быть особая связь живого человека с каким-то конкретным духом, иногда возникшая не в этой жизни, а ещё в прошлой.

Быть призраком, чтобы познать себя

Призраки в дорамах обладают индивидуальностью и способностью к отношениям между собой и с живыми людьми. Ближайшая перспектива для призрака — уход в мир иной или реинкарнация, поэтому его пребывание в бестелесном состоянии становится значимым периодом в истории персонажа. Он даёт ему возможность отстраниться от человеческой жизни с её суетой, занятостью, заблуждениями и по-настоящему познать себя, осознать свои подлинные отношения с живыми людьми.

Теперь, когда человеческие дела не мешают, призрак может в полной мере использовать то, что у него есть. Чаще всего это только время, и оно бесконечно — главное преимущество, и главная проблема призрака.
IQ

Author: Anna Pravdyuk, July 19, 2022