• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

В НИУ ВШЭ выявили трудовые ценности нового поколения студентов вузов

Интерес к работе почти догнал высокую зарплату, третья по значимости ценность — надёжность рабочей позиции

Сначала коротко

Ситуация: Распространено мнение, что для молодёжи главное в работе — это высокий доход и стремительная карьера. Но так ли прагматичны в действительности новички на рынке труда?

На деле: Для студентов бакалавриата интерес к делу важен не меньше, чем достойная зарплата. Дальше в списке приоритетов — надёжность и соответствие работы полученным знаниям. И лишь на пятом месте — карьерные притязания. Однако конфигурация приоритетов может меняться в зависимости от гендера, возраста, профиля обучения и других факторов.

Теперь подробнее

Масштабное исследование аспиранта кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Аниты Поплавской на выборке из 5000 студентов бакалавриата из восьми региональных вузов выявило основные трудовые ценности учащихся. В пятерку ведущих вошли высокий заработок и интерес к делу, надёжность работы, её соответствие компетенциям и карьерные перспективы. Далее идут дружный коллектив, гибкий график, трудовая мобильность и соответствие работы мировоззрению. Среди ведущих факторов формирования трудовых предпочтений — гендер, тип проживания (с родителями или в общежитии), курс и профиль обучения, успеваемость, а также работа (по месту учебы или за пределами вуза).

Кроме того, с помощью факторного анализа исследовательница классифицировала трудовые ценности. Получилось семь типов. Два из них — полезность и саморазвитие — отражают внутренние ценности. Остальные пять — материальное вознаграждение и продвижение, надёжность, общение, мобильность и гибкость — это внешние ценности. Статья с итогами работы опубликована в международном научном журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

О чём речь?

Трудовые ценности — это предпочтения человека в работе — отправная точка в построении мотивации и карьеры. Трудовые ценности делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с содержанием работы, с удовольствием от неё. А вторые — это выгоды от работы — материальные (зарплата, карьера, социальный пакет) или нематериальные (уважение, защищенность и т. п.).

Трудовые приоритеты влияют на карьеру человека. По данным исследований, они сказываются на выборе профессиональной стези, удовлетворенности работой и профессиональных достижениях. Внутренне мотивированный работник более продуктивен и успешен на рынке труда.

Отдельный вопрос — как обстоит дело с трудовыми ценностями у тех, кто завтра только выйдет на рынок труда? Мониторинг экономики образования 2015 года продемонстрировал, что ключевые для молодежи характеристики рабочего места — достойная оплата (58%) и хороший коллектив (50%). Интересная работа оказалась важна лишь для четверти респондентов. Позиции с высоким уровнем самостоятельности выделила только десятая часть.

 

Опрос работодателей закономерно выявил иные ожидания. Компании прежде всего присматриваются к личным качествам выпускников вузов. А вот опыт работы, квалификация, успеваемость — скорее, второстепенны.

64% работодателей выделили «личный интерес» к работе как необходимую характеристику молодых сотрудников. Следующие по значимости — умение брать на себя ответственность и навыки командной работы.

Иными словами, работодатели рассчитывают на внутренние трудовые ценности у молодёжи, а она сама, скорее, придерживается внешних ценностей. Для преодоления разрыва нужно понять, как конструируются трудовые предпочтения учащихся. На этом и сконцентрировалась в своё исследовании Анита Поплавская.

Важно было выявить не только вариацию трудовых ценностей среди студентов с определенными характеристиками, но и предикторы («предсказатели») этих ценностей. Анализ зарубежной литературы показал, что такими предикторами служат гендер, возраст, семейный бэкграунд (образование и доходы родителей), направление обучения и опыт работы.

Как возраст и гендер влияют на приоритеты в трудовых ценностях (по материалам зарубежных исследований):

 Женщины более склонны выделять внутренние аспекты работы, а мужчины – внешние. При этом под внутренними мотивами понимаются альтруизм и ориентация на общественную пользу (коллективистские ценности). А под внешними мотивами — установки на достижения и высокий заработок. Зато с созданием семьи все отдают должное высокой зарплате и стабильной работе.

 С возрастом идёт «сжатие» ценностных ориентиров. Поначалу молодые люди хотят «всего и сразу», а взрослея, придают значимость меньшему числу ценностей. Это связано с самоопределением. Да и трудовые ценности становятся реалистичнее.

 В юности люди больше акцентируют внутренние аспекты работы, а с возрастом переключаются на внешние. Это связано с освоением новых социальных ролей (работника, мужа/жены и пр.) и изменениями мотивации.

 На развитие трудовых ценностей влияет и семейный контекст. Высокий социальный и культурный статус родителей повышает шансы ориентации детей на содержание труда и саморазвитие.

 Предполагается, что если молодой человек или девушка живут с родителями, у них нет острой необходимости зарабатывать, и они больше сосредоточены на содержании работы. 

 Связь между профилем обучения и формированием трудовых приоритетов проявляется так: гуманитарии больше ценят содержание труда, имеют установку на альтруизм и общественную пользу. Студенты, изучающие прикладные науки, придают важность достижениям, саморазвитию и общественному одобрению. У учащихся естественнонаучных направлений котируются саморазвитие, карьерный рост, престиж и общение с коллегами.

Что касается российской молодежи, то, по данным социологов, её ценности начиная с 1990-х годов рационализируются и индивидуализируются. В сфере труда внутренние приоритеты замещаются материальными притязаниями.

 

На основе всех этих данных автор статьи сформулировала гипотезы, в том числе:

  1. Индивидуалистические трудовые ценности — саморазвитие, достижение статуса — чаще проявляются у юношей, а коллективистские ценности (общественная польза, общение) — у девушек.
  2. Работа в университете способствует развитию внутренних трудовых ценностей, а занятость вне вуза — внешних.
  3. Инженерная специализация увеличивает шансы ориентации на внутренние трудовые ценности. Гуманитарный профиль повышает вероятность приоритета пользы для общества.
  4. На младших курсах студенты придерживаются внутренних трудовых ценностей.
  5. Установке на эти ценности содействует и высокая успеваемость.

Как изучали?

В исследовании использовались данные онлайн-опроса, проведенного весной 2020 года в рамках «Мониторинга студенческого опыта» консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов». В опросе участвовали вузы консорциума:

 Ярославский государственный технический университет;

 Ярославский государственный университет;

 Новосибирский государственный технический университет;

 Томский политехнический университет;

 Ульяновский государственный педагогический университет;

 Сибирский федеральный университет и др.

В анкету студентов был включен вопрос о том, что для них важно при выборе работы по окончании вуза. Можно было отметить до пяти пунктов.

Необходимо было выявить мотивационный комплекс респондентов и понять, какие группы придерживаются тех или иных наборов трудовых ценностей. Для определения типичных наборов ценностей использовался факторный анализ. Взаимосвязь характеристик опрошенных и их приверженности типам трудовых ценностей помог выявить регрессионный анализ. Зависимыми были семь переменных, отражающих факторные оценки по каждому из выявленных факторов. Независимые переменные — социодемографические характеристики респондентов (гендер, тип проживания), образование (направление и курс обучения, успеваемость), а также работа в университете или вне его.

Что получили?

В ведущую пятерку ценностей вошли высокая зарплата (63% ответов), личная заинтересованность в работе (61%), надёжность работы (46%), её соответствие знаниям и умениям студента (41%) и перспективы карьерного роста (37%). Вслед за ними идут дружный коллектив (33%). Потом — с отрывом — гибкий график, опции мобильности, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое.

Трудовые ценности бакалавров восьми российских вузов

Источник: исследование А.А. Поплавской

Факторный анализ позволил выделить семь типов ценностей:

  1. Полезность — моральное обоснование важности работы её общественной пользой.
  2. Саморазвитие — желание проявлять инициативу на работе и создавать новый продукт.
  3. Материальное продвижение — значимы приличный заработок и карьера.
  4. Надежность — ценность стабильности работы.
  5. Общение — благоприятная обстановка в коллективе.
  6. Мобильность — командировки, стажировки за границей и пр.
  7. Гибкость — значимость гибкого графика.

Все эти факторы можно разделить на «внутренние» и «внешние». «Полезность» и «саморазвитие» говорят об обосновании работы её внутренним смыслом. «Материальное продвижение» и «надёжность» акцентируют различные типы вознаграждения и социальные гарантии, но не сам труд. «Общение» и «мобильность» свидетельствуют о значимости социального окружения для человека (ближе к внешним ценностям).

Регрессионный позволил сделать целую серию интересных выводов:

 Для девушек важно общение на работе. Остальные коллективистские трудовые ценности, вопреки гипотезе, менее значимы, чем для юношей. Инициатива для студенток — тоже не приоритет, в отличие от надёжности работы.

 С гибким графиком результаты неожиданные. Считается, что женщины ориентированы на частичную занятость и гибкий режим. Исследование этого не подтвердило. Это может быть связано с тем, что девушки в сравнении с юношами чаще трудятся полный рабочий день, а также, что опрашивались студентки, которые во время обучения могли приоритизировать чёткий график, и лишь потом, создав семью, могли переориентироваться на гибкость.

 Студенты, не отделившиеся от родителей, меньше ориентируются на карьерный рост, высокую зарплату и надёжность работы. Видимо, они лучше финансово защищены.

 Те же, кто отделился от семьи и живёт в общежитии, выделяют либо общественную пользу труда, либо смену обстановки. Вероятно, многое зависит от особенностей общения со сверстниками.

 Чем старше студенты, тем менее значимы для них саморазвитие и восприятие работы как общественного блага. С возрастом выше котируется надёжность позиции.

 Будущие инженеры больше ориентированы на индивидуалистические внутренние ценности (саморазвитие). Но они чаще выступают и за интерес к работе (таковы и результаты других исследований). Гуманитарии, как и предполагалось, больше, чем инженеры, готовы работать на пользу общества. Студенты естественнонаучных программ голосуют за трудовую мобильность.

 Как и ожидалось, отличники имеют установки на саморазвитие, карьеру и достойную зарплату. А вот гибкий график для них менее значим, что противоречит западным исследованиям. Успешные российские студенты активнее выбирают надёжную работу с определенным графиком и карьерными перспективами.

 Занятость в вузе повышает шансы ориентации на внутренние коллективистские трудовые ценности (работа – долг). Труд вне университета стимулирует внутреннюю мотивацию к саморазвитию. По-видимому, студенты, совмещающие учёбу с работой вне вуза, склонны получать навыки на рабочем месте, стремятся приобрести опыт и чаще проявляют инициативу. Но такая занятость не ориентирует на полезность труда.

Для чего это нужно?

Исследование помогает выявить основы мотивации новичков на рынке труда. Работодателям нужно иметь представление о том, какие установки формируются у учащихся по поводу будущей работы. «Понимание отличий в трудовых ценностях сегодняшних студентов также важно для выстраивания эффективного диалога с ними со стороны факультетов, повышения вовлеченности в учёбу, а также для модификации учебных программ и образовательного процесса», — подчёркивает Анита Поплавская. В целом представление о трудовых приоритетах студентов разных профилей нужно для мотивирования будущих работников различных отраслей экономики.
IQ
 

Автор исследования:
Анита Поплавская, приглашённый преподаватель, аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Author: Olga Sobolevskaya, July 29, 2022