Польза защитных действий игроков во время футбольного матча гораздо больше, чем вклад в их рыночную стоимость. К таким выводам пришли учёные Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ на основе анализа статистики игроков немецкой Бундеслиги. Результаты исследования опубликованы в журнале Applied Economics.
Феномен неэффективности рынка, известный как эффект Moneyball, был впервые введён для исследований стоимости бейсбольных игроков в США. Билли Бин, менеджер команды «Окленд Атлетикс», пытался определить такие характеристики и навыки игроков, которые повышают шансы на победу, но недооцениваются рынком.
Сотрудники Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ Инна Зайцева и Даниил Шапошников изучили, как работает этот феномен на футбольном рынке. Оказалось, что футбольные защитники недооцениваются рынком по сравнению с атакующими игроками. Они получают в среднем меньшую зарплату и реже становятся обладателями престижных наград (таких как, например, «Золотой мяч»), так как усилия по защите в игре наблюдать сложнее, чем зрелищные атакующие действия.
Успешная атака становится зрелищным событием с конкретным результатом — забитым голом, а успешная защита завершается незабитым голом. Возможно, рынок игнорирует ценность усилий игроков в защите, так как незабитый гол менее зрелищен.
Однако футбольные правила предполагают, что для победы одинаково важны как забитые, так и недопущенные в свои ворота голы. Поэтому перевес оплаты в пользу атакующих игроков противоречит принципу эффективности с точки зрения экономической теории предельной производительности, когда все факторы производства оплачиваются согласно их вкладу в общий результат. Эффективность расходов команды в таком случае можно повысить с помощью перераспределения бюджета.
Чтобы проверить, соответствуют ли реальное положение дел в футболе принципу эффективности, исследователи рассмотрели два набора данных из немецкой Бундеслиги за сезоны 2017/18 и 2018/19 годов (1224 и 772 наблюдения на уровне команд и игроков соответственно).
Учёные построили две модели. Одна из них оценивала вклад защитных и атакующих действий в успех команды, а другая — вклад защитных и атакующих действий в рыночную стоимость игроков. Контрольными переменными в исследовании стали дистанция, которую пробегают игроки, их возраст, количество передач, количество фолов, позиции игроков, количество появлений на поле за сезон, индивидуальные фиксированные эффекты.
Результаты анализа показали дисбаланс в оценке оборонительных и атакующих усилий. Оказалось, что вклад защитных действий в победу команды на 75% больше, чем вклад этих же действий в рыночную стоимость игроков.
Защитники недооцениваются рынком, что снижает эффективность распределения бюджета команды. Исследователи считают, что увеличение финансирования игроков защитной специализации поможет её повысить.
Феномен Moneyball активно исследуется не только в спорте. Он относится ко всему рынку труда и рассматривается в рамках изучения проблем его неэффективности — например, в медицине и юриспруденции.
IQ
Инна Зайцева
Кандидат наук, научный сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ