We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Защитники в футболе оказались недооценены на трансферном рынке

Хотя их вклад в победы выше, чем у нападающих

Польза защитных действий игроков во время футбольного матча гораздо больше, чем вклад в их рыночную стоимость. К таким выводам пришли учёные Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ на основе анализа статистики игроков немецкой Бундеслиги. Результаты исследования опубликованы в журнале Applied Economics

Феномен неэффективности рынка, известный как эффект Moneyball, был впервые введён для исследований стоимости бейсбольных игроков в США. Билли Бин, менеджер команды «Окленд Атлетикс», пытался определить такие характеристики и навыки игроков, которые повышают шансы на победу, но недооцениваются рынком.

Сотрудники Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ Инна Зайцева и Даниил Шапошников изучили, как работает этот феномен на футбольном рынке. Оказалось, что футбольные защитники недооцениваются рынком по сравнению с атакующими игроками. Они получают в среднем меньшую зарплату и реже становятся обладателями престижных наград (таких как, например, «Золотой мяч»), так как усилия по защите в игре наблюдать сложнее, чем зрелищные атакующие действия. 

Успешная атака становится зрелищным событием с конкретным результатом — забитым голом, а успешная защита завершается незабитым голом. Возможно, рынок игнорирует ценность усилий игроков в защите, так как незабитый гол менее зрелищен.

Инна Зайцева
Кандидат наук, научный сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ

Однако футбольные правила предполагают, что для победы одинаково важны как забитые, так и недопущенные в свои ворота голы. Поэтому перевес оплаты в пользу атакующих игроков противоречит принципу эффективности с точки зрения экономической теории предельной производительности, когда все факторы производства оплачиваются согласно их вкладу в общий результат. Эффективность расходов команды в таком случае можно повысить с помощью перераспределения бюджета.

Чтобы проверить, соответствуют ли реальное положение дел в футболе принципу эффективности, исследователи рассмотрели два набора данных из немецкой Бундеслиги за сезоны 2017/18 и 2018/19 годов (1224 и 772 наблюдения на уровне команд и игроков соответственно). 

Учёные построили две модели. Одна из них оценивала вклад защитных и атакующих действий в успех команды, а другая — вклад защитных и атакующих действий в рыночную стоимость игроков. Контрольными переменными в исследовании стали дистанция, которую пробегают игроки, их возраст, количество передач, количество фолов, позиции игроков, количество появлений на поле за сезон, индивидуальные фиксированные эффекты.

Результаты анализа показали дисбаланс в оценке оборонительных и атакующих усилий. Оказалось, что вклад защитных действий в победу команды на 75% больше, чем вклад этих же действий в рыночную стоимость игроков.

Защитники недооцениваются рынком, что снижает эффективность распределения бюджета команды. Исследователи считают, что увеличение финансирования игроков защитной специализации поможет её повысить. 

Феномен Moneyball активно исследуется не только в спорте. Он относится ко всему рынку труда и рассматривается в рамках изучения проблем его неэффективности — например, в медицине и юриспруденции.

IQ

Author: Anna Pravdyuk, November 28, 2022