We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • IQ media
  • News
  • Преподавание магистрам и чтение лекций на анг­лийс­ком по­вы­ша­ет шан­сы учё­ных на высо­кок­лас­сные науч­ные пуб­ли­ка­ции

Преподавание магистрам и чтение лекций на анг­лийс­ком по­вы­ша­ет шан­сы учё­ных на высо­кок­лас­сные науч­ные пуб­ли­ка­ции

А вот аспирантов лучше иметь не более одного!

Учёные проверили, как распределение рабочих часов преподавателей кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге может влиять на успешность их публикаций. Оказалось, что если преимущественно работать с магистрами, 20% лекций читать на английском и вести только одного аспиранта, то шансов публиковать качественнее научные статьи больше. Исследование опубликовано в журнале Higher Education Quarterly.

Работа преподавателей не заканчивается, когда они переступают порог аудиторий. Помимо подготовки лекций и семинаров, проверки домашних работ и заполнения отчётов, им нужно время для научных исследований. По закону объём нагрузки преподавателя не должен превышать 900 часов в год. При этом точное количество часов и их распределение в течение года определяется деканатами индивидуально и зависит от должности и квалификации преподавателя. Поэтому в теории, если знать, как распределить эти часы эффективнее, у преподавателей будет больше возможностей заниматься наукой.

Ранее уже проводились опросы преподавателей, чтобы понять, как преподавание влияет на продуктивность их исследовательской деятельности. В целом подтвердилась гипотеза о том, что снижение нагрузки приводит к увеличению количества качественных научных статей. Однако такой подход субъективен, поскольку основан на ощущениях самих преподавателей.

Авторы статьи проанализировали информацию о преподавательской нагрузке и публикациях 800 преподавателей кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Они построили две математические модели и на основе данных за последние семь лет выяснили, как учебная занятость влияет на качество и количество публикуемых исследований. Их интересовала связь двух типов данных: где и сколько часов человек преподает и количество его публикаций, которые цитируются в научном сообществе. Учёные также проверили гипотезу о том, что при концентрации занятий в одном полугодии освобождается время для исследований и написания статей в другом.

Анализ российских данных интересен тем, что преподавательская нагрузка в наших вузах формируется в общем количестве часов, в отличие от университетов Америки и Европы, где считаются только аудиторные часы. В нашей работе впервые учитывалось распределение нагрузки сотрудника между курсами бакалавриата и магистратуры, научными работами студентов, лекциями и семинарами на английском и русском языках.

Виктор Кракович
Один из авторов статьи, доцент департамента финансов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Выяснилось, что проведение преподавателями лекций и семинаров в среднем снижает продуктивность их исследований, но если преимущественно обучать магистров, то негативное влияние становится меньше. Также оказалось, что вести больше одного аспиранта в год неоптимально, а если аспирантов больше шести, то это уже вредит. При этом если преподаватель ведёт лекции на английском языке (не более 20% от общего числа), то число публикаций в ведущих научных журналах у него выше.

Интересно, что полученные результаты опровергли гипотезу, что концентрирование нагрузки в определенном семестре высвобождает время для исследований. Преподаватели, которые предпочитают концентрировать часы преподавания в одном семестре, для того чтобы иметь больше непрерывного времени для исследований, публикуются не больше, чем преподаватели, чьи часы распределены в течение учебного года.

Когда сотрудники университета выстраивают политику стимулирования публикаций, они должны понимать, насколько она рабочая. С помощью наших моделей можно выяснить, пытались ли преподаватели публиковаться, но эти исследования были незначимы или же в принципе не предпринимали попыток из-за нехватки времени и мотивации. И, исходя из результатов, разрабатывать университетскую политику эффективнее.

Елена Шакина
Автор статьи, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов в Перми

Учёные считают, что подобные исследования могут помочь создать условия для академического роста преподавателей и повышения качества образования. В дальнейшем исследователи собираются выяснить, влияет ли гендер и возраст на количество качественных публикаций. Исследователи предлагают использовать метод для сравнительного анализа данных не только в НИУ ВШЭ, но и в других университетах России.
IQ

July 06, 2023