Учёные проверили, как распределение рабочих часов преподавателей кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге может влиять на успешность их публикаций. Оказалось, что если преимущественно работать с магистрами, 20% лекций читать на английском и вести только одного аспиранта, то шансов публиковать качественнее научные статьи больше. Исследование опубликовано в журнале Higher Education Quarterly.
Работа преподавателей не заканчивается, когда они переступают порог аудиторий. Помимо подготовки лекций и семинаров, проверки домашних работ и заполнения отчётов, им нужно время для научных исследований. По закону объём нагрузки преподавателя не должен превышать 900 часов в год. При этом точное количество часов и их распределение в течение года определяется деканатами индивидуально и зависит от должности и квалификации преподавателя. Поэтому в теории, если знать, как распределить эти часы эффективнее, у преподавателей будет больше возможностей заниматься наукой.
Ранее уже проводились опросы преподавателей, чтобы понять, как преподавание влияет на продуктивность их исследовательской деятельности. В целом подтвердилась гипотеза о том, что снижение нагрузки приводит к увеличению количества качественных научных статей. Однако такой подход субъективен, поскольку основан на ощущениях самих преподавателей.
Авторы статьи проанализировали информацию о преподавательской нагрузке и публикациях 800 преподавателей кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Они построили две математические модели и на основе данных за последние семь лет выяснили, как учебная занятость влияет на качество и количество публикуемых исследований. Их интересовала связь двух типов данных: где и сколько часов человек преподает и количество его публикаций, которые цитируются в научном сообществе. Учёные также проверили гипотезу о том, что при концентрации занятий в одном полугодии освобождается время для исследований и написания статей в другом.
Анализ российских данных интересен тем, что преподавательская нагрузка в наших вузах формируется в общем количестве часов, в отличие от университетов Америки и Европы, где считаются только аудиторные часы. В нашей работе впервые учитывалось распределение нагрузки сотрудника между курсами бакалавриата и магистратуры, научными работами студентов, лекциями и семинарами на английском и русском языках.
Выяснилось, что проведение преподавателями лекций и семинаров в среднем снижает продуктивность их исследований, но если преимущественно обучать магистров, то негативное влияние становится меньше. Также оказалось, что вести больше одного аспиранта в год неоптимально, а если аспирантов больше шести, то это уже вредит. При этом если преподаватель ведёт лекции на английском языке (не более 20% от общего числа), то число публикаций в ведущих научных журналах у него выше.
Интересно, что полученные результаты опровергли гипотезу, что концентрирование нагрузки в определенном семестре высвобождает время для исследований. Преподаватели, которые предпочитают концентрировать часы преподавания в одном семестре, для того чтобы иметь больше непрерывного времени для исследований, публикуются не больше, чем преподаватели, чьи часы распределены в течение учебного года.
Когда сотрудники университета выстраивают политику стимулирования публикаций, они должны понимать, насколько она рабочая. С помощью наших моделей можно выяснить, пытались ли преподаватели публиковаться, но эти исследования были незначимы или же в принципе не предпринимали попыток из-за нехватки времени и мотивации. И, исходя из результатов, разрабатывать университетскую политику эффективнее.
Елена Шакина
Автор статьи, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов в Перми
Учёные считают, что подобные исследования могут помочь создать условия для академического роста преподавателей и повышения качества образования. В дальнейшем исследователи собираются выяснить, влияет ли гендер и возраст на количество качественных публикаций. Исследователи предлагают использовать метод для сравнительного анализа данных не только в НИУ ВШЭ, но и в других университетах России.
IQ
Виктор Кракович
Один из авторов статьи, доцент департамента финансов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге