We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Учёные предсказали оценку фильма по активности лицевых мышц

Блокбастеры, от которых сводит скулы

Учёные из НИУ ВШЭ и МИФИ проанализировали, какие физиологические показатели, зафиксированные при просмотре фильма, могут предсказать оценку зрителей. Оказалось, что больше всего о впечатлениях от кино можно узнать по активности большой скуловой мышцы, вариабельности сердечного ритма и показателям ЭЭГ. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers. Работа поддержана мегагрантом Правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

Заранее предсказать, станет ли фильм в прокате успешным или провальным, не могут ни эксперты из индустрии кино, ни аналитики. Случается, что фильм с большим бюджетом и громким актерским составом проваливается, а киностудии и инвесторы несут убытки.

Избежать неудач позволяют закрытые показы предварительной версии фильма фокус-группам. После тестового просмотра зрители оставляют свое мнение о картине в опросах и интервью. Если фильм получил плохие оценки и отзывы, в него вносят существенные изменения перед премьерным показом.

Но субъективную оценку фильма после просмотра может исказить множество факторов — от эффекта социальной желательности до угасания непосредственных ощущений к тому моменту, когда будет проведен сам опрос. Один из способов объективно оценить воздействие фильма на человека — измерить его психофизиологические реакции в момент просмотра. Команда российских исследователей из НИУ ВШЭ и МИФИ решила проверить, какие физиологические показатели, зафиксированные при просмотре, можно использовать для предсказания оценки фильма.

В эксперименте участвовал 21 человек, средний возраст — 22,5 года. Испытуемые смотрели 8 короткометражных фильмов (4 комедии и 4 драмы) средней длительностью 6 минут. Каждый участник смотрел короткометражки в случайном порядке с перерывом по 1 минуте между ними. Сразу после просмотра фильма испытуемый давал ему оценку по шкале от 1 до 10. На протяжении всего эксперимента электрическая активность мозга и лицевых мышц испытуемого записывалась с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ). Фотоплетизмограф регистрировал изменения частоты сердечных сокращений, а активность лицевых мышц фиксировалась с помощью электромиографии.


Затем учёные проанализировали, какие из записанных во время просмотра фильма физиологических показателей коррелируют с оценкой, поставленной этому фильму. Активность большой скуловой мышцы (или мышцы улыбки), записанная с помощью электромиографа, напрямую коррелировала с поставленной оценкой. Такая же связь оценки фильма наблюдалась с параметрами вариабельности сердечного ритма, которые отражают эмоциональные состояния. 

Кроме того, с поставленной оценкой положительно коррелировали показатели вовлечённости, интенсивности и валентности физиологического проявления эмоций, рассчитанные на основе ЭЭГ-ритмов мозга. То есть, если фильм вызвал у участников интенсивные позитивные эмоции, которые зафиксировал ЭЭГ, ему ставили высокую оценку.

Затем учёные обучили модель машинного обучения предсказывать, какую оценку — положительную или отрицательную — испытуемый поставит фильму, на основе всех зафиксированных физиологических данных. Лучшая модель — логистическая регрессия — верно предсказывала в 60% случаев.

Анализ электромиографии лица также показал, что во время просмотра драм чаще задействовалась мышца, нахмуривающая бровь, в то время как комедии чаще вызывали активность большой скуловой мышцы. При этом интенсивность переживаний не зависела от жанра фильма: разницы в частоте пульса и проводимости кожи при просмотре комедий и драм не было.

Благодаря технологиям предсказания успешности фильмов на основе физиологических показателей создатели кино смогут вносить правки в свои произведения ещё по ходу съемок. Да и зритель будет рад реже разочаровываться. На мой взгляд, одно из перспективных направлений прикладной психофизиологии искусства — простые и недорогие инструменты измерения, например, частоты дыхания, сердечного ритма или температуры тела.

Владимир Косоногов
Один из авторов статьи, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии

IQ

August 02, 2023