Экономисты НИУ ВШЭ и МГИМО установили, что повышение рисков в финансовом секторе развитых стран может быть связано с увеличением углеродного следа в портфеле банковских кредитов. Вероятно, это происходит из-за того, что в нестабильной экономической ситуации банки начинают активнее финансировать компании, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Это выгодно в краткосрочной перспективе, но отодвигает человечество от зелёной экономики. Статья опубликована в Environmental Science and Pollution Research.
Человечество обеспокоено ростом температуры на Земле. Одной из основных причин эксперты называют действия человека по выбросу в атмосферу парниковых газов, которые, накапливаясь, создают парниковый эффект, приводящий к повышению температуры. Парниковые газы — это не только углекислый газ, однако основная доля выбросов приходится на CO2 — порядка 72%. В эквиваленте углекислого газа рассчитывают и все остальные выбросы, например выбросы метана.
В 2015 году было принято Парижское соглашение, согласно которому в XXI веке рост температуры на Земле не должен превысить 2 °C, а желательно 1,5 °C. Для достижения этой цели требуется сокращение мировых антропогенных выбросов на 40–60% от уровня 1990 года. К соглашению присоединились 175 стран мира, включая Россию.
Для оценки объемов выбросов стал использоваться термин «углеродный след» (англ. carbon footprint) — общее количество парниковых газов, прямо и косвенно выделяемое в результате деятельности человека, организации или при производстве продукта за определённый период времени. Снижение углеродного следа стало важным для бизнеса, поскольку высокий экологический рейтинг повышает инвестиционную привлекательность компаний и помогает завоевать популярность среди потребителей.
Углеродный след можно рассчитать и для деятельности финансовых организаций. В частности, используется показатель углеродного следа в портфеле банковских кредитов (Carbon Footprint of Bank Loans, CFBL), который рассчитывают для разных стран, оценивая, сколько выбросов CO2 производит каждый сектор экономики этой страны и какую долю в портфеле банковских кредитов занимают эти сектора.
Так, например, по состоянию на конец 2018 года наибольший углеродный след портфеля банковских кредитов был зарегистрирован в Казахстане — 1205,1 тонны CO2 / 1 млн долларов США. Это значит, что средневзвешенный уровень выбросов углекислого газа в атмосферу со стороны всех компаний, которые получили кредиты от национальных банков в Казахстане, составил 1205,1 тонны на 1 млн долларов США выданных кредитов.
Наша задача заключалась в том, чтобы проанализировать, есть ли взаимосвязь финансовых рисков и экологии. Для этого необходимо было найти соответствующие показатели по экологическому благополучию. Одним из таких показателей является углеродный след в портфеле банковских кредитов, который публикует Международный валютный фонд.
Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали показатели углеродного следа в портфеле банковских кредитов в 37 странах за период с 2010 по 2018 год, которые публикует МВФ. Эти данные они сопоставили с показателями концентрации банковского сектора (долей активов в пяти крупнейших банках по каждой стране), прибыльностью и показателями финансового риска.
Выяснилось, что именно показатели банковского риска связаны с углеродным следом кредитования, а концентрация и прибыльность на него влияния не оказывают. Кроме того, оказалось, что системный риск в банковском секторе увеличивает углеродный след в портфеле банковских кредитов в развитых странах, для развивающихся стран такой взаимосвязи учёные не обнаружили.
Стабильное развитие финансового сектора может оказывать влияние на скорость перехода к низкоуглеродной экономике. Результаты нашего исследования показывают, что необходимо тщательно мониторить риски в финансовом секторе, так как это может быть ассоциировано с ростом углеродного следа в портфеле банковских кредитов.
Мария Щепелева
Один из авторов статьи, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
IQ
Мария Щепелева
Один из авторов статьи, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ