We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • IQ media
  • News
  • Между склонностью к инновациям и успехами в учебе обнаружена обратная зависимость

Между склонностью к инновациям и успехами в учебе обнаружена обратная зависимость

Студенты-инноваторы учатся не за оценки

Сотрудники ФЭН НИУ ВШЭ Мария Евдокимова и Анастасия Степанова исследовали связь между личностными характеристиками студентов и их тягой к созданию нового. Исследователи выяснили, что склонность студентов к инновациям снижает их средний балл во время обучения. Результаты работы опубликованы в препринте «Склонность студентов к инновациям: определяющие факторы и влияние на средний балл».

В современном мире инновации — один из главных драйверов экономического роста. ВВП на душу населения в странах с более инновационной и технологичной экономикой обычно выше, а люди в них более богаты. Под инновациями понимаются любые новшества: новые вещи и идеи, процесс их создания и внедрения. Но ученые до сих пор мало знают о том, почему одни люди больше склонны к созданию нового, чем другие. Психотерапевт София Швайцер-Шуберт считает, что в обществе инновационный процесс зависит от личной склонности каждого его члена к инновациям и внешних условий, которые позволяют реализовать задуманное.

Чтобы выявить предрасположенность людей к новому, Майкл Киртон еще в 70-е годы прошлого века разработал опросник, на котором основаны многие современные исследования. Опросник Киртона позволяет понять, как люди работают с информацией и принимают решения. Ученый выделил две группы людей: инноваторов, которые стремятся решать задачи нестандартно, и адаптирующихся, которые хотят делать задачи лучше и качественнее и решают их четко и структурированно.

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ решили выяснить, как склонность к инновациям (т.е. нестандартным решениям задач) связана с успехами студентов в учебе и есть ли какие-то факторы, которые позволяют заранее выявить инноваторов. Для этого они провели опрос среди 203 студентов экономических специальностей. У каждого из них оценили склонность к инновациям, стремление к новому жизненному опыту, креативность и склонность к риску.


Инновационность оценили по 9-балльной шкале. Студентов, получивших 0–3 балла, включили в группу адаптирующихся, а от 4 до 8 баллов — в группу инноваторов. Больше всего среди опрошенных — 50 человек — получили 2 балла по этой шкале. Всего же по результатам опроса 122 человека оказались адаптирующимися, а 81 — инноваторами. Затем эту склонность сравнили с другими характеристиками и средним баллом студентов. Исследование выявило связь между успехами в учебе и личностными характеристиками, обнаружив обратную зависимость между склонностью к инновациям и успехами в учебе.

Самыми значимыми чертами личности, повышающими склонность к инновациям, стали готовность принимать риски, стремление к новому жизненному опыту и увлечение экстремальными видами спорта. Студенты с такими качествами чаще попадали в группу инноваторов. Больше всего с инновационностью оказалось связано желание получать новый опыт. Выяснились и гендерные различия: девушки чаще оказывались в группе адаптирующихся, а их склонность к инновациям почти на 0,5 балла ниже. Среди адаптирующихся доля девушек составила 70%, а среди инноваторов — только 50%. Ученые изучили и влияние склонности к инновациям на оценки во время учебы. У инноваторов средний балл обычно ниже на 1 единицу в 10-балльной системе. Исследование показало, что более высокие оценки — один из сигналов, что студент скорее принадлежит к адаптирующемуся типу.

С моей точки зрения, студентам-инноваторам просто неинтересно выполнять задания на 100%, так как они не получают достаточно морального удовлетворения, чтобы перекрыть возрастающие затраты усилий на обучение, в отличие от адаптирующихся студентов, удовлетворение которых растет вместе с более высоким баллом.

Мария Евдокимова
Преподаватель Школы финансов ФЭН НИУ ВШЭ

Это исследование стало одной из первых попыток изучить факторы, влияющие на внутреннюю склонность студентов к созданию нового, и показать, как эти характеристики влияют на их академические результаты. Авторы отмечают, что работу стоит продолжать: они опросили только студентов экономических специальностей, а это направление, по их мнению, может быть менее привлекательно для инноваторов из-за высокой популярности и меньшего риска для успешной будущей карьеры.

Было бы интересно оценить, влияет ли склонность к инновациям на выбор вида деятельности и оценку степени удовлетворенности жизнью у взрослого человека. Могу предположить, что существенная разница между склонностью к инновациям человека и требуемой в его деятельности склонностью к инновациям приведет к снижению счастья и, возможно, богатства.

Мария Евдокимова
Преподаватель Школы финансов ФЭН НИУ ВШЭ

В будущих исследованиях мы хотим связать склонность к инновациям с личным горизонтом видения и планирования человека. А дальше у нас запланирована работа, которая покажет влияние склонности к инновациям и других особенностей поведения на способность человека принимать крупные экономические решения, например руководить компанией.

Анастасия Степанова
Доцент Школы финансов ФЭН НИУ ВШЭ

IQ

January 25, 2024