• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Медитация приводит к повышенному телесному напряжению

Правда у только начинающих практиковать её людей

Учёные из Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ изучили, как изменяются физиологические показатели у людей, начинающих заниматься медитацией. Оказалось, что при обучении практике медитации неофиты испытывают не расслабление, а, наоборот, повышенное физическое напряжение. В этом может крыться причина отказа от занятий медитацией у многих начинающих. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

В современном мире медитация набирает всё большую популярность. Считается, что она не только помогает замедлиться и расслабиться, но и положительно влияет на физическое здоровье. Исследования показывают, что регулярная практика способствует улучшению внимания, памяти, концентрации, творческих способностей и приводит к изменениям активности в зонах мозга, связанных с этими процессами. Кроме того, медитация положительно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, помогает снизить уровень стресса и может замедлять процессы старения. Доказанная исследованиями польза медитации побуждает всё больше людей начинать практику, но иногда они сталкиваются с неожиданными эффектами.

В своей предыдущей работе исследователи Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ обнаружили, что существует две физиологические стратегии медитации. В связи с этим возникли вопросы: сколько времени нужно заниматься, чтобы начались объективно измеряемые изменения, а также можно ли выявить предрасположенность к той или иной стратегии на ранних этапах обучения медитации? Для того чтобы выяснить это, сотрудники Центра биоэлектрических интерфейсов Анна Русинова, Мария Володина и Алексей Осадчий провели эксперимент.  

В исследовании приняли участие 25 человек в возрасте от 20 до 40 лет. Их разделили на две группы. Одна группа проходила восьминедельный курс даосской медитации с инструктором, а другая, контрольная, вместо занятий слушала аудиокниги. Перед началом и по окончании курса участникам обеих групп снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ), чтобы измерить активность мозга, а также смотрели на частоту сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, частоту дыхания и кожную проводимость в процессе медитации и в состоянии покоя.

Даосская медитация — это общее название для различных упражнений, которые помогают достичь состояния гармонии и пребывания в настоящем моменте, является одним из видов медитации осознанности. В эксперименте она состояла из нескольких последовательных стадий: расслабление, концентрация на ощущениях в теле, визуализация и глубокое дыхание согласно инструкции.

Восьми недель обучения (16 часов) оказалось недостаточно, чтобы достоверно изменилась динамика физиологических параметров в процессе погружения в медитацию. Это может указывать на то, что ярко выраженная стратегия медитации характерна только для опытных практиков и проявляется на более поздних этапах обучения.

Однако в состоянии покоя у участников экспериментальной группы была зарегистрирована повышенная активность симпатической системы, что свидетельствует о физиологическом возбуждении. При этом мозг, наоборот, пребывал в состоянии расслабленности: на ЭЭГ регистрировалось повышение мощности в диапазоне тета- и альфа-волн.

Для нас этот результат оказался неожиданным. Принято считать, что медитация способствует расслаблению и активации парасимпатической системы. Именно такой эффект мы ожидали увидеть у начинающих практику. Возможно, на начальных этапах обучения медитация, как любое новое занятие, вызывает повышенное напряжение и даже стресс. Это объясняет, почему многим медитация даётся сложно и они бросают практику, не достигнув значительных результатов.

Анна Русинова
Автор исследования, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Авторы полагают, что для заметных изменений в процессе самой медитации может потребоваться больше времени и более интенсивная практика. Результаты исследования подчёркивают важность мониторинга физиологических параметров в состоянии покоя, особенно на начальных этапах, для оценки прогресса в медитации.

Наше исследование открывает поле для дискуссий о пользе популярных сегодня устройств, работающих по принципу биологической обратной связи, в контексте обучения медитации. Они измеряют активность мозга, сердечный ритм, частоту дыхания и другие физиологические показатели во время практики и, как утверждают производители, помогают быстрее и эффективнее погружаться в желаемое состояние. Но наш эксперимент показал, что для новичков в медитации они могут быть не так полезны и важны. Возможно, если их переориентировать на мониторинг состояния покоя вне самих сеансов медитации, использование подобных устройств имело бы больший смысл для начинающих практиков.

Мария Володина
Автор исследования, научный сотрудник Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ

IQ

June 11