• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа — неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный «функционал» и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в «заботливых хозяюшек», в то время как жены — матери семейства — делают карьеру. Разные практики родительства пересекаются. Но базовых вариантов пять, отметила Жанна Чернова в докладе. «Дискурсивные модели современного российского родительства»*.

Модели родительства зависят от того,

  • кто заботится о ребенке и каковы роли мужа и жены в семье;
  • как понимаетсяя забота;
  • какие эмоции испытывают родители;
  • работают ли мать и отец и как они воспринимают свою профессию;
  • какова степень самореализации родителей.

В каждой модели — свое содержание родительских ролей, свой репертуар родительских практик, свои эмоции.

Модель 1. Родительство как репродукция

Ключевые слова: «природа», «данность».


Родительство в этой модели понимается как естественная функция, призвание женщины связывается с материнством. Основная забота возложена на мать, а отец выглядит отстраненным и несведущим. «Первый месяц я боялся ребенка, — рассказывает один из отцов. — Я сторонился его...». В таких семьях родительские роли гендерно поляризованы.

Однако эта поляризация не вызывает конфликтов, поскольку  воспринимается как природная, органичная. Родители вполне согласны со своими ролями, у них нет отрицательной рефлексии на эту тему.

Появление детей в таких семьях представляется «как данность» или как «нечто, что происходит спонтанно». Родительство оценивается положительно, рассказы о нем «имеют смысл успешно осуществленного этапа жизненного цикла».

Модель 2. Все как у людей

Ключевые слова: «пора», «надо».

В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена — хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть «хорошими матерями» в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. «У меня все супер-мегаправильно, то есть я старалась сделать все, что я могу, для детей», — говорит респондентка. Это родительство со знаком плюс, с удовлетворением от своей роли.

Муж — «добытчик», «кормилец». Главы семейства нередко считают, что их близкие «ни в чем не нуждаются». Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической («виновата» работа). Прогулка, купание, иногда игры — вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.

Особое значение в таких семьях придается «норме» (возраста, поведения и пр.). «После того как закончили учебу в вузе, я пошла работать, — говорит респондентка. — И решили, что уже пора, что уже возраст». Такая модель согласуется с традиционной женской биографией: после окончания учебы и получения работы можно подумать и о детях.

Модель 3. Родительство как обязанность

Ключевые слова: «долг», «преодоление трудностей», «рутина».

Родительство выглядит как набор задач и проблем. Обязанности мамы и папы становятся рутиной. Забота о детях в этой модели расценивается как ограничение в профессии и в жизни. «Я обнаружила, что, став родителем, ты больше не принадлежишь себе… — сетует одна из респонденток. — Ты ждешь одной непрекращающейся радости, а начинаются одни непрекращающиеся сложности». Опрошенные отмечали сужение карьерных возможностей, нехватку свободного времени.

В таких семьях контраст гендерных ролей может вести к конфликтам. Женам нередко приходится радикально менять образ жизни («Ты находишься дома, бытовуха…»), а муж «стандартно работает, приходит поздно, общается, как было до родов». Женщины нередко отмечали, что вынуждены разрываться между работой и домом, в то время как их мужья мало вовлечены в воспитание детей. «Ему лень заниматься детьми, их проблемами, — говорит одна из опрошенных матерей. — Ему проще отдохнуть, полежать...».

Отцы в этой модели стараются материально обеспечить семью — считают это своим долгом. Мужчины сетовали, что ради достатка в семье вынуждены мириться с нелюбимой работой.

Такое восприятие родительства сопряжено с усталостью и неудовлетворенностью. Пара нередко ищет помощи у родных, близких и друзей.

Модель 4. Дети как проект

Ключевые слова: «сознательный выбор».


Родительство рационализируется, становится результатом осознанного решения респондентов. Семьи соотносят появление ребенка, жизненные планы и условия: получение образования, карьеру, «квартирный вопрос», достаток. Материнство и отцовство вписано в общую жизненную траекторию.

Исследователи подчеркивают «гендерно-нейтральное содержание родительских ролей», условный паритет. Пара ведет переговоры, обсуждает распределение ролей, планы о рождении ребенка и пр.

Родительские обязанности для респондентов значимы, но свои интересы тоже важны. Надо «уделять ребенку столько времени, сколько ты можешь, и продолжать карьеру, продолжать самореализацию», убеждена одна из респонденток.

В такой модели в заботе о ребенке неизбежно участвуют родственники или поставщики услуг (детский сад, няня). Причем пары тщательно выбирают медицинские и образовательные сервисы для детей — советуются с другими родителями, в том числе в интернет-форумах. Одним из критериев выбора служат интересы и склонности ребенка.

Такое родительство расценивается двойственно:

  • с одной стороны, баланс между заботой о детях и карьерой приносит удовлетворение;
  • с другой стороны, существует «боязнь неправильного выбора» у родителей-неофитов;
  • чувство родительской ответственности может вызывать беспокойство.

Модель 5. Воспитание как творчество

Ключевые слова: «самореализация», «профессионализм».

Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития. Такая позиция больше характерна для матерей. Они, с учетом «традиционной гендерной культуры» и мер господдержки семьи, между работой и воспитанием детей выбирают второе (см. Почему женщины редко становятся начальниками).

«Такое родительство характеризуется рефлексивностью, является результатом планирования и соглашения между партнерами», — подчеркивают эксперты. Респондентки рассматривают работу как рутину, а материнство — как сферу творчества, самореализации и эмоциональной теплоты. «Когда у меня появилась возможность... я ушла в декрет, чему несказанно рада», — говорит одна из респонденток.

Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для матери приоритетом. Достижениями малыша измеряются и собственные достижения. «Я радуюсь успехам дочки, для меня это как мои собственные успехи», — говорит респондентка.

При этом материнство предполагает некую «профессионализацию»: приобретение специализированных знаний и навыков. Для этого женщины обучаются на курсах, занимаются самообразованием, обсуждают с другими родителями тонкости воспитания и ухода за детьми.

Материнство может становиться основой профессионального выбора. Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей. «Я хочу пойти учиться на детского психолога... — признается респондентка. — Я хочу лучше понимать своих детей...».

В такой концепции родительства самооценка матерей повышается, они ощущают собственную значимость.

Отцы могли бы больше заниматься воспитанием


Исследователи резюмируют результаты работы:

  • Матери по-прежнему отводится главная роль в воспитании. Отцовская роль намного скромнее — даже в том случае, когда глава семейства «включен» в заботу о детях.
  • Тем самым, «ответственное отцовство» пока не стало нормой — во многом в силу социальной политики, культурных стереотипов, разницы в оплате труда (см. Почему женщины редко становятся начальниками). Нередко «ответственное отцовство начинается и заканчивается совместными родами, а потом следуют эпизодические включения отцов в воспитание», отметила Чернова.

Качественное исследование включает интервью с 15 отцами и 15 матерями, имеющими детей до десяти лет, а также интервью с 20 родителями, участвующими в родительских сообществах.
IQ

* Доклад был представлен на Международном симпозиуме «Л.С. Выготский и современное детство» в Институте образования НИУ ВШЭ. Статья IQ.hse.ru также опирается на публикацию Ж.Черновой и Л.Шпаковской «Дискурсивные модели современного российского родительства».

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Жанна Чернова, профессор Департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Лариса Шпаковская, доцент Департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 10 января, 2017 г.