• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как привлечь молодежь в аспирантуру

Аспирантские программы должны быть интересны не только будущим профессорам, но и тем, кто идет в бизнес или работает по найму

Традиционно аспирантура считалась школой преподавания и исследований, первой ступенью академической карьеры. Но сегодня многие аспиранты видят свое будущее вне научной сферы, планируя в дальнейшем работать в коммерческих структурах. Фактически эти молодые люди «транзитом» проходят через аспирантуру. Лишь 56% аспирантов планируют остаться в академической среде, выяснили Иван Груздев и Евгений Терентьев.

Они провели социологический опрос почти 2,5 тысяч аспирантов в тринадцати российских университетах*. Результаты работы были представлены в статье «Аспиранты российских вузов: результаты социологического исследования в 13 университетах РФ»

Ученые сформулировали ориентиры для «апгрейда» аспирантуры. Она должна стать более «адресной» и полезной. Для этого нужно:

  • при отборе в аспирантуру снизить долю «прагматиков»;
  • подготовить отдельный трек обучения для тех, кто хочет работать в коммерческом секторе;
  • теснее увязать работу, которую выполняют аспиранты, с темой их диссертации;
  • найти стимул для выпускников вузов учиться в российской, а не зарубежной аспирантуре;
  • стимулировать межвузовскую мобильность.

Как снизить долю «прагматиков»

Традиционно аспирантура воспринимается как глубокое погружение в академическую жизнь, как «инкубатор» преподавателей и исследователей. Но далеко не все аспирантские дороги ведут в науку. Нередко молодые люди поступают на третью ступень высшего образования с чисто прагматическими целями, не связанными с желанием стать профессором в университете.

Обучение в аспирантуре позволяет «пересидеть» армию или получить место в общежитии. Порой она воспринимается как «перевалочный пункт», возможность оттянуть решение относительно будущей карьеры.

Эксперты спрашивали учащихся о мотивах поступления в аспирантуру (можно было назвать несколько вариантов).

  • Около половины респондентов сказали, что обучение поможет им в карьере исследователей и/или преподавателей.
  • 37% учащихся ответили, что аспирантура способствует развитию карьеры вне академической сферы.
  • Примерно треть опрошенных пошли в аспирантуру, чтобы продолжить обучение по профессии. Это расходится с популярным «представлением о том, что аспирантура не рассматривается учащимися в качестве ступени образования», комментируют исследователи.
  • Четверть респондентов заявили, что аспирантура поможет им в работе в качестве исследователя-аналитика в коммерческой структуре.
  • 24% опрошенных аспирантов-мужчин указали среди важных мотивов возможность отсрочки от армии. 

Тем самым, значительная часть учащихся идет в аспирантуру с «прагматическими» целями. Такой расклад ставит вопрос о совершенствовании отбора в аспирантуру — снижении доли абитуриентов с неакадемической мотивацией, полагают исследователи.

Аспиранты трудоустраиваются вне вузов

Оплачиваемая работа в университете или за его пределами есть у 90% опрошенных. Вопрос в том, где именно трудятся аспиранты и остается ли у них время на учебу.


Из трудоустроенных респондентов 41% заняты полный рабочий день за пределами своего университета. Еще 13% работают неполный рабочий день вне своего вуза. Суммарно получается 54% опрошенных.

Из них лишь 14% работают в коммерческой организации исследователями-аналитиками. 35% трудятся на неисследовательской должности, а 17% заняты фрилансом.

Особая статья — совмещение аспирантуры и работы, взаимное влияние обучения и занятости (респонденты оценивали степень своего согласия с рядом утверждений об этом). Судя по опросу, многим удалось достичь некоего баланса. Так, 57% информантов считают, что опыт, приобретаемый ими на работе, полезен для аспирантуры. И 50% говорят, что аспирантский опыт пригодится для работы.

Однако показательны и другие цифры в рамках этого же опроса. Почти половине (49%) опрошенных из-за работы не хватает сил и времени на учебу. И только для 37% обучение оказывается важнее работы.

Кроме того, часть учащихся в принципе ориентирована на работу в коммерческом секторе. Об этом свидетельствуют и их карьерные планы:

  • Лишь 56% опрошенных планируют работать в академической сфере.
  • Среди тех, кто планирует работать вне науки и образования, 20% хотели бы работать в коммерческой организации (12% претендуют на исследовательские должности, 8% — не претендуют) и 10% видят себя предпринимателями.

Возможно, аспирантские программы должны «предусматривать отдельный трек обучения для тех, кто ориентирован на работу в коммерческом секторе», говорят ученые.

Работа не по теме

Исследователи также изучили связь научных проектов и тем диссертаций опрошенных. У 63% учащихся они связаны между собой. Ровно та же картина и у респондентов, задействованных в проектах сторонних организаций.

А вот работа большинства опрошенных слабо связана с темой диссертации. Причем респонденты расценивают это как одно из препятствий для обучения.

Немалая часть аспирантов в принципе мало вовлечена в исследования. То есть, у них меньше шансов «войти во вкус» научного труда. Так, 42% опрошенных не участвовали в научно-исследовательских проектах в аспирантуре (помимо собственной диссертации). Тем самым, перед вузами встает вопрос, как привлечь аспирантов к работе, связанной с тематикой их диссертации. Возможна и другая постановка вопроса: каким образом тематика диссертации должна учитывать «более широкую рамку рабочей деятельности» человека.

Учащихся привлекает учеба за границей


Более четверти (28%) респондентов заявили, что хотели бы поступить в аспирантуру зарубежного вуза до окончания своего обучения. В то же время, почти половину (48%) этот вариант не привлекает. Однако после окончания аспирантуры расклад с «переводом» другой. Возможность поступления в зарубежную аспирантуру по окончании отечественной рассматривают уже 39% опрошенных. С учетом такого спроса и потенциальной утечки мозгов, российские университеты должны подумать, как им реагировать на это.

В науку — по инерции

80% респондентов ранее обучались в том же вузе. Иными словами, межвузовская мобильность при поступлении в аспирантуру довольно мала. Это может свидетельствовать о популярности «стратегии накатанных рельсов», когда выбор осуществляется в пользу привычной обстановки, как бы по инерции. В то же время, слабая межвузовская мобильность может говорить и о барьерах, которые мешают смене университета при поступлении в аспирантуру.
IQ

*Исследование проводилось Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ совместно с Управлением аспирантуры НИУ ВШЭ в апреле-июле 2016 года. Аспиранты, участвовавшие в опросе, обучались в вузах-участниках Проекта 5-100: НИТУ «МИСиС», НИЯУ «МИФИ», Нижегородском государственном университете, РУДН, Санкт-Петербургском «ЛЭТИ», Самарском университете, НИУ ВШЭ, Уральском, Северо-Восточном и Приволжском федеральных университетах и пр.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Иван Груздев, директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Евгений Терентьев, ведущий аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 марта, 2017 г.