• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Радость крашеная

Смыслы и назначения пасхальных яиц в народных практиках

Писанки / Wikimedia Commons

Почему на Пасху яйца красят в красный, что делать с освященной скорлупой, и как именно яйцо стало частью обрядовых традиций? В преддверие Пасхи фольклорист Андрей Мороз рассказал IQ.HSE о народных поверьях, связанных с праздником.

Зачем нужны яйца

В славянской традиции яйца красят поголовно — и это не вытекает ни из какого христианского сюжета и никак с ним не связано.

Логика ясна: яйцо — символически нагруженный объект, который присутствует в разных культурах. И понятно, почему. Яйцо — вещь абсолютно простая и всегда под рукой, что важно: ведь обрядовые символы берутся из повседневного обихода и изначально сложными практически не бывают. Во-вторых, это неодушевленный предмет, из которого рождается жизнь. 

И в-третьих, хотя нам это может казаться не вполне мотивированным, во многих культурах считается, что яйцо — это красиво.

По русской традиции, когда ребенка моют в первый раз, принято класть в воду разные вещи, чтобы обеспечить ему необходимые качества. Соль — чтобы не сглазили, деньги, серебро — чтобы ребенок был богатым, яйцо — чтобы был красивым, как яйцо, есть такое устойчивое сравнение. Восточнославянские девушки, чтобы быть красивыми, умывались «с красного пасхального яйца».

Зачем красить яйца

Забавно, что по поводу подобных вещей традиция сама в какой-то момент начинает задаваться вопросом — а почему так и зачем, и сама себе отвечает. Вопрос, почему яйцо внутри традиции, никогда не возникал, а почему его надо красить, традиция себе объясняет.

Известно огромное количество разных сюжетов. Некоторые из них взаимно противоречивые — что, впрочем, никогда никому не мешало. Они восходят, в основном, к сюжету воскресения, но сильно переработанному и измененному. Наиболее близкая к Евангелию — про пи́санки: Христос несет крест, ему встречается Симон Киринеянин, который несет корзину яиц. Он ее ставит на землю и помогает нести крест на Голгофу. Вернулся — а яйца у него красные, красивые, пестрые. Это удивительное превращение обычного повседневного предмета в красивый путем божественного вмешательства — и одновременно символ отличия человека, как награда.

Другой сюжет: Христос воскрес и пошел по деревне в сопровождении детей, лепил снежки и детям раздавал. Эти снежки с кровью, которая капала из его рук, — как раз яйца. Тут важно не только то, что они красные, а что они красные именно по этой причине.

Во всех сюжетах много нюансов, но важен прецедент, который возводит к начальной точке истории — к распятию Христа, из-за которого красный цвет оказывается базовым. При этом в некоторых культурах яйца могли красить и в другие цвета. Например, у сербов существовало разделение: красный для мужчин, желтый — для женщин. В синий и черный их красили к поминальным дням пасхального цикла. На самом деле, яйца много где красят, не только на Пасху — к Фомину воскресенью, Красной горке, Юрьеву дню, Радунице, Проводам и на Троицу.

Что делать с первым яйцом

Первое пасхальное яйцо имеет символическое толкование. Во время пасхального завтрака оно могло делиться между членами семьи. У балканских славян, наоборот, существовал запрет на съедение первого яйца целиком. В Полесье первое яйцо иногда съедали вместе со скорлупой — веря, что это поможет им не страдать от жажды во время жатвы.

У сербов и болгар первое яйцо называется «страшник». Он защищает от грома — а это одна из серьезных фобий для традиционной культуры. Его хранят год: держат у икон, кладут в садовые деревья, чтобы они хорошо росли. Идея в том, что при множественности предметов первый наделяется особым смыслом, и страшник играет важную роль. Это же яйцо могли помечать восковым крестом и в Юрьев день обносить вокруг деревни, чтобы уберечь посевы от града.

Как пользоваться яйцами

Мы все знаем, что яйцами нужно биться. Но это верхушка айсберга. Главное — их надо есть. Ими разговляются. Люди отстояли пасхальную службу, при том, что накануне они ничего не ели, они возвращаются домой, у них накрыт стол. Крестьяне, скорее всего, не голодали: во время Пасхи продуктовый еще запас не заканчивался, это могло быть раннее лето, если не было неурожайного года. С другой стороны, не было никаких изысков: ели картошку, брюкву, грибы, при том, что крестьянский труд тяжелый. Поэтому на масленицу старались наесться перед постом — в символическом смысле, — а потом они дорывались до своих запасов творога и яиц, накопленных за это время.

Другая история — это игра, очень азартная, когда люди собираются большим количеством и бьются яйцами. Это как игра на деньги, на материальный интерес, особо удачливые выбивали себе по корзине яиц. 

Игры с яйцами были уделом взрослых мужчин: женщины не допускались, дети бились отдельно.

Как и в любой азартной игре, не обходилось без жульничества — вытачивали яйцо из дерева или из камня.

Были игры и другого рода, уже почти ушедшие — катание яиц на специальных лотках. Делается поле — яма, углубление в земле, идеально ровное, иногда на полу в избе. И делается лоток — желоб или две доски, сколоченные под прямым углом, или выдолбленная доска. И все участники кладут по яйцу и скатывают. Но яйцо — не шар, оно катится как попало и не очень далеко, в этом и интрига. Если оно задевает другие яйца, то игрок забирает их себе. Задача та же самая, выиграть побольше яиц, довольно азартное развлечение.

Пасхальное яйцо оказывается и главным объектом дарения на протяжении некоторого времени. Ими обменивались при христовании и хождении в гости. Словенцы верили, что тот, кто соберет девять яиц из девяти дворов за время пасхальной недели, точно доживет до следующей Пасхи. У поляков и словаков пасхальное яйцо использовалось для выражения симпатии и благодарности — девушки дарили их юношам за услуги или знаки внимания. В пасхальный понедельник в Польше, Словакии и на западе Украины юноши обливали девушек водой или стегали их ветками, за что тоже в благодарность получали крашеные яйца.

Существует устойчивая обрядовая структура, когда люди ходят по домам, поют песни, обеспечивая этим некое благо, и в ответ просят, требуют или просто получают вознаграждение. В Рождество это колядование, а на Пасху традиции зависят от региона, но есть два похожих обряда.

Один, среднерусский — окликание молодых или «вьюнины», когда мужчины ходили по домам молодоженов, поженившихся в течение года, пели им и получали за это яйца. Второй, белорусский — волочебный. Структурно они похожи. Волочебники ходили по домам, пели песни христианского содержания, обливали себя и прохожих водой, чтобы обеспечить дождь в нужное время летом, и им давали яйца.

Яичная скорлупа

Скорлупа — тоже важный элемент. Современный городской житель, который ходит в церковь, красит яйца и освящает их на Пасху, задумывается — а что ему делать со скорлупой? Она же освященная, нехорошо ее выбрасывать в помойку. Для крестьянина вопрос не стоял — в деревне ее закапывали в землю или сжигали.

Со скорлупой существует много сюжетов, часто связанных с потусторонним. Ее можно отправить по реке, бросить в текучую воду — река в конечном счете попадает на тот свет, и по скорлупе покойники узнают, что наступила Пасха. И можно ее вторично использовать в ритуалах, потому что любой освященный предмет обладает некоторым свойством менять к лучшему положение дел. Скорлупу можно закопать под садовые деревья, в огород, дать клевать курицам. Болгары скорлупу первых пасхальных яиц смешивали с навозом и залепляли ей ворота двора для защиты.

Пасха живых и Пасха мертвых

В советское время получилось так, что Пасха стала основным поминальным днем. Эта традиция осталась и сейчас: в последние годы организуются специальные автобусы, которые возят на кладбища. Между тем, с точки зрения церкви, это категорически неправильно. Пасха — праздник новой жизни, а для поминовения усопших установлены специальные родительские дни — среди них Радоница, 9-й день после Пасхи.

В фольклорной традиции Радоница понимается как Пасха мертвых. Считается, что весть о воскресшем Христе приходит мертвым с запозданием, но если не посетить кладбища в этот день, они так и не узнают о воскресении. В Белоруссии это официальный выходной, в который все поголовно едут на кладбище.

Для традиционной культуры посещение кладбища важно — это отрефлексированная идея, что мы приходим к покойникам в гости на совместную трапезу и их угощаем. И яйца им тоже носят. Их катают по могиле, крестообразно или просто туда-сюда от головы к ногам, потом разбивают и там оставляют — либо закапывают в могилы или привязывают к могильным крестам.

Любая традиция многослойная и многоуровневая, и в пасхальных обрядах и верованиях существует нечто вне христианских сюжетов и предписаний: интерпретации, символы, игры. Это относится и к символике пасхального яйца. В нем иногда пытаются увидеть символику оплодотворения, важную для аграрного цикла — весна, скоро время, когда надо пахать и сеять. Но и шире того — яйцо символизирует новую жизнь, вечную и бесконечную.
IQ

Автор текста: Мороз Андрей Борисович, 17 апреля, 2020 г.