Современные дети и родители — люди целеустремленные и упорные. Это труженики, старающиеся достичь совершенства. У них нескончаемые «курсы интенсива»: по правильному воспитанию детей, достижению успехов в школе. Нагрузка большая, но и обучение быстрое, в темпе цифровой эпохи. Да и как не развиваться, когда все «приличное общество» бежит в марафоне за «лучшим будущим»?
Правило забега — конкуренция. Семьи соревнуются в родительской компетентности. Дети, приняв правила игры, конкурируют за пятерки, победы в олимпиадах и конкурсах. С детского сада идет бег по занятиям: английский, танцы, борьба, «драмкружок, кружок по фото». В выходные — мастер-классы, научные шоу и пр. Даже если туда не хочется, родители просят взять «барьер». Надо бежать дальше, чтобы успеть вскочить в социальный лифт, который доставит в «светлое будущее». В старших классах этот вопрос особенно острый. Это так ответственно — принимать решение о профессии, вузе. Поэтому и взрослеть не хочется — подростки отдаляют этот момент.
В общем, современным семьям непросто. У них много возможностей, но много и усилий. Тем не менее, ежедневный «апгрейд» приносит свои результаты. Ребята многое умеют, занятия в кружках идут на пользу учебе. А матери и отцы открывают для себя новые пути самореализации. Активное родительство и насыщенное детство становятся привычной практикой. Ей и посвящены материалы спецпроекта IQ.hse.ru «Детство — курс интенсива».

Родители XXI века
Современным мамам и папам хочется быть грамотными воспитателями. Но советы, сыплющиеся со всех сторон, — от бабушек, врачей, детских психологов, СМИ, френдов в соцсетях — противоречивы. За истиной родители идут на специальные образовательные курсы и лекции, в школы «мам и пап», читают пособия для молодых семей и статьи экспертов. Родительство превращается в «специальность», требующую подготовки и компетентности. На вопрос, как и почему это происходит, отвечают материалы этого раздела.
Родители активно занимаются самообразованием
Современные мамы и папы хотят быть компетентными воспитателями
Родительство становится профессией
Материнство фактически превращается в специальность: в обществе воспитание детей все чаще воспринимается как работа, требующая особых знаний и психологических навыков
Какими бывают современные родители
Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства
Топ-15 настольных книг для молодых родителей
Какую литературу по уходу и воспитанию малышей читают современные родители, выяснили эксперты Высшей школы экономики
Почему бабушек заменяют нянями
Конфликты с родственниками по поводу воспитания детей снижают уверенность матери в своих силах и вынуждают прибегать к помощи няни
Расслоение воспроизводится в образовании
Образованный средний класс, стараясь обеспечить детям успешное будущее, взыскательно выбирает школы для них и инвестирует силы и средства в учебный процесс
Как дети «рулят» карьерой матери
Родительство двояко влияет на профессиональные возможности женщины. С одной стороны, матери, имеющие трех и более детей, не работают вчетверо чаще, чем женщины с одним или двумя малышами, выяснили ученые НИУ ВШЭ. Доля нетрудоустроенных многодетных матерей достигает в столице 63,6%.С другой стороны, материнство приносит и определенные бонусы в профессии, показало другое исследование. «Семейные» женщины более дисциплинированные, организованные и часто успевают быстрее выполнить работу, чем бездетные сотрудницы.
Родительские университеты
Что современные семьи хотят знать о родительской «профессии» прежде всего? Для 92% мам и 73% пап центральный вопрос — как правильно воспитывать и развивать ребенка. 57% родителей хотят выяснить, как помочь ребенку общаться со сверстниками. 30% нуждаются в информации, как помочь ребенку хорошо учиться. Такие данные Центр исследований современного детства опубликовал в буклете об образовательных программах для родителей. Об обсуждении таких программ для родителей можно также прочесть здесь.

Дети XXI века
Современное детство тесно связано с технологиями. Информационные технологии и гаджеты сопутствуют дошкольному и школьному детству. Взросление происходит офлайн и онлайн — в реальном общении и в социальных сетях. Этот раздел спецпроекта рассказывает о социализации детей, учебе, дополнительном образовании и детской масс-культуре. Кружки, общение, развлечения не меньше, чем школа, помогают ребятам встроиться в общество. Они обогащают детский опыт и дают ребятам новые возможности.
ДОШКОЛЯТА И ПЕРВОКЛАШКИ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К УСПЕХУ
Какой детский сад лучше готовит к школе
Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным
Родителей и детей разделяет масс-культура
Влияние семьи и школы в воспитании детей сокращается — пробелы заполняют масс-медиа. Место сказок на ночь заняли мультсериалы. Лучшие из них развивают чувства детей. Фэнтези утоляют подростковую жажду действий
Дети богатых родителей лучше учатся в школе
Чем больше книг в семье, чем богаче родители и лучше их образование, тем выше шансы у детей хорошо учиться, показали исследования в начальных классах
ШКОЛЬНИКИ: УЧЕБА, КРУЖКИ, ХОББИ
Дополнительное образование переформатируется
Дополнительное образование детей в России пестро и мозаично. Под ним понимаются очень разные явления: от музыкальных школ до стратегических игр в социальных сетях, научных шоу, студий граффити. Новые формы рождаются в ответ на ожидания семей
Как занятия в кружках связаны с успеваемостью
Учебные достижения и досуг школьников тесно взаимосвязаны. Сильные ученики после уроков чаще ходят в кружки и студии, слабые — проводят свободное время на улице, выяснили ученые НИУ ВШЭ
Почему дети не ходят в кружки и секции
«Далеко от дома», «не подходит расписание» — так родители объясняют нежелание отдать своего ребенка в кружок. Насколько обоснованы эти аргументы, выяснили эксперты Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ
Уютная школа: версия учеников
Многие ученики хотели бы чувствовать себя в школе более комфортно. В конце концов, это «второй дом», где они проводят много времени. Уютно должно быть в классах, коридорах, библиотеке, столовой. Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ в ходе опроса выяснили, чего, по мнению ребят, недостает школьному пространству для создания ощущения комфорта. Ученикам не хватает зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью — пуфами, столами, полками и пр. Пока перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения. Не хватает мест для хранения личных вещей. Нет обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов. Да и общая привлекательность пространства оставляет желать лучшего.
У детей не бывает легких денег
У школьников должны быть карманные деньги, убеждены большинство родителей. Однако эти средства не даются «просто так». Более трети россиян платят деньги детям за хорошую учебу и помощь по дому, выяснили исследователи НИУ ВШЭ. Ребенок может зарабатывать деньги в своей семье, если он делает работу, на которую могут быть наняты помощники по хозяйству (слесари, уборщицы и т.п.). Оплата успехов в школе также не возбраняется. Условия получения денежных подарков должны быть реалистичными и соответствовать возможностям ребенка.
Почему девочки не идут в математику
Лавры Софьи Ковалевской не прельщают современных девочек. К девятому классу школы они часто разочаровываются в математике, а в итоге реже связывают с этой наукой свое будущее. Таково резюме исследования отношения к точной науке у школьников. Почему математика непопулярна у девочек: учителя не всегда умеют увлечь подростков этим предметом; против математики действуют штампы массового сознания. «Скучная», «заумная», — говорят о точной науке обыватели; эта научная дисциплина не воспринимается как «самая полезная» для общества, в отличие, например, от медицины, педагогики или биологии. Между тем, нужность людям остается для девочек весомым аргументом при выборе профессии (в отличие от мальчиков); девочки ниже оценивают свои математические способности, чем мальчики.
Подростки в состоянии агрессии
В тех классах, где подростки и учителя осуждают проявления агрессии, издевательств и драк становится меньше. Они не воспринимаются как способ решения проблем. И агрессоры не превращаются в местных «звезд», пример для подражания. Если же в коллективе принято оскорблять и драться, то агрессивные подростки оказываются в центре внимания, выглядят «крутыми». С ними хотят дружить остальные. В итоге драчуны «заражают» своим поведением товарищей, а унижения начинают считаться в коллективе нормой, выяснили ученые НИУ ВШЭ.
Девочки в амплуа Василисы Премудрой
Ожидания общества от детей различаются в зависимости от пола. Так, к девочкам общество, школа и семья предъявляют повышенные требования, продемонстрировало пилотажное исследование. В массовом сознании девочкам «предписано» соответствие архетипу русской Леди Совершенство — сказочной Василисы Премудрой. Они должны быть всесторонне успешными — умными, красивыми, воспитанными, сильными — уже со школьной скамьи. На мальчиков общество наседает меньше. Юным представителям сильного пола позволительно амплуа Ильи Муромца, чьи «силы богатырские» поначалу дремлют, а затем резко просыпаются и дают ошеломительный эффект.

Взросление: долгоиграющая юность
Новые условия взросления во многом определяются цифровой средой. Гаджеты — смартфоны, ноутбуки, планшеты, а также интернет, в том числе социальные сети, стали новыми «воспитателями». Школе нужно шире использовать образовательные возможности гаджетов и соцсетей, а родителям, возможно, стоит меньше тревожиться по поводу общения детей на виртуальных площадках, говорится в материалах раздела.
Другая важная тенденция взросления — смещение границ детства. Старшеклассники порой — те же дети, которые не могут решить простых бытовых задач, потому что всецело погружены в учебу и подготовку к экзаменам. К тому же само понятие взрослости уже размыто. Можно долго оставаться беспечным и юным, особенно если ты вырос в состоятельной семье и не хочешь выходить из «зоны комфорта». Об этом третий раздел спецпроекта.
Как смартфон помогает учиться
Учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты. Более того, эти девайсы нужно активнее использовать при освоении нового материала
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Излишняя доверчивость и неосторожное поведение школьников в социальных сетях — миф. На виртуальных площадках подростки общаются, прежде всего, с друзьями, а не с незнакомцами, и редко высказывают свою позицию открыто
Почему подростки не спешат взрослеть
Современная молодежь принимает серьезные решения значительно позже, чем это делали их родители. Ученые НИУ ВШЭ изучили причины этой тенденции
Недетское видео
Эксперты Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ дают рецепты решения множества детских и недетских проблем. Например, как определить, готов ли шестилетний малыш к школе, как заставить гаджеты служить обучению, как научить ребенка говорить «нет» в ответ на сомнительные предложения.
Как преодолеть образовательное неравенство
Психолог Катерина Поливанова рассказывает о причинах низких оценок у детей, культурных запросах родителей и значении дополнительного образования
Образ детства в отечественном кинематографе
Катерина Поливанова размышляет об идее детства, исследованиях Филиппа Арьеса и представлении об определенном будущем
Как ребенка воспитывают книги
Психолог Катерина Поливанова размышляет, какова роль чтения в жизни ребенка
В школу с шести лет: за и против
Умение читать, считать и писать в шесть лет еще не означает, что ребенок готов к школе. Он должен эмоционально и морально созреть для этого. Признаки готовности ребенка к школьному обучению назвала психолог Анастасия Нисская
Как научить подростка говорить «нет»
Ребенка необходимо научить отвергать опасные и неподходящие предложения. О том, как это сделать, говорит психолог Александра Бочавер
Можно ли наказывать детей
Сотрудники Центра исследований современного детства Катерина Поливанова и Елизавета Сивак объясняют, почему жесткие методы воспитания детей неприемлемы
Гаджеты на службе у школы
Эксперт по инновациям в образовании Диана Королева развенчивает мифы о том, как смартфоны и планшеты мешают школьному обучению