• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Образование

Пять научных фактов о школе

Исследования ВШЭ о среднем образовании в России
17 января

Стеклянный потолок академии

Каковы масштабы гендерной дискриминации в сфере науки и образования в России

Иностранцы в науке

Что мешает зарубежным ученым работать в России
9 января

Публикации

Innovation Impact Analysis Model in the Education System (On the Example of Regional Innovative Projects)

Актуальность исследования состоит в том, что в условиях инноватизации системы образования, проблемы управления инновациями и их эффектами остаются не решенными, в том числе отсутствует определённая и общепринятая концепция инновационной деятельности в образовании; не сформирован устоявшийся тезаурус инновационной деятельности; не разработаны критерии валидности инноваций, отсеивания мнимых инноваций и другие проблемы. В связи с этим, целью данной статьи является разработка и экспертная апробация модели анализа инноваций (преимущественно, в области школьного образования) на примере анализа влияния инновационных проектов на системные характеристики образования, реализующихся через открытые конкурсы на территории четырех регионов Российской Федерации. Для исследования данной проблемы использовались следующие методы: сбор сведений о конкурсах инноваций и проектах-победителях этих конкурсов за 2014-2017 годы, проходящий для образовательных организаций, расположенных на территории четырех регионов (ретроспективные срезы); типологизация конструкций конкурсов; типологизация инновационных проектов с точки зрения их влияния (эффектов); апробация (экспертный анализ) предложенной оригинальной модели анализа влияния инноваций и их типологии; статистическая обработка данных о проектах и их оценок. Указанные методы исследования позволили выявить недостатки модели анализа инноваций и представить ландшафты изменений в системе образования в рамках ретроспективных срезов, сформулировать перспективы развития модели анализа влияния инноваций. В статье разработана модель влияния инноваций, основанная на анализе конструкций конкурсов инновационных проектов («монозаказчик» (линейность) – «партнерства» (сложность)) и целей инновационных проектов в отношении к изменению системных характеристик образования («конформные» - «трансформирующие»). Представлена экспертная критика модели анализа влияния инноваций и типологии инноваций в процессе апробации модели, указывающая на неполноту модели в части учета «силы» влияния инновационных проектов на системные характеристики образования. Практическая значимость полученных авторами результатов состоит в совершенствовании критериев и целей конкурсных отборов инновационных проектов, направленных на изменение системных характеристик образования, а также в необходимости представления ландшафтов влияния инноваций для выработки сбалансированных региональных стратегий образования. … 
Sergomanov P., Shilova Natalya, Masalimova A.
Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39. No. 2. P. 11.
16 января 2018

Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья. Анализируется сложности, возникающие у семей мигрантов при записи ребенка в школы. Проводится анализ ситуации попадания ребенка из семьи мигрантов в школы со «сложным социальным контекстом». Авторы приходят к выводу, что для учителей важную роль в понимании, кто такой «ученик-мигрант», является этническое происхождение детей, а не их гражданство. Основной проблемой адаптации детей мигрантов в школах и сами дети, и учителя школ называют незнание русского языка в первый год обучения. Отсутствие программ, направленных на обучение русскому как иностранному, а также курсов подготовки учителей для работы с многоэтничными классами затрудняют быструю ассимиляцию детей мигрантов. Под влиянием миграционных потоков и появления все большего числа детей мигрантов в некоторых школах происходит изменение самого школьного пространства. Внеклассные практики становятся более разнообразными и зачастую этнически ориентированными. Этнизация школьного пространства является отражением и продолжением этнизации городской среды.

… 
Демографическое обозрение. 2018.

Воображаемое сообщество: очерки истории экранного образа российской интеллигенции

В книге рассматривается трансформация экранных образов интеллигенции в отечественном кино, на телевидении, в Интернете. Анализируя характеры героев и эстетические особенности фильмов, телепередач, интернет-проектов, автор прослеживает преемственность целей и ценностей воображаемого сообщества интеллигенции. Исследование, написанное в форме сериала, может быть интересно специалистам по медиакоммуникациям, историкам культуры, искусствоведам, а также широкому кругу читателей. … 
ООО «Издательство «Согласие», 2018.

Высшее образование в арабских странах

На уровень и качество образования в арабских странах сегодня влияетмножество обстоятельств. Прежде всего - отсутствие внутренней стабильности из-за изменения политических режимов в результате переворотов, войн и локальных конфликтов, что не позволяет властям находить время и средства для решения важных социальных проблем. В большинстве стран до сих пор не решены такие первоочередные задачи, как ликвидация неграмотности взрослого населения и введение всеобщего обязательного начального образования.

В статье проанализированы особенности системы высшего образования в арабских странах, специфика ее состояния в последние десятилетия, а также актуальные проблемы и тенденции ее развития.

… 
Азия и Африка сегодня. 2018. № 1.
18 декабря 2017

Где пролегает «черта бедности» в современной России?

В фокусе внимания статьи находится поиск относительной «черты бедности» и границы высоких рисков бедности, а также выявление факторов бедности в современной России. Авторы приходят к выводу, что признанный и используемый в западных странах сравнительно новый относительный подход к бедности применим и в России, однако установление относительной черты бедности на уровне 0,5 и 0,75 медианы среднедушевых доходов выделяет иные по их специфике группы бедных, нежели классический для России абсолютный подход к ней, основанный на сопоставлении доходов с величиной прожиточного минимума. В первом случае с границей в 0,5 медианы в России выделяется глубокая бедность, связанная преимущественно с незанятостью трудоспособного населения, а при использовании границы в 0,75 медианных доходов – бедность пожилых, выпадающих из поля зрения государственной статистики после доведения размеров пенсий до уровня прожиточного минимума. В статье также приводятся оценки эконометрической модели вероятности попадания в состояние абсолютной и относительной глубокой бедности. Авторами доказывается, что в детерминации относительной бедности «плохие» рабочие места играют большую значимость, чем «плохой» человеческий капитал. Абсолютная же бедность, напротив, больше связана с человеческим капиталом и локальными рынками труда. 

… 
Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 127-150.

Использование русского учебного корпуса в преподавании РКИ: вид глагола

На корпусном материале в статье рассматриваются распространенные ошибки в употреблении и конструировании вида глагола — с теоретической и типологической точек зрения. Используются данные учебного корпуса RLC, содержащего тексты изучающих русский язык как иностранный. Выявлены «слабые места» в усвоении данной темы иностранными учащимися. Предпринята попытка создания типологии ошибок. Показано, что наблюдаемые ошибки в образовании СВ глагола в целом ожидаемы; они также подтверждены результатом исследования.

 

 

… 
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2018. № 1.

Журналы

Книги

Академическая харизма и истоки исследовательского университета

Прослеживая трансформацию ученых эпохи раннего Нового времени в работах современных исследователей, автор использует историю университета и веберовскую идею «протестантской этики» для того, чтобы предложить новый взгляд на условия производства знаний в современном мире. Кларк утверждает, что исследовательский университет, зародившийся в землях протестантской Германии и распространившийся по всему миру в XIX–XX столетиях, возник в ответ на требования рынка и бюрократии, породив новый тип ученого, целью которого были оригинальность научных исследований и достижение славы посредством публикаций. Автор рассматривает происхождение и эволюцию неотъемлемых составляющих академической жизни: каталога курсов лекций, библиотечного каталога, системы оценок, проведения устных и письменных экзаменов, роли беседы и письменных работ в семинарах, написания и устной защиты докторской диссертации, рецензий и слухов.

Это масштабная книга, обязательная к прочтению каждому ученому.


… 

Модель Нового американского университета

Американские исследовательские университеты неизменно лидируют в международных рейтингах, однако их институциональная модель все более отстает от целей, которые стоят перед ними сегодня. Для сохранения социального благополучия и экономической конкурентоспособности необходима новая модель, предполагающая широкую доступность качественного образования. Майкл Кроу, заняв в 2002 г. пост президента Университета штата Аризона (ASU), предложил новую версию государственного исследовательского университета. В результате фундаментального концептуального обновления ASU превратился в мировой образовательный и интеллектуальный центр — наглядный прототип предлагаемой модели Нового американского университета. Ее особенности — высочайшее академическое качество в сочетании с широким доступом к образованию для всех слоев населения, а также максимальное участие в жизни общества. В этой книге Майкл Кроу и историк образования Уильям Дэбарс рассматривают возникновение американских исследовательских университетов и обсуждают необходимость обновления модели, лежащей в их основе. Благодаря институциональным инновациям, утверждают они, университеты могут формировать свою неповторимую идентичность, которая позволит им в наибольшей степени реализовать их потенциал и создавать идеи, продукты и процессы, меняющие качество жизни и способствующие национальной экономической устойчивости.
Книга адресована преподавателям, руководителям университетов, управленцам и исследователям высшего образования.


… 

Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире

Ошеломляющие успехи на международной аттестации PISA китайских школьников, из года в год превосходящих учащихся из всех других стран в знаниях по математике, литературе и естественным наукам, сделали Китай одним из мировых лидеров в области образования. Американские педагоги и эксперты считают, что для сохранения лидирующих позиций в образовании и статуса мировой сверхдержавы стране следует взять за образец китайскую систему образования. Действительно, многие реформы, осуществляемые в американских школах, представляют собой подражание китайской системе. Америка след в след идет за Китаем, но стоит ли двигаться в этом направлении? Чжао Юн, много лет проработавший учителем в Китае, предлагает увлекательный, в чем-то парадоксальный взгляд изнутри на китайскую систему школьного образования и открывает секреты того, как она стала одновременно «и лучшей и худшей» в мире. Он объясняет, как Китаю удается готовить учеников, занимающих первые места в мире по многим дисциплинам, и почему при этом китайские учителя, родители и политические лидеры ненавидят свою систему образования и стремятся отдать своих детей в западные школы. Эта насыщенная увлекательными историями и фактами книга — подробный и отрезвляющий от иллюзий экскурс по китайскому образованию.


… 

Классический японский язык: грамматика

Это первое в России современное и полное пособие для изучения грамматики и стилистики классического языка, на котором написаны все величайшие произведения японской литературы. В учебнике охвачены все области грамматики без исключения. Для подтверждения материала приведены отрывки из наиболее известных литературных произведений — это формирует четкое представление о методах описания хода событий и оттенков эмоций, характерных для образованного сословия древней и средневековой Японии. 

Учебник предназначен для студентов-японистов 3–4-го годов обучения, он закрепляет базовые знания языка и создает основу для изучения сочинений на японском языке любого уровня сложности. Его можно использовать как для учебно-педагогической, так и для научно-исследовательской деятельности.

Буктрейлер

… 

Дополнительные материалы

Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России

В мае 2009 года в Москве проходил Международный форум «Дни русских инноваций». Его участники приняли «Русский инновационный манифест», в котором объявлено, что главнейшая стратегическая задача государства — сделать инновации неотъемлемым элементом экономики, пронизывающим все отрасли народного хозяйства. В мае 2009 года в Москве проходил Международный форум «Дни русских инноваций». Его участники приняли «Русский инновационный манифест», в котором объявлено, что главнейшая стратегическая задача государства — сделать инновации неотъемлемым элементом экономики, пронизывающим все отрасли народного хозяйства. «С точки зрения инноваций мы — безнадежное поколение, отработанный материал… — констатировали перешагнувшие порог сорокалетия. — Надежда страны те, кто придет после нас, те, кому сегодня лет десять»[1]. Сегодняшние дети через 10–15 лет будут составлять основную трудоспособную и творческую часть населения России. От них зависит будущее нашей страны. Основной составляющей потенциальных интеллектуальных и творческих ресурсов и залогом процветания страны является новая генерация. Поэтому в настоящее время на фоне депопуляции российского населения и снижения численности детей особенно актуален мониторинг качественного потенциала молодых когорт населения. Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети? Согласно широко бытующему представлению, одаренные дети — это дети, обнаруживающие высокий уровень способностей, общих или специальных, например, к музыке, рисованию, хореографии, иностранным языкам, литературе, математике, естественным наукам и технике. Детскую одаренность распознают по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях. Принято считать, что раньше других у детей обнаруживается музыкальный, поэтический, художественно-изобразительный дар, а в области науки — склонность к математике. Крупнейший советский генетик и психолог В.П.Эфроимсон своей работой «Гениальность и генетика» приблизил нас к пониманию загадки гениальности[2]. Он сформулировал ориентиры, в рамках которых проводил свое исследование. Это 1) зарождение потенциального гения — генетический аспект; 2) развитие и становление — биосоциальная сфера; 3) реализация, воплощение выявившегося таланта — социальная проблема. Анализируя эти компоненты, он дал истолкование феномену пульсации талантливости и оценил, что частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов, исходя из реализации в благоприятные исторические периоды, а главное, в оптимальных прослойках, вероятно, определяется цифрой порядка 1:2000 — 1:10000. Частота потенциальных гениев, развившихся и реализовавшихся настолько, чтобы получить высокую оценку, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:1000000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений или деяний гениальными, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования, вероятно, исчисляется цифрой 1:10000000, что предполагает наличие в середине ХХ века приблизительно сотни гениев на 1 000 000 000 жителей цивилизованного и не страдающего от всеподавляющей нужды населения таких стран, как Япония, СССР, США, Канада, Австралия и страны юго-восточной, центральной и западной Европы. Анализируя признанных гениев, начиная с V века до н.э. до середины XX века, Эфроимсон пришел к выводу, что «гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им представлялись оптимальные возможности развития и реализации». * * * В настоящее время в Российской Федерации проживает около 29 млн детей. Сколько же среди них одаренных? Определить, кто из детей одарен — трудно. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем… Большинство психологов или педагогов оценивают количество одаренных детей от 1–2 % до 20 % от общего числа детей. Специалисты по математической статистике, используя закон нормального распределения, считают, что в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68–70 %, существенные отклонения в обе стороны составляют по 15–16 %[3]. Статистическая разница в оценке количества одаренных в разных странах весьма значительная — от 7 до 90 %. Россия дает цифру около 7 %[4]. «Потенциально одаренных» — до 30 %. Обратимся опять к работе В.П. Эфроимсона. Он задается вопросом: «может быть гений не так уж нужен?» и отвечает: «Практичные янки ответили на полеты советских спутников не только развитием своей космонавтики, но и тем, что “поставили на конвейер” отыскание (посредством разработанных за 80 лет тестов) и максимальное развитие 35 000 одареннейших старшеклассников ежегодно, ассигнуя около 1,5 миллиарда долларов ежегодно на помощь им и тем колледжам, которые они избирают, и, по существу, совершенно неисчислимые суммы на их быстрое выдвижение по всем направлениям и иерархиям, соответствующим их дарованиям. <...> Одной из самых конструктивных функций измерения способностей при помощи теста интеллекта является то, что оно служит как бы своеобразным трамплином, подбрасывающим многих людей к достижениям. <...> Тесты, вероятно, “экстрагируют” даровитых юных людей не менее как из 70 % старшеклассников школ США и устраняют с их последующего пути почти все препятствия как для развития, так и для реализации индивидуального дарования». Многие страны (на которые у нас принято равняться) уже полвека заняты тем, что выявляют потенциальных гениев и бережно ведут их потом во взрослую жизнь. Они считают непреложной теорию, согласно которой каждый вундеркинд может стать великим человеком. Поэтому поддержка молодых гениев является единственным надежным способом воспроизводства интеллектуальной элиты нации. Программы обязательной диагностики всех детей на признаки гениальности существуют в 47 государствах. А некоторые страны — например Сингапур — пытаются воспитать «лучшую нацию на свете»[5], сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей (социальное проектирование предполагает «спаривание подобных», когда для улучшения родословной выпускники колледжей должны жениться только на выпускницах колледжей и т. п.). Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Неслучайно так называемый brain drain («утечка мозгов») направлен в основном в сторону Соединенных Штатов. Педагогами Соединенных Штатов Америки накоплен богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки США, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации. В стране возникли научные центры исследований в области выявления и обучения одаренных детей при университетах нескольких штатов, организован выпуск специальных журналов («Gifted Child Today», «Gifted Education International», «Educational Researcher»). В 1990-х годах были приняты законодательные акты и государственные программы. В частности, администрация президента Буша опубликовала программу «Америка-2000. Стратегия образования» (Goals 2000: Educate America Act). Один из разделов этой программы преследует цель высвободить творческий потенциал Америки на пути последовательного создания в каждой общине школ нового поколения. Предполагается, что это будут лучшие в мире школы, ориентированные на достижение общенациональных целей образования. Достижение этих целей обеспечит качественный скачок в обучении. Участие международного сообщества в работе с одаренными детьми. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому, в большинстве стран Европы и в США стали создавать программы для работы с одаренными детьми. В 1988 году при Совете Европы была создана международная неправительственная организация Евроталант (Париж) с целью координации работы с одаренными детьми на общеевропейском пространстве. В 1992 году Евроталант получил консультативный статус, а два года спустя (1994) Парламентская ассамблея Совета Европы одобрила Рекомендации об образовании одаренных детей[6]. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году и вступившей в силу в Российской Федерации 15 сентября 1990 года. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» проблема выживания, защиты и развития детей была признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях, в частности при формировании федерального бюджета Российской Федерации, распределении материальных и финансовых ресурсов, организации и развитии производства, инвестировании социально-экономических программ. В соответствии с этим Указом Правительством РФ была разработана федеральная программа «Дети России», но тезиса об одаренных детях в ней не было. В 1995 году в Варшаве состоялась II Международная научно-практическая конференция по проблемам одаренности. На ней были приняты обращения к ООН и правительствам стран Европы, в которых участники конференции призвали страны Европейского сообщества поддержать международные программы «Одаренные дети Европы» и «Дети XXI века». После этого события программа «Дети России» была пролонгирована и расширена, и в 1996 году в нее была введена подпрограмма «Одаренные дети»[7]. Тогда же началось ее финансирование на государственном уровне (правда, в очень скромных размерах — 9,215 млрд. рублей). Программа «Одаренные дети» предусматривала создание условий для развития потенциальных возможностей и способностей юных дарований. Она включала систему мер по развитию сети образовательных учреждений и экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовку специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрение новых образовательных технологий обучения и развития одаренных детей; проведение исследований по проблемам одаренности ребенка. В преамбуле к Программе «Одаренные дети» на 1998–2000 годы говорилось о том, что на рубеже XX и XXI веков накоплен определенный положительный опыт работы с одаренной молодежью, требующий научного обобщения и распространения. В течение многих лет одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках, в летних школах и лагерях, что способствует повышению социального статуса знаний. Вместе с тем отмечалось, что работа различных ведомств и общественных организаций, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит бессистемный характер. Предполагалось формирование федерального банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми. Однако анализ фактического финансирования Программы до 1999 года из федерального бюджета показал, что с самого начала реализации Программы «Дети России» (в том числе программы «Одаренные дети») отмечалась устойчивая тенденция на сокращение доли выполнения обязательств Правительства по ее финансированию. По мнению члена Совета Федерации В.Н. Пивненко, «если сегодня мы все вместе не возьмемся за выполнение задач во имя детей и не решим их сегодня — не будет завтра будущего нашего с вами. И тогда наше поколение, которое идет в XXI век, этого нам не простит»[8]. 19–21 сентября 2001 года в Нью-Йорке проходила Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На ней от России параллельно Государственному докладу, создающему впечатление благополучия и прогресса, был представлен Независимый доклад Российских независимых организаций, «отражающий не искаженную ведомственными интересами картину детской жизни в нашей стране». В нем доказательной критике была подвергнута малая эффективность президентской программы «Дети России», отсутствие в ней механизмов прозрачного и конкурсного расходования средств социальной сферы. Как утверждают авторы Независимого доклада, сам по себе рост затрат на реализацию указанных целевых программ не является показателем эффективности расходования средств. При отсутствии законодательно закрепленных и действенных механизмов данные средства в очередной раз будут истрачены бесконтрольно и, значит, с большой степенью вероятности, бессмысленно. У общественности нет информации о том, куда идут эти средства: нет обсуждения при распределении средств, нет конкурсности, открытости, не публикуются никакие отчеты. Единственным доступным для общественности документом остается акт проверки реализации программы Счетной палатой России, в котором указаны десятки примеров нецелевого использования бюджетных средств. В этом докладе отмечены и позитивные явления, которые все же происходили в последнее десятилетие, в частности тот факт, «что российское чиновничество прилагает чрезвычайные усилия, с тем, чтобы хотя бы внешне соответствовать в своей деятельности принципам, одобряемым цивилизованными странами»[9].   Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 была утверждена программа «Одаренные дети» на 2001–2002 годы[10]. Основные направления реализации программы предусматривали: Целевую поддержку всероссийских очно-заочных школ, работающих с одаренными детьми; летних творческих школ, лабораторий, мастер-классов по различным направлениям образовательной деятельности; развития региональных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми; школ-интернатов для одаренных детей. Осуществление государственной поддержки одаренных детей посредством выделения ежегодных государственных стипендий (премий); целевой поддержки участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах, конкурсах; поддержки одаренных детей-инвалидов и создания условий для их выявления, развития и социализации; издания творческих работ учащихся — победителей всероссийских конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов; проведения всероссийских фестивалей детского художественного творчества; организации и проведения различных мероприятий: досуговых, спортивных, творческих фестивалей. Развитие системы работы с кадрами. Научно-методическую работу. Информационное и организационное обеспечение мероприятий Программы. Объем финансирования Программы из федерального бюджета заметно вырос. Первый информационно-аналитический бюллетень с результатами реализации целевой программы «Одаренные дети» Федеральной программы «Дети России» в 1998–2003 годах был подготовлен под руководством заместителя Министра образования РФ Е.Е. Чепурных и опубликован в 2004 году. В нем отражены все мероприятия, осуществленные за указанный период, показано распределение средств финансирования подпрограммы «Одаренные дети» по субъектам Российской Федерации, приведены количественные показатели эффективности реализации подпрограммы. В последующие годы программа «Дети России» финансировалась на долевых началах: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Ежегодно около 500 талантливых школьников становились её стипендиатами. В некоторых регионах для поддержания одаренных детей выплачивалась губернаторская стипендия. Специфика проблемы выявления и поддержки одаренных детей во многом связана с необходимостью обеспечения максимального охвата территорий проживания детей. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007–2010 годы[11] продолжает предшествующую. Но, как и прежде, повышенное внимание в ней уделяется неблагополучным категориям детей. Финансирование подпрограммы «Одаренные дети» в Федеральной программе на 2007–2010 гг. равняется всего 105,2 млн. рублей, что составляет менее 0,5 % от объема общего финансирования программы. Ожидаемый конечный результат текущего (пятого) этапа подпрограммы «Одаренные дети» — создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста; направленной на сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России; формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения; дальнейшее развитие системы всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей; разработка и внедрение инновационных технологий по выявлению и адресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как Россия и российское образование выглядят на фоне международных исследований?Авторы книг «IQ и богатство наций» и «IQ и глобальное неравенство»[12] Р.Линн и Т.Ванханен в результате анализа своих расчетов пришли к выводам, что национальный показатель интеллекта напрямую коррелирует с валовым национальным продуктом страны, и интерпретируют эту корреляцию, как показатель того, что IQ является важным фактором, вносящим различие в национальное богатство и темп экономического роста. Но IQ не является единственным определяющим фактором этих различий. Различия же показателей интеллекта между нациями объясняются исследователями генетическими и экологическими факторами. В книгах содержатся таблицы данных среднего показателя интеллекта для каждой из 81 страны. Россия с индексом IQ=96 находится на 26/27 месте. В настоящее время проводится множество международных сравнительных исследований качества и доступности образования. По их результатам составляется мировой рейтинг качества образования. Наибольшим авторитетом пользуются TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study PISA —Programme for International Student Assessment и PIRLS — Progress in International Reading LiteracyStudy. Российские школьники участвуют в TIMSS с 1995, в PISA — с 2000-го и в PIRLS — с 2001-го года. PIRLS является одним из самых представительных исследований по начальной школе, направленных на выявление качества чтения и понимания текста. В 2006 году в нем приняли участие 215 тыс. школьников из 40 стран. Российские школьники заняли первое место, разделив пальму первенства со сверстниками из Гонконга и Сингапура. Нашу страну в исследовании представляли 4955 учащихся 4-х классов из 232 школ 45 регионов страны. Возраст участников выбран не случайно: к этому моменту подростки должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством и залогом их успешного обучения в дальнейшем. По среднему баллу российские выпускники начальной школы опередили США, Бельгию, ЮАР (занявшую последнее место). Кроме того, Россия показала самую существенную положительную динамику по сравнению с PIRLS-2001, перебравшись с 12-го места в мировом рейтинге чтения на самую высокую позицию. Цель исследования TIMSS — проверить знания учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам. В 2003 году юные россияне заняли 12-е место из 49 стран, в 2007 году, по предварительной оценке экспертов, эти результаты еще выше, но окончательные итоги пока не подведены и официально не опубликованы. В исследовании PISA проверяются знания 15-летних учащихся. Наши школьники-подростки на фоне своих зарубежных ровесников демонстрируют весьма скромные успехи. В 2003 году мы заняли 25–30-е места среди 40 стран, в 2006‑м оказались в четвертом десятке среди 57. Средний балл по естественнонаучной грамотности у российских подростков намного ниже, чем в странах, вошедших в десятку лидеров: Финляндии, Эстонии, Южной Кореи. Подобная картина — с математической грамотностью. По уровню понимания текста наши показатели сравнимы с Турцией и Чили. Таким образом, основная школа (5–9 классы) является самым слабым звеном российского образования. В PISA или предлагаются задания, в которых необходимо проявить смекалку, находчивость, использовать межпредметные связи, или учащимся дают прочитать текст, сравнить изложенные в нем разные точки зрения на ту или иную проблему и обосновать собственную позицию. Подобные вопросы ставят наших школьников в тупик. Если учащиеся западных стран привыкли работать с разножанровой информацией и излагать свои мысли в виде эссе, минирецензий и т. д., то наши дети всегда работают со специально подготовленными текстами и получают «особо точные инструкции» при решении задач. Любые отступления от шаблона вызывают у них затруднения. В ходе исследования математических навыков и умений российских школьников наши ученые установили, что решить простое уравнение готовы едва ли не все учащиеся, простое квадратное уравнение — 80 %, а найти расстояние по карте — уже 57 %, вычислить количество плитки для пола — только каждый второй из трех, понимать графики, публикуемые в газетах, — 65 %. Кроме того, была выявлена и роль психологических факторов, влияние которых на результаты PISA — косвенное, но значительное. Например, 39 % наших учащихся испытывают психологическое напряжение при выполнении домашних заданий по математике, 32 % российских подростков, по их собственному признанию, «ужасно нервничают, когда решают математические задачи», 72 % беспокоятся, что они получат плохую оценку по этому предмету, а это свидетельствует о высоком уровне тревожности российских школьников. Российское Министерство образования и науки не реагирует на посредственные результаты российских учащихся в PISA-2006, в то время как, начиная с 2003 года, многие страны реформировали системы образования с учетом результатов предыдущих международных исследований PISA и показали более высокие результаты[13]. Несколько слов о главной «кузнице естественно-научных мозгов» страны — знаменитой Физико-математической школе-интернате имени А.Н. Колмогорова (ныне Специализированный учебно-научный центр МГУ). Считается, что в ней учатся старшеклассники (примерно триста человек), приехавшие из разных уголков России и обладающие выдающимися способностями в области естественных наук. По мнению одного из преподавателей этой школы, который работает в ней уже шесть лет и готовит детей для поступления на мехмат или на факультет вычислительной математики и кибернетики, уровень тех, кто приходит в СУНЦ, становится все ниже и ниже и соответственно средний уровень поступающих в вузы становится все ниже. Хотя, казалось бы, СУНЦ МГУ отбирает самые сливки, но, тем не менее, эти сливки становятся все более жидкими[14]. Российские дети стали сдавать свои позиции и в международных сравнениях интеллекта, и на международных олимпиадах, что является признаком отставания России по одаренным детям. Мы уступаем сверстникам из Сингапура, Японии, Китая по многим позициям. Так, хотя на 49-й (2008, Мадрид) и 50-й (2009, Бремен) Международной Олимпиаде по математике российская сборная получила соответственно 6 золотых медалей (из 6 возможных) и 5 золотых и одну серебряную медаль, в командном зачете россияне проиграли школьникам из Китая и Японии. Для китайцев и олимпиадников из других стран Азии подготовка к научным турнирам международного уровня является одним из приоритетных направлений и начинается задолго до начала соревнований, а нашим ребятам приходится тратить много времени и энергии на решение оргвопросов и поиски спонсоров. Насколько одаренные дети востребованы в России как человеческий потенциал? Каково отношение к ним государства и общества? В какой степени эти институты готовы к их социальной адаптации и интеграции? В советское время функционировала достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одаренных детей: они проходили социализацию в бесплатных специальных учебно-воспитательных учреждениях под руководством высококвалифицированных профессиональных преподавателей. Кроме того, дети могли развивать свои творческие способности в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования. Эта система была заложена еще до войны. На протяжении советского периода (более полувека) она в целом достаточно успешно решала поставленные перед ней задачи. Появление одаренных и сверходаренных детей ставит и перед обществом, и перед их родителями, и перед самими детьми серьезные проблемы. Встает острейшая необходимость сохранения этих детей. И немалая ответственность и роль отводится в этих ситуациях родителям. Нередко родители эксплуатируют способности своих детей, удовлетворяя собственные амбиции и компенсируя личную нереализованность и тем самым разрушают их несформировавшуюся психику и здоровье. Помимо этого замечено, что у сверходаренных детей обнаруживаются и неизвестные отклонения в здоровье. Имеется безрадостная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей — в лучшем случае их число не превышает 2–3 %. Речь идет, конечно, о достижениях, сопоставимых с уровнем проявлявшихся в детстве необычных способностей. Несостоявшиеся одаренные люди — это не только беда для нации, которая нуждается в выдающихся людях, это трагедия и для самого бывшего «чудо-ребенка», который на всю жизнь страдает «синдромом бывшего вундеркинда», проявляющегося в депрессии, потере интересов, часто в повышенной агрессии[15]. В настоящее время в нашей стране обнаруживается довольно печальная картина: скоро у нас не останется не только квалифицированных рабочих, но и представителей интеллектуальной и художественной элиты. Сегодня терпит крах система работы с талантливой молодежью. Развивать и преумножать свои таланты могут лишь дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег. Колоссальное бремя в выборе жизненной стратегии для своего ребенка ложится на семью. Без поддержки государства задача такого масштаба не может быть решена полноценно и всеобъемлюще. Актуальность работы с одаренными детьми. Россия вплотную озаботилась созданием «отборного» человеческого капитала буквально несколько лет назад, но не подкрепила эту заботу достаточным финансированием. В 2004 году в рамках Президентской программы «Дети России» прошли конференции, круглые столы и заседания по проблемам работы с одаренными детьми, отбору одаренных детей в ходе модернизации системы образования. Авторитетные ученые и практики разработали и приняли Рабочую концепцию одаренности[16], в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей, обозначены направления работы с ними в сфере образования, обоснованы различные формы обучения. По инициативе Совета Общественной Палаты РФ в октябре 2006 года для разработки общественно-государственного проекта «Система выявления и поддержки талантов» была создана Рабочая группа «Одарённое поколение» Комиссии ОП РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации. В том же году на базе Высшей школы экономики и Томского государственного университета было проведено несколько круглых столов, посвященных разработке общественно-государственного проекта «Система выявления и поддержки одарённых людей из различных возрастных и социальных групп». Члены Рабочей группы определили основные задачи, понятийный аппарат и структуру проекта документа. Участники заключительного собрания одобрили инициативу Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации и деятельность Рабочей группы «Одарённое поколение» и рекомендовали внести создаваемый проект на рассмотрение в высшие государственные органы для утверждения в качестве Федеральной целевой программы. В мае 2007 года рабочая группа отрапортовала, что разработка программы вступила в финальную стадию — на сентябрь назначены окончательные слушания. В структуре Общественной палаты РФ 2008 года тема одаренных детей отсутствует, по-видимому, как отработанная. Однако сегодня она приобретают еще большую актуальность и новый смысл. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности, часто с ироническим оттенком называют «вундеркиндами», что свидетельствует об их отторжении и неприятии как «белых ворон». По наблюдениям психологов и педагогов, в обучении и воспитании одаренных детей важно обеспечить возможность для полноценного развития их способностей, а также их социальную адаптацию, поскольку, в силу своей нестандартности, неординарности и отличий от сверстников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе. Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Бывает, что одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки. Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в области естественных и гуманитарных наук проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода. В советское время функционировала достаточно эффективная система выявления, отбора и обучения особо одаренных детей: они проходили социализацию в специальных учебно-воспитательных учреждениях под руководством высококвалифицированных профессиональных преподавателей. Среди них можно назвать физико-математические школы-интернаты при МГУ, МИФИ, Физтехе, Бауманском училище; специализированные музыкальные, художественные школы, разнообразные секции при спортивных клубах. Творческие способности дети могли обнаруживать и развивать в различных бесплатных кружках при домах и дворцах пионеров, домах культуры, круглогодичных пионерских лагерях и учреждениях дополнительного образования. Эта система была заложена еще до войны. На протяжении советского периода (более полувека) она полностью финансировалась государством, благодаря чему в целом успешно решала поставленные перед ней задачи. Приведу воспоминания выпускницы Физтеха 1966 года (тоже одаренного ребенка): «В маленьком сибирском научном городке, где я имела счастье провести детство, каким-то фантастическим образом работала система отбора и подготовки самых умных мальчишек для поступления в легендарные МФТИ, МИФИ, мехмат МГУ. Мы тогда не отдавали себе отчета, как это делалось. Было естественной нормой жизни: из выпуска выбрали пять-десять пацанов — все поступили. Как я теперь понимаю, мальчишки, уехавшие учиться в эти элитные вузы, были не просто самыми умными, они были еще и самыми талантливыми, т.е. имели еще и художественные наклонности: играли на музыкальных инструментах, пели, слагали стихи и вирши, с легкостью переводили с иностранных языков. Что это за мутация и как она сказалась на развитии страны — не берусь судить. Я поехала за ними». Но не у всех одаренных детей этот путь складывается благополучно. Известна, например, история необычайно одаренного математика Павла Коноплева (1971–2000), получившая в свое время широкую огласку. Ему было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. В пять лет научил свою маму (профессионального физика) вычислять в уме логарифмы. По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (музыкантов в семье не было). В восемь лет Павел решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, который похвалил «красивое решение», но не поверил, что ее в уме решил 8-летний мальчик. П.Коноплеву было отказано в приеме в математическую школу Колмогорова для одаренных школьников, так как туда принимали только старшеклассников. Он учился в обычной общеобразовательной школе, где из 1-го класса перешел сразу в 4-й. Но тут возникла проблема общения: из-за разницы в возрасте ему было трудно с одноклассниками и физически, и психологически. В 15 лет Павел поступил в университет, в 18 — в аспирантуру… Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества привели к душевной болезни. Гениальный интеллект вошел в конфликт с физическими возможностями организма, что привело к преждевременной гибели молодого человека. Появление одаренных и сверходаренных детей ставит и перед обществом, и перед их родителями, и перед самими детьми серьезные проблемы. Встает острейшая необходимость сохранения этих детей. И немалая ответственность и роль отводится в этих ситуациях родителям. В 1964 году мы впервые услышали имя юной 12-летней художницы-графика Нади Рушевой и увидели её иллюстрации в журнале «Юность». В последующие пять лет состоялось 15 персональных выставок её рисунков в России и за рубежом. Но не обнаруженная вовремя врожденная болезнь внезапно прервала жизнь семнадцатилетней Нади. Другая, не менее известная история, связана с именем поэтессы Ники Турбиной (1974–2002), которая начала сочинять «взрослые» стихи в возрасте четырех лет. Благодаря поддержке Евгения Евтушенко маленькую Нику приняли в литературную среду Москвы. В возрасте 11 лет она завоевала главную премию «Золотого льва» в престижном поэтическом фестивале в Венеции (из советских поэтов этой премией была удостоена только Анна Ахматова). В это же время вышел первый сборник ее стихов, который был переведен на 12 языков. Поездки девочки-вундеркинда по стране, публичные выступления, съемки в кино… Но известность и слава, пришедшие к Нике в раннем возрасте, сыграли в ее судьбе трагическую роль. По мере ее взросления интерес к ней угасал. После нескольких попыток суицида ее жизнь оборвалась в возрасте 27 лет. Замечено, что у сверходаренных людей обнаруживаются и сверхнеизвестные болезни. Стефен Хокинг (Stephen William Hawking) родился в 1942 году. В 1962 закончил Оксфордский университет и начал заниматься теоретической физикой. Тогда же у него стали проявляться признаки болезни, которая привела к параличу. Несмотря на это, он стал отцом дочери и двух сыновей. В 1974 году Хокинг был избран членом Лондонского Королевского общества. После операции на горле в 1985 году он потерял способность говорить, но благодаря синтезатору речи, установленному на его кресле-коляске, Хокинг может общаться с людьми. Ему принадлежит теория черных дыр и существования параллельных миров. Сейчас он занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Несмотря на тяжёлую болезнь, он ведёт активную жизнь. В октябре 2006 года в ГУ–ВШЭ состоялся круглый стол, организованный Комиссией Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, на тему «Одаренное поколение: дети индиго — миф или реальность?» Там говорилось, что есть такие одаренные дети, которые легко оперируют знаниями, которые им никто не давал, но «современная педагогика существенно опаздывает, и учителей, умеющих работать с этими детьми, нет». Важно научить этих детей жить в современном обществе, а не собирать их в замкнутые коллективы. В каком возрасте (на каком этапе развития ребенка) обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет единого мнения нет. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Но хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3–4 лет. Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути неспособного. Социализация одаренных детей в наше время проходит трудно, с большими сложностями. Одаренные дети чувствуют себя в «осредненной среде» неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношение к сверстникам. «Осредненная среда» затормаживает, а нередко и «замораживает» их развитие. Педагоги не всегда могут распознать способности исключительно одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Нередко они проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности. Иногда отношение педагогов к одаренным детям варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Обычная общеобразовательная школа не приспособлена для тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Типовую систему обучения сложно перестроить, так же, как и изменить отношение учителей к нестандартным детям. Реальнее этого можно добиться в условиях учреждения дополнительного образования, так как именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Вместе с тем, даже в обычной школе, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект может распространиться и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования. Социально-экономическая трансформация российского общества принесла деструктивные тенденции в систему дошкольного и школьного воспитания и образования, что негативно сказалось на одаренных детях. Они превратились в своеобразную «группу риска», став более уязвимыми, чем такие категории, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении, которым общество и государство традиционно уделяют повышенное внимание (так как считается, что указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации, адаптации и интеграции в общество). В условиях коммерциализации специального профессионального воспитания и образования многим одаренным детям закрыта дорога для полноценного развития их природных способностей. При крайней дифференциации современного общества одаренные дети должны быть выделены в специальную целевую группу, которая бы поддерживалась независимо от их социального происхождения и материального положения. Каждый родитель должен иметь право заявить о своем ребенке, чтобы программа «Одаренные дети» была максимально открыта и доступна для действительно одаренных детей. При важной роли государства, его возможности ограничены, и оно рассчитывает на развитие благотворительных фондов и программ и возрождение меценатства в России. За время постсоветской реальности были созданы и успешно функционируют неправительственные и частные культурные фонды, поддерживающие молодые дарования, главным образом, в сфере искусства. Фонд «Новые имена» — это более 10000 молодых российских талантов из разных регионов России и ближнего зарубежья, получивших реальную поддержку, среди которых свыше 3000 стипендиатов Программы. Родившееся на Российской земле движение «Новые имена» способствует единению юных музыкантов, художников и поэтов, представляющих разные страны, культуры, исполнительские школы. Свою деятельность Фонд «Новые имена» осуществляет при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Федеральной программой «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»). В 1997 году был создан некоммерческий Благотворительный фонд «Мир искусства». Его деятельность охватывает тысячи музыкально одаренных детей с проблемами в развитии (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей) из всех регионов Российской Федерации. Фонд ведет постоянный поиск и отбор музыкально одаренных детей с проблемами в развитии во всех регионах Российской Федерации и оказывает им содействие в дальнейшем совершенствовании музыкальных способностей. Фонд привлек внимание к своей деятельности корифеев современности: Монсеррат Кабалье, Вангелиса, Пласидо Доминго, М.Ростроповича, Г.Вишневской, Чечилии Бартоли, В.Гергиева, Ю.Темирканова, Роберто Аланья, Анжелы Георгиу, Томаса Квастхоффа, Марии Гулегиной, В.Спивакова, Д.Хворостовского. В 2005 году для реализации благотворительной программы «Тысяча городов России» создан Всероссийский Реабилитационный Центр, филиалы Центра успешно действуют во многих регионах РФ. Гарант программы «Тысяча городов России» — известный российский предприниматель Алишер Усманов. Среди других инициатив можно назвать Московский Международный форум «Одаренные дети» (с 1998 года). Ежегодно накануне Всемирного дня защиты детей центральный совет этого движения устраивает в Колонном зале Дома союзов торжественную церемонию награждения лауреатов Форума. За 12 лет его работы в нем приняли участие свыше 70 тыс. детей из 64 регионов России и стран СНГ. Члены попечительского совета Общероссийского общественного движения «Одаренные дети — будущее России» убеждены, что «одаренных детей делают одаренные взрослые. Там, где взрослые люди заинтересованы и покровительствуют юным талантам, детям хорошо, они могут приехать в Москву и заявить о себе». В течение 10 лет в России действует Национальный Дельфийский совет, деятельность которого также направлена на выявление и поддержку одаренной творческой молодежи России, сохранение и развитие культурного потенциала субъектов Российской Федерации, содействие реализации творческих способностей и гармоничному развитию личности. Минимальный возраст участников конкурсных испытаний — 10 лет. В 2009 году Восьмые молодежные Дельфийские игры России «Молодость России» были посвящены Году молодежи и проходили в г. Самара. Дети с ранних лет получают повышенное внимание со стороны знаменитых публичных артистов и общественных деятелей. Принимая участие в фестивалях и конкурсах, они совершенствуют и укрепляют свои интеллектуальные и творческие способности. Однако существуют полярные точки зрения на соревнования такого рода: сторонники одной из них считают, что конкурсные баталии наносят ребенку непоправимый психологический, а нередко и моральный ущерб (например, в случае неудачного результата). Имеется печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей — в лучшем случае их число не превышает 2–3 %. Речь идет в данном случае, конечно, о достижениях, сопоставимых с уровнем проявлявшихся в детстве необычных способностей. Несостоявшиеся одаренные люди — это не только беда для нации, которая нуждается в выдающихся людях, это трагедия и для самого бывшего «чудо-ребенка», который на всю жизнь страдает «синдромом бывшего вундеркинда», проявляющегося в депрессии, потере интересов, часто в повышенной агрессии[17]. Летом 2008 года в Государственной Думе РФ и Общественной палате РФ прошли круглые столы, посвященные проблемам одаренных детей и их образования. Обнаружилась довольно безрадостная картина: оказывается, в нашей стране скоро не останется не только квалифицированных рабочих, но и представителей интеллектуальной и художественной элиты. Сегодня «терпит крах» система работы с талантливой молодежью. Развивать и преумножать свои таланты могут лишь дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег. Колоссальное бремя в выборе жизненной стратегии для своего ребенка ложится на семью, в большей степени на матерей. Без поддержки государства задача такого масштаба не может быть решена полноценно и всеобъемлюще.   [1] Магаршак Ю.Б. Инновационная шизофрения // НГ-Наука. 2009. 24 июня. С. 11. [2] Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998. — 544 с. [3] Савенков А.И. Детская одаренность // http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml [4] Из выступления д.психол.н. Синягиной Н.Ю., директора Федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Опыт работы с одаренными детьми в современной России». 27 октября 2008 г., Ставрополь. См. подробнее: http://odardeti.ru/images/onlydoc/stavropolnu_2008.doc [5] Цит. по: Максимов Н., Чернова Е. Их не догонишь // Newsweek. 28 мая–3 июня 2007. № 22 (147). [6] http://eurotalent-rus.blogspot.com/2008/02/1248.html. В феврале 2008 года вице-президентом Евроталанта избрана представитель от России. [7] Указом Президента № 1696 от 18 августа 1994 года Федеральная программа «Дети России» получила статус президентской. [8] Пивненко В.Н. Программа «Дети России»: реалии, приоритеты, опыт региона //  Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. М., 1999. № 11 (99). С. 12–17. [9] Подробнее см.: http://detirossii.narod.ru/altern.htm [10] В рамках этой программы с 2001 года начали выделять средства для помощи одаренным детям-инвалидам. [11] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 172. [12] R. Lynn, T. Vanhanen. IQ and the Wealth of Nations. London, 2002; Iidem. IQ and Global Inequality. London, 2006. [13] Подробнее о результатах международных исследований знаний российских учащихся см.: Краснянская К. PISA–2006: оценка математической грамотности 15-летних учащихся // Народное образование. 2008. № 9. С. 169–179; Дашковская О. Российское образование в зеркале международных исследований http://mosparents.ru/ru/education1/news/index.php?from40=12&id20221=41233&from4=77&id4=28101 [14] Из интервью с В.Ф. Бутузовым, зав. кафедрой математики, заместителем декана физического факультета МГУ. См.: Гурова Н. Тройка по матанализу // Дайджест ФМШ. 29.02.2008. <http://www.kolmogorovschool.ru/show.html?id=446> [15] Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков. См.: http://www.humanities.edu.ru/executors.html [16] Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 46–68. [17] Маркелов Е.В., Юркевич В.С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков. См.: http://www.humanities.edu.ru/executors.htmlАвтор: Л.Г.ЛуняковаМатериал интернет-конференции "Дети и молодежь" (с 1.03.10 по 4.04.10)  
6 февраля, 2017 г.

Модернизация российского образования: документы и материалы

В настоящем издании впервые собраны основные документы и материалы по вопросам модернизации российского образования.В сборнике представлены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации по данным вопросам, состоявшегося 29 августа 2001 г., материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации, подготовленные к этому заседанию, и документы Правительства Российской Федерации по проблемам модернизации образования.Для управленцев и специалистов в области образования, руководителей учебных заведений, преподавателей, аспирантов, студентов. Издание может быть использовано при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.  Ред.: Эдуард Дмитриевич ДнепровМосква: ГУ ВШЭ, 2002, cерия "Библиотека развития образования", 332 с. От редактора-составителя Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет в себе значительные рудименты прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня. Это, наконец, глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны. Два центральных направления модернизации образования — кардинальное обновление содержания образования и экономики образования. Ее стержневые задачи — повышение доступности, качества и эффективности образования. Без решения этих задач образование не сможет выполнить свою историческую миссию — стать двигателем поступательного развития страны, генератором роста ее человеческого капитала. В новейшей истории российского образования все перечисленные выше проблемы были поставлены в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг. (в значительной мере опережавшей изменения в других сферах общественной жизни) и отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" 1992 г. Сегодняшняя модернизация образования берет свое начало оттуда, во многом довершая решение обозначенных тогда задач. Вместе с тем она делает существеннейший шаг вперед как в своей экономической и технологической оснастке, так и в постановке новых образовательных задач, отвечающих требованиям времени. В этом плане модернизация образования предстает как ответ на два вызова: 1) вызов незавершенного исторического действия, предпринятого в ходе образовательной реформы 1990—1992 гг., и 2) вызов современности — актуальных и перспективных потребностей развития страны. Эти потребности новой России в новом тысячелетии — доминанта модернизации отечественного образования. Настоящий сборник документов и материалов открывает серию «Библиотека развития образования», в которой, по замыслу Государственного университета — Высшей школы экономики, должны получить всестороннее отражение основные проблемы и ход процесса модернизации и развития российского образования. В данном сборнике помещены материалы заседания Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. «О развитии образования в Российской Федерации», документы и материалы рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации к этому заседанию, документы Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации образования. Последующие книги серии будут посвящены ведущим направлениям и ключевым проблемам модернизации и развития образования. В их числе организационно-экономические и социально-педагогические проблемы модернизации образования, обновление содержания школьного образования и современная организация образовательного процесса, модернизация начальной и основной школы, создание профильной старшей школы, проблемы единого государственного экзамена, модернизация начального и среднего профессионального образования, модернизация высшего образования и педагогического образования, опыт модернизации образования в регионах, зарубежный опыт современного реформирования образования и др. Задачи данной серии: во-первых, дать глубокий, системный анализ основных проблем современного образования, путей их решения и тем самым стимулировать процессы модернизации и развития образования; во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг этих процессов с целью их корректировки и повышения эффективности; в-третьих, обеспечить возможно более полное информирование образовательного сообщества и общества в целом о задачах и ходе данных процессов. Эта третья цель имеет особое значение. Ибо только вовлеченность общества в модернизацию образования — гарантия ее успеха.Содержание От редактора-составителя Заседание Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. "О развитии образования в Российской Федерации" Вступительное слово Президента Российской Федерации, Председателя Государственного совета Российской Федерации В.В. Путина Доклад Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко Доклад руководителя рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования, Председателя Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандова Заключительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина Документы и материалы рабочей группы к заседанию Государственного совета Российской Федерации Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. "Образовательная политика России на современном этапе" Справочно-статистические материалы по системе российского образования. Материалы к докладу "Образовательная политика России на современном этапе" Основы современной образовательной политики России. Стратегические тезисы Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор Главы о главном в развитии образования России Проблемы образования. Социологические исследования Документы и материалы Правительства Российской Федерации Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (извлечения) План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 г. (извлечения) Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) (извлечения) Образовательная политика России на современном этапе. Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко на Государственном совете Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Приложение Днепров Э.Д. Модернизация российского образования — императив современной образовательной политики  5 глава: Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. "Образовательная политика России на современном этапе"  8 глава: Российское образование к 2001 г. Аналитический обзор  10 глава: Проблемы образования. Социологические исследования  15 глава: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.   
27 мая, 2016 г.

Финансирование системы образования в России

Монография посвящена проблемам финансирования системы образования в России и формирования механизма ее организации. Рассматриваются основные этапы изменения организации бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений. Исследуются модели нормативного финансирования образования, особенности, проблемы и последствия их реализации. Для специалистов в области экономики, управления и финансирования сис-темы образования.Сергей Анатольевич БеляковМосква: МАКС Пресс, 2006, cерия "Управление. Финансы. Образование", 304 с. Введение 3 Глава 1. Формирование системы финансирования образования 14 1.1.Бюджетное финансирование 14 1.2.Внебюджетное финансирование 32 1.3.Определение потребности образования в бюджетном финансировании 51 1.4.Новые условия хозяйствования 79 Глава 2. Построение механизма финансирования образования 107 2.1.Определение содержания отношений финансирования 107 2.2.Механизм финансирования образования 131 2.3.Организация финансирования образования 152 Глава 3. Нормативное финансирование как вариант изменения механизма финансирования образования 188 3.1. Нормативное финансирование образования 188 3.2.Построение механизма нормативного финансирования образования 235 3.3.Оценка последствий изменения механизма финансирования 250 Заключение 279 Литература 283 Перечень сокращений 301   00. Введение  01. Глава 1. Формирование системы финансирования образования   02. Построение механизма финансирования образования   03. Нормативное финансирование как вариант изменения механизма финансирования образования   04. Заключение   05. Литература   06. Список сокращений    
27 мая, 2016 г.