На XIV Апрельской международной научной конференции ведущий специалист-аналитик исследовательской группы «Циркон» Анна Хомякова представила доклад «Экопоселения в России: проблемы и перспективы развития». Экопоселения – популярная сегодня тема среди поклонников дауншифтинга и тех, кто устал от жизни в мегаполисе. Одна из главных миссий экопоселений – сохранение природного потенциала и развитие новых форм цивилизованной жизни. Но им трудно встроиться в общероссийские порядки, не рассчитанные на такого рода явления, а их обитатели не расценивают их как образец для остальной цивилизации.
Экопоселения в России, да и в масштабах всего мира – явление пока малочисленное и далеко не всем понятное. Тем не менее, как считает Анна Хомякова, некоторые данные показывают, что в этом явлении есть моменты, которые несут в себе зерна «нового цивилизационного тренда», свидетельствуют о зарождении и развитии новых передовых практик.
Чтобы понять, в чем заключается специфика российских экопоселений, каковы их проблемы и перспективы развития, группа «Циркон» провела в 2012 году специальное масштабное исследование, посвященное этой теме. Базой для анализа послужили интервью с лидерами и представителями экопоселений из различных регионов России, наблюдения в конкретных поселениях родовых поместий Калужской и Тульской областей, а также он-лайн дискуссии с жителями экопоселений на базе различных интернет-платформ.
Авторы исследования пришли к выводу, что, уходя от цивилизации, жители экопоселений часто исповедуют противоречивые идеи и имеют перед глазами очень разноплановые представления о конечном результате отъезда.
А. Хомякова указывает, что важно понимать различия между собственно экопоселениями и родовыми поместьями, которые сейчас преобладают среди российских экопоселений, но зачастую экопоселениями не считаются – как со стороны их организаторов, так и представителей других экопоселений. Несмотря на внешнее сходство, как замечает автор, сообщество родовых поместий больше похоже на идейную общину: здесь преобладают мотивы жесткого дистанцирования от действительности, построение своего «уютного, маленького мира», ограничение внешних связей и обожествление природы. А жители собственно экопоселений более склонны пользоваться современными благами цивилизации и поддерживать контакты с мегаполисами. Но среди тех и других ярко выражен мотив «омрачнения» городской действительности и желание вырваться за ее пределы.
Чаще всего, как пишет А. Хомякова, жизнь в экопоселениях выбирают молодые люди от 25 до 35 лет, которые уже попробовали что-то в жизни, наработали первичный опыт, но, с другой стороны, еще достаточно активны и находятся в поиске.
Автор доклада отмечает: несмотря на четкое постулирование идей, у жителей экопоселений часто снижен порог критического мышления (способность рационально и логически постигать действительность, взглянуть на позицию с различных точек зрения). Определяющее значение, по мнению автора, играет их легковерность из-за недостаточного опыта и знаний в области духовных практик. В книгах В. Мегре (идеолога родовых поместий) и прочей эзотерической литературе, как указывает А. Хомякова, читатель намеренно уводится от попыток рационально осмыслить предложенные перспективы жизни.
Авторы исследования выделяют несколько проблем, с которыми сталкиваются жители экопоселений. Это, например, неготовность к жизни «на земле», привязанность к комфорту, конфликты, возникающие, как на бытовой почве, так и из-за противоречия в изначальных целях и идеях, а также взаимоотношения между различными поселениями, лидеры которых не всегда готовы уступить друг другу. И одна из ключевых проблем – источники доходов. Именно по этой причине жители экопоселений, несмотря на автономность и обособленность, часто поддерживают связи с городом, так как находятся в финансовой зависимости от него.
Но, несмотря на проблемы, как показывают данные исследования, опыт «ухода» из обычной городской среды и проживания в экопослении жители обычно оценивают позитивно. Пройдя, как радостные периоды изначального энтузиазма, так и сложные, связанные с усталостью, переосмыслением и возможным крушением иллюзий, возвращаться в «большой социум», как указывает автор доклада, большинство поселенцев при возможности не стали бы.
Каковы дальнейшие перспективы российских экопоселений? Хомякова полагает, что это будет во многом зависеть от того, смогут ли они найти свое место в общегосударственных программах и свою нишу в развитии страны. Сегодня, как жители экопоселений на индивидуальном уровне, так и сами экопоселениия в виде территориальных единиц остаются достаточно замкнутыми по отношению к внешнему миру и часто настроены изоляционистски.
Так, например, спектр ответов респондентов на тему будущего экопоселений варьируется от эзотерических рассуждений о наступлении Новой Эры до описания некоего посмодернистского рая для интеллигентов, где люди живут вне города, но пользуются всеми благами цивилизации. Важно, отмечает автор, что о перспективах развития именно экологической составляющей в экопоселениях в ходе опросов говорили крайне мало. «Примечательно также, что редко встречалась позиция, согласно которой экопоселения должны не противостоять цивилизации, а показать ей перспективный путь развития, стать местом для развития новых природоохранных технологий», – говорится в докладе. Автор приходит к выводу, что в настоящее время российские экопоселения являются скорее примером внутренней эмиграции, эскейпом или переходом в новое качество, так называемым «социальным трансфером».
Большую проблему представляют взаимоотношения экопоселений с муниципалитетами в силу отсутствия правового регулирований экопоселений и их стремлением к обособленности. «Эффективное будущее экопоселений невозможно без их сотрудничества с властью, бизнесом, обществом в целом, без поиска и согласования взаимных интересов», – считает автор доклада. По ее мнению, экопоселенцы вправе рассчитывать на поддержку государства, но и, со своей стороны, должны предложить обществу конкретные проекты своего участия в общегосударственных программах.
Полный текст доклада «Экопоселения в России: проблемы и перспективы развития»