• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Ликвидировать Coca-Cola

Может антимонопольная служба, пишут «Ведомости». Красноярские антимонопольные органы вынудили Coca-Cola HBC отказаться от заключения эксклюзивных договоров с продавцами напитков в крае. Но ФАС намерена провести проверку отношений корпорации с розничными продавцами по всей стране.

По оценкам “Бизнес Аналитики”, в 2004 году розничный рынок безалкогольных напитков в России составил около $2 млрд (без учета соков). В крупных российских городах в денежном выражении продукция Coca-Cola в 2004 г. занимала 36,2% рынка, PepsiCo Inc. – 26,5%. Оборот боттлера Coca-Cola в России – греческой Coca-Cola HBC – составляет около $700 млн в год. Coca-Cola HBC владеет 11 заводами по выпуску газировки в стране.

Вчера в Красноярском управлении ФАС состоялось заседание комиссии по делу в отношении компании Coca-Cola HBC. Управление возбудило дело в отношении Coca-Cola HBC 20 июля 2005 г. по жалобе Красноярского госцирка. Как пояснил представитель управления ФАС Олег Харченко, цирк предоставил текст договора с Coca-Cola, в котором был пункт, запрещающий реализовывать безалкогольные напитки других производителей. УФАС усмотрело в этом положении договора признаки нарушения п. 5 ст. 6 закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, говорит Харченко.

Пока дело отложено — цирк отказался предоставить УФАС информацию о реализации напитков. “Мы возбудили процесс о непредоставлении информации”, — говорит Харченко. Получить комментарии от руководства цирка вчера не удалось.

А в Федеральной антимонопольной службе уже готовят масштабное расследование деятельности Coca-Cola по всей стране. “В ближайшие дни будет проведено серьезное рассмотрение этого вопроса”, — заявил вчера “Ведомостям” начальник управления ФАС Теймураз Харитоношвили — и предложил компании “в добровольном порядке устранить нарушения, если таковые имеются”, в других регионах.

По словам Харитоношвили, антимонопольные органы считают заключение подобных договоров порочной практикой: “Это грубейшее нарушение закона, которое влечет за собой суровое наказание”. Харитоношвили напомнил, что закон позволяет и ликвидировать компанию-нарушителя — в судебном порядке.

Разбирательство в Красноярске уже вынудило Coca-Cola пойти на уступки антимонопольным органам. По словам Харченко, вчера сотрудники Coca-Cola заверили ФАС, что в сентябре перезаключат договоры в крае и уберут оттуда пункт, запрещающий торговлю продукцией других производителей. “По информации, представленной Coca-Cola HBC, такие договоры заключены компанией с несколькими сотнями организаций торговли и развлекательных заведений”, — рассказал Харченко.

В российском подразделении Coca-Cola HBC от комментариев до вынесения окончательного решения ФАС отказались.

Бывший менеджер Coca-Cola говорит, что на эксклюзивные договоры приходится не более 20-25% продаж компании. “Это существует по всему миру, особенно в сегменте HoReCa”, — говорит он.

“За эксклюзивное размещение своей продукции на полках Coca-Cola или PepsiCo оказывают маркетинговую поддержку своим партнерам. Это может выражаться в спонсировании рекламных акций или просто в перечислении некой суммы, которая расходуется по усмотрению компании-партнера”, — объясняет Виталий Рудов, открывающий пиццерии Pizza Hut по субфраншизе.

“Если брэнд серьезный, то компенсация за отсутствие конкурентов на полках может составлять до $10 000 в год”, — добавляет владелец другой сети ресторанов.

Председатель совета директоров компании “Маркон” (брэнд “Стоп-Топ”) Сергей Шахарев говорит, что ему “тоже выгоднее работать с одним поставщиком, потому что тогда закупочные цены ниже”. Шахарев уверен, что Coca-Cola и ее партнеры найдут способ обойти требование ФАС — переподпишут договоры так, чтобы в них отсутствовала раздражающая антимонопольщиков строчка. “Существуют и другие рыночные рычаги воздействия — например, компания может лишить продавца оборудования, предоставленного на условии эксклюзивной работы”, — добавляет бывший сотрудник Coca-Cola.

Аналогичная практика существует и на табачном рынке. По словам представителя транснациональной табачной компании, на эксклюзивные продажи, закрепленные соответствующими договорами, приходится около 10% выручки производителей. Те же условия диктуют своим потребителям крупные пивоваренные компании и производители жевательной резинки, подтверждают их сотрудники.

Но в ФАС пока не торопятся расследовать другие рынки. “Мы сейчас пока заняты Coca-Cola”, — говорит Харитоношвили.

У Coca-Cola не прошел номер в Красноярском цирке - заголовок «Коммерсанта». Издание отмечает, что изъятие пункта о запрете продажи продукции конкурентов обещает переворот для всего продовольственного рынка, где эксклюзивные отношения являются одним из главных инструментов маркетинга. Впрочем, участники рынка считают, что ФАС не сможет административными мерами изменить логику развития рынка – даже если эксклюзив нельзя будет прописать в договоре, о нем договорятся на словах.

В российском офисе Coca-Cola, судя по всему, оценили серьезность намерений ФАС и решили исправить ситуацию, не дожидаясь окончания дела. Вчера глава юридического отдела Coca-Cola Антон Чертков предоставил в местное отделение ФАС документ о том, что необходимые изменения во все договоры будут внесены в ближайшее время. "В наше ведомство направлено официальное письмо, в котором отмечено, что ООО в срок до 1 октября текущего года примет новую форму договоров со всеми имеющимися клиентами,– отметили в пресс-службе ФАС.– Из договоров будет исключен пункт, в котором компания ставит перед клиентами одним из главных условий поставок своей продукции работать только с ними". В московском представительстве Coca-Cola вчера отказались от комментариев относительно изменения формы договора с партнерами.

Инициатива Coca-Cola ломает сложившуюся практику российского продовольственного рынка, где эксклюзивные договоры являются одним из главных способов продвижения товаров. Так работают прежде всего Coca-Cola и PepsiCo, а также абсолютно все пивоваренные компании. Большинство магазинов, баров и ресторанов давно подписали договоры о торговле строго определенными типами товаров. Так же как для Coca-Cola принципиальным конкурентом является PepsiCo, так, например, для Sun Interbrew конкурентом в России будет "Балтика". И вряд ли в одном баре удастся найти пиво обоих производителей.

По мнению участников рынка, инициатива ФАС вряд ли изменит схему отношений между поставщиками и продавцами. "Думаю, что основным изменением, которое внесет Coca-Cola, станет более строгая юридическая формулировка,– говорит глава дистрибуторской компании 'Стенли +' Максим Карташов.– Отказ от практики эксклюзивного партнерства маловероятен".

Еще сложнее ФАС будет разобраться с пивоварами. В отличие от Coca-Cola и PepsiCo, структуры которых напрямую заключают дистрибуторские соглашения, пивоваренные компании подстраховались от возможных претензий ФАС и лично ни с кем никаких бумаг не подписывают. "Мы никаких договоров, тем более со словами 'эксклюзивный', ни с кем не заключаем,– рассказывает руководитель пресс-службы пивоваренной компании 'Вена' Татьяна Антончик.– Все договоры с конкретными торговыми точками подписывают наши дистрибуторы". "Когда какой-либо бар выбирает продукцию строго определенной пивоваренной компании – формально это личный выбор владельцев бара,– говорит глава дистрибуторской компании 'Беллиген' Сергей Растегаев.– Если и заключаются подобные договоры, то исключительно в устной форме".

В то же время специалисты отмечают, что на пивоваренном рынке "сигналы" в ФАС о том, что какая-либо компания использует эксклюзивный договор, могут стать новым способом конкурентной борьбы. "Я не удивлюсь, если в ФАС начнут поступать подобные обращения. Особенно на самых конкурентных рынках,– говорит господин Карташов.– Доказать вряд ли что-то можно, но пока идут разбирательства, пивоваренная компания вынуждена будет допустить на рынок конкурентов". Кстати, интерес к пивоваренной отрасли подтверждают и в ФАС. "К нам уже идут сигналы о том, что стало меньше выбора у потребителя пива,– рассказал начальник управления ФАС по контролю и надзору Теймураз Харитонашвили.– Одной очень крупной пивоваренной компанией мы занимаемся. Какой – пока сказать не могу".

Opec.Ru, использованы материалы Ведомостей, Коммерсанта

August 09, 2005