• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Фриланс приводит к конфликтам в семье

Свобода, комфорт, возможность самореализации и гибкий график работы фрилансера сопровождается регулярными перегрузками, авралами и стрессами — причем на фоне нерегулярного заработка. К тому же близкие часто не понимают трудящихся дома и не считают их деятельность полноценной работой

Фриланс нередко предстает в массовом сознании как некая идеальная занятость. Ее формула складывается из независимости, удобства графика и рабочего места («частные специалисты» нередко работают из дома, удаленно), психологического комфорта (отсутствия переработок, стрессов и постоянного контроля со стороны начальства), возможности самореализации и приличного дохода. Популярна и мысль о том, что фриланс позволяет достичь равновесия между работой и семьей. Ирина Монахова в своей работе «Факторы удовлетворенности балансом между работой и семейной жизнью: на примере фрилансеров» развенчала эти мифы. Она изучила, как независимые профессионалы воспринимают свой труд, и выявила, какие факторы вызывают их разочарование, а какие, напротив, вдохновляют. Оказалось, что причин для недовольства у фрилансеров явно больше.

Качественная часть исследования включала анализ пятнадцати интервью фрилансеров, количественная — опирается на результаты Международной переписи фрилансеров третьей волны (2014 год; выделена подвыборка 10574 человека). Статья опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Экономическая социология», т. 17, № 1, январь 2016 года.

Мнимая свобода

Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью и работой, можно разделить на обязанности и ресурсы. Обязанности — это физические, психологические или социальные аспекты труда, требующие постоянных затрат и усилий. Понятие ресурсов, наоборот, обладает положительными коннотациями. Ресурсы помогают достигать целей, сокращают физические и психологические затраты, стимулируют персональное развитие.

Антитезу «обязанности versus ресурсы» можно рассматривать в терминах мотивации. Преобладание обязанностей на фоне нехватки ресурсов пагубно действует на интерес к работе или другому делу, понижает у человека чувство профессиональной эффективности. Тем самым, обязанности в восприятии людей нередко «рифмуются» со стрессом и переработками, в то время как ресурсы ассоциируются с повышением мотивации, профессиональным и личностным ростом.

Ирина Монахова выявила, какие именно факторы для фрилансеров проявляют себя как обязанности. Это, например, фактически ненормированный рабочий день, перегруженность заданиями, авралы. Показательно суждение респондента: «Из-за необходимости выполнить работу спал по четыре часа, потом месяца три ничего не хотелось делать». «Выжатый лимон» — так описал свои ощущения другой информант. Третий сетовал, что из-за обилия работы «больше времени у него ни на что не оставалось». Иными словами, трудовые перегрузки независимых специалистов идут в ущерб их частной жизни, хотя, в соответствии с расхожими представлениями, фриланс должен обеспечивать баланс разных сфер.

Другие два фактора, воспринимаемые как обязанности, — это множественная занятость (вынужденная работа в двух или нескольких местах) и эмоциональные затраты на работе. В последнем случае психологическая усталость фрилансера нередко переходит и на семью, что может вылиться в конфликт. «Я тоже уставший, у меня тоже бывает недовольство», — заметил один из респондентов.

Семья фрилансеров не мотивирует

В разряд обязанностей также попали реалии семейной жизни — уход за маленькими детьми и супружество. В принципе, эти факторы могут трактоваться двойственно — и в терминах обязанностей, и в терминах немалых ресурсов (дети вдохновляют, муж/жена поддерживает и пр.). Но для работающих дома фрилансеров семья нередко выступает как отвлекающий фактор.

Во-первых, происходит столкновение ролей родителя и работника: дети требуют внимания, под них приходится подстраивать свой график. Во-вторых, супруга (супруг), находясь поблизости, нередко мешает трудиться. «Когда мне нужно поработать, лучше держаться подальше», — признался один из информантов.

Более того, нередко в семье вообще не понимают, что такое работа на дому или дистанционный вариант, когда офисом фактически служит квартира. В итоге «удаленка» нередко расценивается как отсутствие занятости. По словам одного из респондентов, дома его постоянно спрашивают: «Почему ты не работаешь?». Другому советовали: «Займись чем-нибудь нормальным». Прямое следствие такого недопонимания — попытки загрузить фрилансера хозяйственными делами. Между тем, ясно, что это не только мешает работе, но и ухудшает отношения в семье.

Некоторые независимые специалисты отмечали, что готовы жертвовать частью работы ради того, чтобы уделять больше внимания своим детям («Пусть будет чуть меньше заработка, зато чуть более здоровые дети»). Так или иначе, и подобные решения сопряжены с компромиссами.  

Вдохновляют доход и собственный профессионализм

В числе ресурсов для фрилансеров оказались такие факторы, как доход и уровень профессионального мастерства. Эти аспекты, несомненно, мотивируют и работников с постоянной занятостью. Но для фрилансеров это, очевидно, особенно актуально, поскольку их заработки не всегда регулярны.

Кроме того, независимые специалисты могут быть несколько оторваны от профессионального сообщества (во всяком случае, оказываются вне сферы постоянных контактов), и можно предположить, что момент поддержания квалификации здесь весьма чувствителен. «Для фрилансеров особенно важно иметь возможность для развития, а при отсутствии таковой они чувствуют себя бесполезными», — подчеркнула Монахова. Симптоматично суждение информанта: «Мы довольны тем, что наша сфера деятельности позволяет нам не стоять на месте». Причем очень значима для опрошенных оценка их профессионализма со стороны — по словам одного из них, это «греет душу».

Доход становится для фрилансеров ресурсом в контексте удовлетворенности им. «Мне это нравилось, так как можно было получить неплохие деньги», — пояснил один из независимых специалистов. Если же доходы не оправдывают ожиданий, то фрилансеры готовы идти на крайние меры — например, поменять профессию, что вполне понятно. «Без денег ну никак», комментируют информанты.

При этом хороший доход может компенсировать обременительные обязанности. «Много что терпел, но зато хорошие деньги были», — вспоминает респондент.

Исследование будет продолжено, сказала Ирина Монахова. В частности, тему семьи можно более подробно изучить не только в контексте обязанностей, но и в контексте ресурсов. Дети и супруги нередко оказываются в конечном итоге помощниками и вдохновителями фрилансеров, что приводит к отрадному равновесию работы и всей остальной жизни.
IQ

Автор исследования:
Ирина Монахова, студентка магистратуры департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
 
Author: Olga Sobolevskaya, July 05, 2016