автор доклада:
Нина Ершова изучила опыт инвестирования в Россию японских компаний. В основе исследования «Проблемы иностранных инвесторов в России: кейс японских компаний» — результаты опроса 32 фирм-членов Японского бизнес-клуба в Москве (проведен в апреле–июне 2015 года) и контент-анализ двадцати интервью с японскими предпринимателями, представителями академического сообщества и НКО в период 2008–2015 годов.
Объем прямых инвестиций в РФ за десять лет (2005–2014 годы) вырос в 29 раз — с 87 млн до 2,5 млрд долларов, свидетельствуют данные японской внешнеторговой организации (Japan External Trade Organization, JETRO). Но по данному показателю в 2013 году Япония занимала лишь 16 место в рейтинге инвесторов в российскую экономику.
Наиболее привлекательными для ведения бизнеса, несмотря на постепенное расширение географии, традиционно остаются Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток. Так, 65% участников опроса важнейшей территорией своей деятельности назвали российскую столицу, а 55% фирм представлены только в одном-двух регионах страны.
Большинство японских компаний (62%) занимаются импортом в Россию с последующей продажей на внутреннем рынке. На производство товаров и услуг в РФ ориентирован только 31%. Еще меньшее число фирм вкладывают средства в научно-исследовательские и конструкторские работы: лишь 18% компаний инвестируют в НИОКР.
Доступ к российскому рынку — самый значимый фактор для начала бизнеса (так ответил 81% участников опроса). Четверть компаний в качестве основной причины отметили высокую рентабельность инвестиций в российскую экономику, 11,5% — богатство природных ресурсов, 3,8% — наличие квалифицированных кадров.
Почти 70% респондентов назвали российский рынок крупнейшим и наиболее перспективным на пространстве СНГ. Также немаловажен спрос россиян на продукцию целевого для японских производителей сегмента высококачественных товаров.
Несмотря на кризис, предприниматели ориентированы на долгосрочное присутствие в России, хотя серьезными вызовами являются низкая предсказуемость местного рынка, быстрые и сложно прогнозируемые изменения в предпочтениях потребителей.
В первый год работы около половины фирм испытывали трудности, связанные с языковым барьером.
Болезненная для россиян коррупция японским бизнесменам мешала меньше всего — ее отметили лишь 4% опрошенных. Вместе с тем четверть интервьюируемых подтвердила, что именно с коррупцией у них ассоциируется ведение бизнеса в России. Ущерб инвестиционному имиджу страны также наносят изъяны в законодательстве, непрозрачные бюрократические процедуры и тендерные практики.
Одной из самых проблемных областей оказалось строительство. Дополнительные деньги и время здесь уходят на доступ к инфраструктуре, а разрешение на запуск строительного проекта в среднем потребовало 540 дней и пятьдесят документов, что значительно больше, чем, к примеру, в других странах БРИКС.
Свои коррективы вносят внешнеполитическая напряженность и внутренний экономический кризис. Риски, связанные с проблемами колебания курсов валют, отметили 68% респондентов. Возможных сложностей при обработке платежей по международным операциям опасаются 14% опрошенных.
Сотрудничество сдерживается различием в деловых культурах России и Японии и своеобразными подходами к рабочему процессу, отметила исследователь. Так, из-за «размытости корпоративной культуры и ценностей у сотрудников российских предприятий недостает моральных стимулов, которые являются чрезвычайно важным инструментом управления трудовыми ресурсами в японской модели», говорится в исследовании. Принципиально отличаются подходы к разработке проектов и заданий: японцы уделяют большое значение деталям, которые российской стороне могут казаться второстепенными. В то же время концептуальный подход россиян и недостаток точности планирования и детализации может вызывать напряженность и задержки в переговорном процессе с японцами.
С другой стороны, есть точки соприкосновения. Продуктивному партнерству способствуют общие для обеих бизнес-культур принципы коллективизма и высокой контекстуальности, межличностные связи и неформальные способы урегулирования спорных вопросов.
Для расширения сотрудничества инвесторам необходимы:
Россия в свою очередь должна совершенствовать инфраструктуру: