• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Что мешает японским инвесторам в России

Языковой барьер, нехватка квалифицированных инженеров и сложная процедура таможенного оформления – вот главные проблемы японского бизнеса в России.

автор доклада:

Нина Ершова, научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ
 

Нина Ершова изучила опыт инвестирования в Россию японских компаний. В основе исследования «Проблемы иностранных инвесторов в России: кейс японских компаний» — результаты опроса 32 фирм-членов Японского бизнес-клуба в Москве (проведен в апреле–июне 2015 года) и контент-анализ двадцати интервью с японскими предпринимателями, представителями академического сообщества и НКО в период 2008–2015 годов.

Объем прямых инвестиций в РФ за десять лет (2005–2014 годы) вырос в 29 раз — с 87 млн до 2,5 млрд долларов, свидетельствуют данные японской внешнеторговой организации (Japan External Trade Organization, JETRO). Но по данному показателю в 2013 году Япония занимала лишь 16 место в рейтинге инвесторов в российскую экономику.

Наиболее привлекательными для ведения бизнеса, несмотря на постепенное расширение географии, традиционно остаются Москва, Санкт-Петербург и Дальний Восток. Так, 65% участников опроса важнейшей территорией своей деятельности назвали российскую столицу, а 55% фирм представлены только в одном-двух регионах страны.

Большинство японских компаний (62%) занимаются импортом в Россию с последующей продажей на внутреннем рынке. На производство товаров и услуг в РФ ориентирован только 31%. Еще меньшее число фирм вкладывают средства в научно-исследовательские и конструкторские работы: лишь 18% компаний инвестируют в НИОКР.

Почему они приходят

Доступ к российскому рынку — самый значимый фактор для начала бизнеса (так ответил 81% участников опроса). Четверть компаний в качестве основной причины отметили высокую рентабельность инвестиций в российскую экономику, 11,5% — богатство природных ресурсов, 3,8% — наличие квалифицированных кадров.

Почти 70% респондентов назвали российский рынок крупнейшим и наиболее перспективным на пространстве СНГ. Также немаловажен спрос россиян на продукцию целевого для японских производителей сегмента высококачественных товаров.

Несмотря на кризис, предприниматели ориентированы на долгосрочное присутствие в России, хотя серьезными вызовами являются низкая предсказуемость местного рынка, быстрые и сложно прогнозируемые изменения в предпочтениях потребителей.

Бег с препятствиями

В первый год работы около половины фирм испытывали трудности, связанные с языковым барьером.

  • 36% отметили сложности, возникающие при таможенном оформлении товаров. Столько же респондентов сказали, что непростым делом оказались процедуры, регулирующие трудовые отношения и порядок учреждения компании;
  • 24% в числе основных препятствий обозначили высокие налоги;
  • 20% отметили высокую конкуренцию;
  • 12% считают проблемой недостатки инфраструктуры, столько же пожаловались на сложный доступ к финансовым ресурсам;
  • 38% компаний было сложно привлекать и удерживать высококвалифицированный персонал. Особенно остро этот вопрос стоял при найме на Дальнем Востоке и при подборе инженерного персонала с хорошим уровнем владения английским языком.

Болезненная для россиян коррупция японским бизнесменам мешала меньше всего — ее отметили лишь 4% опрошенных. Вместе с тем четверть интервьюируемых подтвердила, что именно с коррупцией у них ассоциируется ведение бизнеса в России. Ущерб инвестиционному имиджу страны также наносят изъяны в законодательстве, непрозрачные бюрократические процедуры и тендерные практики.

Одной из самых проблемных областей оказалось строительство. Дополнительные деньги и время здесь уходят на доступ к инфраструктуре, а разрешение на запуск строительного проекта в среднем потребовало 540 дней и пятьдесят документов, что значительно больше, чем, к примеру, в других странах БРИКС.

Свои коррективы вносят внешнеполитическая напряженность и внутренний экономический кризис. Риски, связанные с проблемами колебания курсов валют, отметили 68% респондентов. Возможных сложностей при обработке платежей по международным операциям опасаются 14% опрошенных.

Дело — в культуре

Сотрудничество сдерживается различием в деловых культурах России и Японии и своеобразными подходами к рабочему процессу, отметила исследователь. Так, из-за «размытости корпоративной культуры и ценностей у сотрудников российских предприятий недостает моральных стимулов, которые являются чрезвычайно важным инструментом управления трудовыми ресурсами в японской модели», говорится в исследовании. Принципиально отличаются подходы к разработке проектов и заданий: японцы уделяют большое значение деталям, которые российской стороне могут казаться второстепенными. В то же время концептуальный подход россиян и недостаток точности планирования и детализации может вызывать напряженность и задержки в переговорном процессе с японцами.

С другой стороны, есть точки соприкосновения. Продуктивному партнерству способствуют общие для обеих бизнес-культур принципы коллективизма и высокой контекстуальности, межличностные связи и неформальные способы урегулирования спорных вопросов.

Как преодолеть барьеры

Для расширения сотрудничества инвесторам необходимы:

  • более активные стратегии выхода на российский рынок;
  • своевременное реагирование на изменение рыночных условий;
  • использование потенциала инновационных и наукоемких отраслей промышленности;
  • локализация управления предприятиями в РФ;
  • для сохранения кадров важно учитывать специфику местной бизнес-культуры, мотивации к труду и системы ценностей.

Россия в свою очередь должна совершенствовать инфраструктуру:

  • модернизировать портовую и железнодорожную системы;
  • строить дороги, объекты газо-, электро- и водоснабжения (в том числе с участием иностранного капитала);
  • смягчать иммиграционную политику, упрощать процедуры регистрации бизнеса, таможенного оформления;
  • осуществлять информационную поддержку для иностранцев, работающих в стране и активно сотрудничать с инвесторами при помощи различных каналов коллективного взаимодействия иностранного бизнеса с государством.
Author: Svetlana Saltanova, August 02, 2016