• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Почему у российских школьников не бывает «легких» денег

Более трети россиян платят деньги детям за хорошую учебу и помощь по дому.

Отношение к деньгам формируют у ребенка родители. Алина Пишняк и Наталья Халина в исследовании «Представления взрослых о карманных деньгах и вознаграждениях как инструментах экономической социализации детей» сравнили установки взрослых в отношении денег для детей в Великобритании, Германии и России (на примере Москвы). Данные по столице собраны в ходе мониторинга «Москва и москвичи», проведенного Институтом гуманитарного развития мегаполиса в 2014 году. Опрошены 3109 взрослых респондентов, 75% из них имеют детей. Отношение к деньгам большинство родителей начинают формировать у детей с шести лет.

Капитал в подарок

Во всех трех странах респонденты считают, что дети должны иметь карманные деньги. Далее ключевые приоритеты несколько расходятся. Так, 74% москвичей готовы давать детям карманные деньги, но с ежегодной «индексацией» этой суммы согласны лишь 57%. В Германии и Великобритании такие ответы дали по 70% респондентов.

Вместе с тем, британцы и немцы чаще, чем жители Москвы, отмечали, что ребенок должен договариваться с родителями, на что он потратит деньги, — 72 и 90% против 65% соответственно.

Опыт самостоятельного заработка в школьные годы тоже разделил аудиторию надвое: британцы выделяют его в полтора раза чаще (88%), чем москвичи и немецкие респонденты (56% и 54%).

Среди других каналов получения карманных денег — подарок к празднику (46% у россиян против 77% у британцев) и работа по дому (44% среди москвичей vs 66% у британских респондентов). Тут взгляды россиян и немцев совпали. Платить за пятерки согласны россияне и британцы (39% и 42% соответственно против 53% у немцев).

Бережливость не в моде

Мнения о правильном распоряжении деньгами тоже сильно зависят от страны проживания. Более 60% россиян и немцев учат детей сберегать деньги (61-62%), а в Великобритании так ответили 90% респондентов. Некая сумма в качестве подарка — отдельная статья. О ее сбережении говорят более 80% британцев, немцев и лишь чуть более трети (35%) российских респондентов.

Денежные пожертвования (на благотворительные цели) также вызвали большие разногласия. Москвичи в полтора раза чаще по сравнению с немцами и британцами настаивают на такой практике: 59% против 39%.

Обучение использованию вкладов для сохранения сбережений явно менее приоритетно для жителей РФ. Пользу таких знаний подчеркнули 65% британцев, 55% россиян и 52% немцев. При этом наши соотечественники чаще поддерживают кредитные программы для детей от 16 лет (27% против 18% и 24% в британской и немецкой  выборках).

Из таблицы в приложении 1 можно выделить по три самых популярных утверждения, касающихся отношения к карманным деньгам в разных странах (проценты — это доля положительных ответов от числа опрошенных, в %).
В Германии:

  • детей надо поощрять самостоятельно ходить в магазин за покупками для семьи — 91%;
  • дети и родители должны договариваться, на что будут тратиться карманные деньги — 90%;
  • дети должны сберегать подаренные деньги — 84%.

В Великобритании:

  • детей необходимо поощрять делать сбережения из заработанных денег  90%;
  • к выпуску из школы у ребенка должен быть опыт оплачиваемой работы — 88%;
  • дети должны сберегать подаренные деньги — 81%.

В России:

  • детей надо поощрять самостоятельно ходить в магазин за покупками для семьи — 71%;
  • дети и родители должны договариваться, на что будут тратиться карманные деньги — 65%;
  • детей нужно приучать делать пожертвования — 59%.

Деньги требуют сознательности

Исследователи выделили и общие принципы родительской политики в отношении денег для детей (применен факторный анализ).
Во-первых, у ребенка должны быть карманные деньги.
Во-вторых, поощрения должны происходить «по правилам». Поводы для награды — работа по дому и успехи в школе, а также праздник.

В-третьих, родители должны учить детей сберегать полученные наличные.

В-четвертых, ребенок должен быть самостоятельным в денежных вопросах. В этой рубрике оказались и походы в магазин, и опыт самостоятельного заработка, и доступность кредитов для школьников.

Наконец, взрослые должны объяснить подросткам, что деньги означают ответственность. Ребенку стоит договариваться с родителями по статьям трат, знать, как сберегать деньги, а также научиться делать пожертвования. «Ребенок воспитывается как финансовый донор, который в дальнейшем станет ответственно и бережно относиться к деньгам и будет готов при необходимости ими делиться, в том числе с родителями», — заключили исследователи.

Ребенок может зарабатывать дома

Ребенок может зарабатывать деньги в своей семье,если он делает работу, на которую могут быть наняты разные помощники по хозяйству (слесари, уборщицы и т.п.), считает эксперт по семейной психологии, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Анна Варга. Это отлично получается в тех семьях, где считается, что главный путь обретения денег — труд и честный заработок. Многих смущает кажущийся цинизм ситуации, отметила эксперт. Считается, что ребенок должен помогать своим родным по доброй воле, бесплатно. Это, во-первых, спорно, а во-вторых, наивно, считает Анна Варга. Конечно, все родители мечтают о том, что ребенок будет выносить помойное ведро с ликующими криками, но трезвомыслящие понимают, что это пустые мечты. «Говоря об оплаченном труде ребенка, я  не имею в виду участие в генеральной уборке, которую делает вся семья, — уточнила эксперт. — Я имею в виду услуги. Например, убирать родительскую постель, чистить папины ботинки, подавать стакан воды сейчас, чтобы красиво это делать в родительской старости, красить забор». О цене и сроках надо договориться и следить за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства.

Оплата успехов в школе также не возбраняется. «Среди родителей есть любители больших проектов: типа, если весь год будешь учиться без троек, поедем на средневековый фестиваль на острове Готланд, — рассказала Анна Варга. — Им повезет, если их ребенок такой упорный и целеустремленный, как они полагают». Обычно ситуация выстраивается, как с королем и генералом в знаменитом «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я прикажу своему генералу полететь чайкой, а он не полетит, кто будет в этом виноват?». Иными словами, условия получения воспитательных подарков должны быть реалистичными и адекватными возможностям конкретного ребенка, заключила эксперт.
IQ

 АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Алина Пишняк, заведующий Центром анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.
Наталья Халина, старший научный сотрудник Института гуманитарного развития мегаполиса.
Author: Olga Sobolevskaya, August 22, 2016