• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Как кризис отразился на «дочках» зарубежных корпораций в России

Экономические потрясения не помешали иностранным инвесторам в разы увеличить количество вводимых в строй заводов.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Игорь Гурков, заведующий Лабораторией корпоративных стратегий, организационных структур и управленческих нововведений Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Зокиржон Саидов, заместитель заведующего Лабораторией корпоративных стратегий, организационных структур и управленческих нововведений Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Владимир Коссов, профессор кафедры управления проектами НИУ ВШЭ.
Александр Аршавский, доцент РАНХиГС.

Несмотря на кризис, западные корпорации увеличивают количество своих производств в России. Так, в прошлом году иностранцы открыли в РФ 63 новых предприятия (это в два раза больше, чем в 2013 году), а закрыли не больше 10 своих заводов. В текущем году они предполагают ввести в строй еще несколько десятков предприятий, подсчитали Игорь Гурков, Владимир Косов, Александр Аршавский и Зокиржон Саидов в исследовании «Российские производственные подразделения зарубежных корпораций: предварительные итоги развития и ближайшие перспективы»*.

Поскольку статистика по предприятиям зарубежных корпораций в РФ отсутствует или недоступна, исследователи впервые создали базу данных таких производств, введенных в строй за последние 4,5 года (2012– первая половина 2016). Выяснилось, что в этот период западные компании ввели в эксплуатацию 293 новых российских объекта, в том числе 208 заводов. Больше половины — предприятия транспортного и промышленного машиностроения, электроники и электротехники.

Девальвация страшнее санкций

К середине 2014 года в России работало около 1000 производственных подразделений иностранных корпораций. «Дочки» при поддержке материнских компаний вышли в лидеры в пищевой промышленности (производство сигарет, пива, соков), сборке автомобилей, производстве стройматериалов, бытовой химии. 

Первая волна западных санкций на абсолютном большинстве предприятий никак не сказалась, а российские контрсанкции даже принесли позитив, «снизив конкурентное давление экспортной продукции», отметили ученые. Но девальвация рубля в декабре 2014 года привела к драматическим потрясениям — обесценению ранее вложенных в Россию капиталов, высоким потерям и к коренному пересмотру всех планов развития. Падение в отдельных сегментах (производство соков, сборка автомобилей и т.д.) достигало 20–30%. Были закрыты ряд предприятий-производителей соков, а в автосборке и вспомогательных производствах (двигатели, автодетали и электрооборудование) компании, выполняя соглашения о промсборке, все-таки открывали новые заводы. Заработали и новые предприятия в машиностроении.

Как показало исследование, сложилась парадоксальная ситуация: на один закрытый завод пришлось фактически шесть открытых.

Как бороться с кризисом

Антикризисные меры «дочки» зарубежных корпораций сосредоточили в четырех направлениях:

  • пересмотрели ассортимент выпускаемой продукции и сузили его;
  • сократили текущие затраты;
  • развивали поддерживающие инвестиции;
  • сохранили элементы «старой модели» управления персоналом — постоянные контракты, высокий уровень социальных льгот работникам.

Все эти меры в итоге обернулись в пользу дочерних компаний.

Пересмотр ассортимента усилил внимание к локальным (отечественным) брендам. В выигрыше оказались «корпорации, у которых в России существуют контуры полного инновационного цикла — они усилили разработку и вывод на рынок новых локальных брендов, рассчитанных на вкусы и предпочтения именно российского потребителя».

Сокращение издержек пошло в направлении уменьшения глобальных закупок. При закупке сырья, оборудования и комплектующих предприятия стали чаще выбирать российских поставщиков. Но этот процесс только начинается и сталкивается с большими сложностями — многие российские поставщики не могут выдержать требуемое качество и надежность поставок, да еще и заламывают цены, когда слышат о поставках на фирмы с мировым именем.

Поддерживающие инвестиции — это развитие новых цехов и линий на существующих заводах в поисках сохраняющихся относительно перспективных рынков и сегментов (например, детского питания). С января 2015 по август 2016 года было открыты новые цеха и линии на 49 существующих заводах западных корпораций.

Перспективы для монополистов

Лучшие перспективы развития западных производств в России «имеют относительно дешевые проекты, предусматривающие поддержание (занятие) уникальной рыночной ниши на российском рынке», отметили ученые.

В самом выгодном положении оказываются предприятия-монополисты. Причем стать монополистом может даже небольшая дочерняя компания: слабость российских производителей и узость местного рынка, особенно во многих отраслях машиностроения, приводит к тому, что часто небольшие российские предприятия западных корпораций оказываются уникальными производителями. Они не только насыщают местный спрос, но и ведут активный экспорт своей продукции.

Зарубежные «дочки» на карте России

География размещения иностранных производств в РФ достаточно ограничена. Зарубежные инвесторы выбирали регионы с промышленными комплексами, крупнейшими рынками сбыта и квалифицированной рабочей силы.

Рисунок 1. Российские предприятия зарубежных корпораций, введенные в строй в 2012–первой половине 2016 годов (европейская часть России)

Так, 105 из 208 новых заводов построены на территории нескольких регионов: в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Татарстане, Калужской, Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях.

Рисунок 2. Российские предприятия зарубежных корпораций, введенные в строй в 2012–первой половине 2016 годов (азиатская часть России)

*Исследование основано на личных наблюдениях (посещение авторами 17 российских заводов 15 международных корпораций, 2012–2013 годы), опросе 52 руководителей российских предприятий в составе зарубежных корпораций (2014 год), опросе 36 руководителей российских предприятий в составе зарубежных корпораций (2016 год), серии интервью с высшим руководством российских подразделений зарубежных корпораций (2014–2016 годы).

Author: Svetlana Saltanova, September 16, 2016