We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Каких сотрудников ищут компании в Сети

При поиске работы интернет оказался эффективнее личных связей для половины соискателей.

Распространение интернета изменило подходы к поиску работы и подбору персонала. Специальные сайты и соцсети дополнили основной способ трудоустройства — личные связи, и успешно вытесняют все остальные, выяснили Сергей Рощин, Сергей Солнцев и студент Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Дмитрий Васильев в исследовании «Эволюция технологий поиска работы на рынке труда в интернет-эпоху»*.

«Охота» на сотрудника

Чаще всего работодатели ищут в интернете специалистов среднего звена. Реже — соискателей на позиции руководителей (здесь требуется серьезный отбор) и неквалифицированных работников (они не так часто пользуются компьютером).

Энергичнее действуют частные финансовые и торговые компании, в отстающих — госструктуры и предприятия «традиционных» отраслей экономики (строительство, добыча полезных ископаемых, промышленность, транспорт и связь).

При поиске персонала в Сети максимально активны фирмы с высокими зарплатами и хорошими финансовыми показателями. Компании с низкой зарплатой (до 20 тысяч рублей в месяц) к подобной активности склонны меньше. Поскольку интернет является недорогим способом найти работников, такой результат стал для исследователей неожиданным. «Вероятно, это связано с тем, — пояснили они, — что компании не рассматривают поиск работников через интернет как возможность снизить издержки на привлечение персонала».

В целом за пять лет (2010–2014 годы) роль интернета в «охоте» на сотрудников существенно выросла: в 2010 году к нему обращались 60% работодателей, через четыре года — уже 76%. Традиционные каналы — через службы занятости, СМИ, знакомых, рекрутинговые компании, учебные заведения — остались далеко позади. 

Рисунок 1. Динамика использования интернета и других каналов поиска работников российскими предприятиями в 2010–2014 годах, % от всех предприятий

Источник: опрос предприятий «Взаимодействие внешнего и внутреннего рынка труда» (ВВВРТ) НИУ ВШЭ, 2010–2014 годы.

Кто ищет вакансии в Сети

Использование интернета для поиска работы повышает вероятность трудоустройства на 4,5%, установили ученые.

Можно было бы предположить, что вакансии в онлайн в большей степени смотрят высококвалифицированные специалисты. Но исследование показало, что преимущество за средне- и неквалифицированным персоналом. Эти люди через онлайн-поиск устраиваются работать на предприятия легкой промышленности, в медучреждения, в сферу соцобеспечения, торговли, услуг и ЖКХ.

Таблица 1. Доля  работников, которые нашли  текущую  работу  через интернет, %

Источник: RLMS HSE, 2014 год.

Вероятность того, что человек при поиске вакансий обратится к интернету, растет вместе с уровнем образования и размером населенного пункта. Чаще всего таким способом работу ищут жители больших городов (Москва, Санкт-Петербург, областные центры) в возрасте 16–45 лет и с образованием выше среднего.

Будущее — в «паутине»

Сегодня поиск через интернет занимает второе место по популярности: большинство граждан традиционно предпочитает помощь родственников и знакомых. Однако если динамика использования личных связей остается стабильной, то интернет прибавляет кратно. К примеру, в 2006 году к нему обращались 13% занятых поиском, а в 2014 году — почти 50%.

Рисунок 2. Динамика методов поиска работы, % от всех занятых поиском

Источник: RLMS HSE, 2003–2014 годы.

В будущем Всемирную паутину как «поисковик» на рынке труда будут использовать и те, кто сейчас пользуется иными методами. Увеличится число обращений к интернету работников старших возрастов, лиц с низким уровнем образования, неквалифицированного персонала, прогнозируют ученые. Более активно станут искать персонал в Сети госпредприятия и компании с невысоким уровнем зарплат.

Также в интернет уйдут традиционные каналы поиска работы. В том числе их лидер — личные связи: трудоустроиться по знакомству по-прежнему возможно, но при этом будут активно использоваться соцсети, электронная почта и мессенджеры.
IQ

* Исследование основано на двух базах данных:

  • «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS–HSE) за 2006–2014 годы. Объем выборки: 4096 наблюдений.
  • Опрос предприятий «Взаимодействие внешнего и внутреннего рынка труда» (ВВВРТ) за 2010–2014 годы. Проводился ежегодно по заказу Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ среди предприятий РФ различных секторов экономики с численностью занятых от 30 человек. Объем выборки: 7847 наблюдений.

 АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сергей Рощин, завлабораторией  исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ  ВШЭ.
Сергей Солнцев, замзаведующего ЛИРТ НИУ ВШЭ.
Author: Svetlana Saltanova, October 03, 2016