• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Как результаты ЕГЭ регулируют цены на жилье

Недвижимость вблизи хороших школ стоит дороже.
автор исследования:
Дмитрий Чугунов, аспирант Института образования НИУ ВШЭ.
 

Стоимость квартир в домах, которые относятся к школам с высокими результатами по Единому госэкзамену (ЕГЭ), почти на 3% выше аналогичных, расположенных вдали от таких объектов. В Москве за жилье рядом с хорошими учебными заведениями родители готовы доплачивать в среднем 330 тысяч рублей, выяснил Дмитрий Чугунов в исследовании «Влияние результатов школьного образования на формирование цен на рынке жилой недвижимости в мегаполисе»*.

Зачем риэлторам ЕГЭ

В России при записи в государственные общеобразовательные школы преимущество имеют дети из близлежащих микрорайонов. Так, в Москве рядом с домом учатся около 70% школьников, 84% ходят на занятия пешком, тратя на дорогу в среднем 12 минут.

Однако родители в первую очередь хотят от учебного заведения не территориальной близости, а высокого качества преподавания, и вынуждены отдавать за это деньги. Они либо тратят время и средства на доставку ребенка в школу, либо покупают жилье рядом с ней.

Сегодня лучшими считаются школы с высокими результатами по ЕГЭ, а значит — гарантией поступления в вузы. «Семьи результаты сравнивают, сопоставляют и готовы платить больше за жилье, если оно находится в радиусе закрепленности за такой школой», — говорит Дмитрий Чугунов.

Качество образования ученый измерил с помощью индекса, построенного на тестовых баллах ЕГЭ по математике и русскому языку. Исследование показало: при росте среднего по школе балла ЕГЭ на семь (одно стандартное отклонение) стоимость жилой недвижимости в Москве может увеличиться на 2,9% (376 тысяч рублей в ценах 2014 года).

По полученным оценкам Москва оказалась сопоставима с мегаполисами Австралии, Великобритании, Нидерландов, Франции, США, Китая. К примеру, в Австралии вклад результатов школьного образования в дифференциацию цен на жилищном рынке составляет 3,5%, во Франции — от 1,4% до 2,4%, в Китае — от 2% до 5,4%, в США — от 1% до 14%.

Далекие перспективы близких школ

В развитых странах школьная сеть — серьезный фактор при определении стоимость жилья. В Великобритании семья сначала находит школу для ребенка, и только потом — дом неподалеку. В США развитие городских кварталов «выравнивают» открытием хороших школ в неблагополучных районах: учебные заведения быстро привлекают состоятельных родителей, приобретающих квартиры рядом.

Для покупателей жилья в России «школьная» значимость подтверждается анализом объявлений о продаже недвижимости. Из всех объектов социальной инфраструктуры — поликлиники, детские сады, спортивные, торговые центры, банки и прочее — в объявлениях чаще всего (в 92,7% случаев) упоминается близость школ.

Частота упоминания объектов социального окружения в объявлениях о продаже жилой недвижимости в Москве

Источник: контент-анализ 982 объявлений на вебсайтах агентств по продаже недвижимости, Москва, 2014 год. Расчеты автора исследования.

Качество обучения в средней школе актуально для следующего этапа — вузовского. В настоящее время шансы москвичей дать своим детям высшее образование на бюджетной основе достаточно невелики. Стать студентом за счет государства возможно при получении среднего балла ЕГЭ равного 80. «Сегодня в ряде московских школ больше 80 баллов набирают только 10% выпускников. Именно поэтому люди готовы платить за доступ к хорошим школам», — поясняет Дмитрий Чугунов.

В помощь родителям

Территориальная привязка школ к домам, введенная в Москве, уже вызвала судебные иски со стороны родителей. Исследование может помочь исправить ситуацию — сформировать границы школьных округов в зависимости от образовательных результатов и готовности людей за них платить.

Вокруг школ, не пользующихся спросом родителей, необходимо расширять радиус доступности, обеспечив полную наполняемость по основным спискам, предлагает эксперт.

Для более востребованных учебных заведений целесообразно, наоборот, сужать радиус, сокращая набор для проживающих рядом и оставляя больше (например, треть) мест для детей из других районов по спискам на конкурсной основе.

Исследование проводилось на базе Северо-Западного административного округа Москвы, по площади и численности населения сравнимого с городом-миллионником. Возможность распространять результаты на другие города и регионы России не оценивалась. Однако разработанный механизм оценки позволяет проводить подобные замеры практически во всех городах, где есть много школ, хороших и разных.

*Исследование проведено на данных в период стабильного положения на рынке жилой недвижимости в Москве – в 2011-2014 годах. Все полученные выводы относятся к этому периоду.

Информационная база исследования:

  • данные тестовых баллов ЕГЭ в 75 государственных и муниципальных общеобразовательных школах Северо-Западного административного округа (СЗАО) Москвы. Источник данных: Департамент образования СЗАО;
  •  данные предложений о продаже квартир в районах СЗАО, территориально закрепленных за школами. Источники данных: вебсайты агентств недвижимости (www.cian.ru, www.sob.ru, http://kvartira.miel.ru/ и др.). Период сбора данных: 2011–2014 годы. Итоговое количество наблюдений — 906 квартир;
  • аналитические обзоры ведущих риэлтерских организаций о состоянии рынка недвижимости России и Москвы.

См. также:

Как родители выбирают школы для детей

Как повысить результат ЕГЭ

К чему привело слияние школ в Москве

Author: Svetlana Saltanova, December 21, 2016