Казалось бы, ребенку должно идти на пользу обучение в сильном классе. Достижения одноклассников, дух соревнования могут подстегивать честолюбие, заставлять школьника учиться лучше. Но в этой ситуации, как доказала Юлия Кузьмина, возможно и обратное: демотивация ученика на фоне более успешных товарищей и снижение уверенности в своих силах. В статье «Эффект «большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе?» исследователь подтверждает, что то, как школьник воспринимает свои успехи в классе, имеет связь и с его последующей успеваемостью и планами поступления в вуз.
Освоение предмета и развитие интереса к нему во многом зависят от академической самооценки ребенка. Под этим подразумевается восприятие учеником своих способностей и умений по предмету. Академическая самооценка во многом предопределяет:
Ребята в сильных классах имеют более низкую академическую самооценку, чем их сверстники с такими же достижениями, но обучающиеся в коллективах послабее, доказала Юлия Кузьмина. Действует эффект сравнения. В первом случае ребенок, сопоставляя себя с успешными соучениками, несколько теряется, меньше верит в свои силы. Во втором случае ученик понимает, что выгодно отличается от одноклассников, и не занижает свои способности. Это и называется «эффект большой лягушки в маленьком пруду».
Как «мельчает» лягушка
Академическая самооценка складывается из внутреннего и внешнего сравнения. Ученик соотносит свои способности и достижения по разным предметам и понимает, к какой дисциплине больше предрасположен (внутреннее сравнение). Школьник также сопоставляет свои результаты по предмету с результатами одноклассников (внешнее сравнение). На фоне слабых учеников он чувствует себя более способным. В то же время, ровно с теми же достижениями, но в более сильном классе, он может считаться «середнячком».
Обучение в сильной школе, несомненно, может и поднять самооценку ребенка. Возникает «эффект славы» (glory effect): сознание «элитности» школы вдохновляет. «Но даже с учетом этого позитивного эффекта эффект «лягушки в пруду» перекрывает позитивные последствия», — подчеркивает исследователь.
В ходе исследования была рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере такого предмета, как математика. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России «Траектории в образовании и профессии», в котором принимали участие свыше 4000 человек. Исследование начато в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).
Был проведен регрессионный анализ с использованием следующих данных:
Математическая самооценка ребят измерялась по степени их согласия с утверждениями о способностях к математике. Диапазон утверждений — от «Я просто не очень силен в математике» до признания сильной склонности к предмету: «На уроках математики я понимаю, как надо выполнять даже самое трудное задание». Согласие оценивалось в баллах. Весь перечисленный набор данных за разные годы позволил изучить действие академической самооценки в течение нескольких лет.
Исследование показало: чем выше индивидуальные результаты TIMSS, тем более уверенно чувствует себя школьник. В то же время, средние баллы по классу отрицательно влияют на восприятие своих возможностей. Дети в сильных коллективах «будут иметь математическую самооценку ниже, чем ученики с такими же индивидуальными достижениями в TIMSS, но обучающиеся в классе с низкими средними результатами», отметила Юлия Кузьмина.
Восприятие своих результатов на фоне окружения сказывается и на дальнейшей учебе. Чем успешнее коллектив, тем ниже ожидания и последующие достижения у ученика. Академическая самооценка — промежуточное звено в этой причинно-следственной цепочке.
Исследование показало, что ребята, обучавшиеся в классе с высокими средними показателями TIMSS (8-й класс), спустя два года — в 10-м классе — имели более низкие оценки по алгебре, чем ученики с тем же уровнем индивидуальных достижений в TIMSS, но из средних или слабых классов. Кроме того, школьники из классов с высокими средними результатами TIMSS реже говорили о планах поступления в вуз.
Этот факт можно объяснить теорией «относительной депривации». Ребята, обучающиеся в более успешном окружении, предъявляют к себе повышенные требования и имеют более высокий уровень притязаний, но нередко не имеют возможности соответствовать им. Это «приводит к неудовлетворенности и отказу от достижения высоких карьерных целей в будущем», поясняет исследователь.
Но «эффект лягушки» работает, когда речь идет о выборе престижной карьеры. Если профессия считается менее привлекательной, он не действует. По данным исследования, вероятность выбора STEM-специальности не зависит от средних баллов в классе. Вероятно, многие российские школьники просто не считают карьеру в сфере естественных наук и технологий престижной.
С учетом сказанного можно было бы утверждать, что обучение в сильном классе может плохо влиять на будущее ребенка. Но это не совсем справедливо.
Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком коллективе может быть полезно, подчеркивает Юлия Кузьмина. Положительный эффект «повышающего сравнения» (сопоставления с теми, кто лучше тебя) возникает, когда ребенок сравнивает себя с детьми с похожим уровнем способностей, но с результатами лишь немного повыше. В этом случае разрыв в достижениях не осознается как непреодолимый. Ученик старается повысить собственную планку, добиться большего. Его уверенность в собственных возможностях не снижается, а, наоборот, имеет шансы расти.
АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ: