• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
vision

Нужны ли компаниям корпоративные университеты

Исследователи Международной лаборатории экономики нематериальных активов IDlab НИУ ВШЭ проанализировали роль корпоративного университета как одного из инструментов развития и повышения качества человеческого капитала компании. Результаты исследования опубликованы в Journal of Intellectual Capital.

Гипотеза о создании корпоративным университетом конкурентных преимуществ была протестирована на основе данных по российским и европейским публичным компаниям.  Всего в выборку вошло около 2500 организаций из России, Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании. Российский рынок был выбран в качестве представителя развивающейся экономики, а европейский – развитой.

Среди российских компаний 2,4% организовали корпоративные университеты, у европейских этот показатель значительно больше – 28%. Интересно, что и в России, и в Европе корпоративные университеты сконцентрированы в основном в столицах, исключением является Германия.

Исследователи выяснили, что высокая стоимость компании на фондовом рынке отрицательно влияет на вероятность создания корпоративного университета как в России, так и в Европе. Это может быть вызвано негативными ожиданиями инвесторов относительно рентабельности подобных активов с учетом высоких рисков. Бизнес, который стремятся привлечь инвесторов, в среднем менее склонен к таким вложениям.

«Корпоративный университет – это риск для компаний. Успешные компании, по-видимому, рассматривают менее рисковые способы инвестировать в человеческий капитал сотрудников», – комментирует полученные результаты один из авторов исследования Петр Паршаков, научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми.

Еще один вывод касается соседства компаний с ведущими классическими университетами в России и Европе. Для европейских организаций наличие в ближайшей географической доступности университета – важный положительный фактор развития своего внутрикорпоративного проекта. В России классический университет имеет, напротив, замещающий эффект, снижая тем самым вероятность создания корпоративного учебного заведения на 2%.

Кроме того, была выявлена общая тенденция: краткосрочная эффективность отдачи инвестированного капитала в корпоративные университеты не всегда сохраняется в долгосрочном периоде. При прочих равных капитализация компаний с корпоративным университетом на 271 млн. евро меньше. При этом, на развитых рынках существует положительный синергетический эффект корпоративных и классических университетов в долгосрочной перспективе.

February 05, 2018