• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Спонтанные изменения мозговой активности влияют на то, что мы видим

© Elda Broglio

Исследователи ВШЭ и Университета Мюнстера обнаружили, что состояние возбудимости коры головного мозга влияет на зрительное восприятие человека. Результаты исследования опубликованы в статье «Moment-to-moment fluctuations in neuronal excitability bias subjective perception rather than decision-making» в eNeuro.

Представьте, что вы сидите в темной комнате и перед вами вспыхивает свет. Видите ли вы эту вспышку? Если свет достаточно яркий, то, естественно, вы её видите. Но что происходит, когда яркость света уменьшается? На каком-то этапе вы уже больше не можете видеть свет.

Психологические эксперименты показали, что переход от «вижу» к «не вижу» не происходит внезапно. Если на нас воздействует очень тусклый свет, то иногда мы видим вспышку, а иногда нет. Более того, иногда участники подобных экспериментов признаются, что видят вспышку света, даже когда ее нет. Откуда возникают подобные противоречия? Почему иногда наше восприятие не соответствует реальности?

Исследования, которые проводит Центр нейроэкономики и когнитивных исследований  НИУ ВШЭ совместно с Берлинской школой разума и мозга, направлены на изучение текущего нейронального состояния головного мозга, которые провоцируют изменённое, а также ложное восприятие света человеком. Это состояние  исследователи называют «субъективным восприятием», то есть опытом восприятия с точки зрения наблюдателя, который может не совпадать с объективной реальностью (например, когда человек видит вспышку света, которой нет). По мнению ученых, субъективное восприятие зависит от спонтанно возникающей активности головного мозга. Даже когда мы закрываем глаза или сидим в затемненной комнате, наш мозг продолжает работать.

В ходе более ранних экспериментов, проводимых авторами статьи, участники находились в темной комнате, и исследователи измеряли спонтанные колебания активности головного мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Через определенные случайные промежутки времени участников спрашивали, видели ли они вспышку света (стимул) или нет. Во время некоторых временных интервалов вспышка света была, во время других — нет. В ходе измерений ритмов мозга обнаружилось, что в моменты повышенной нейронной активности, которая проявлялась слабыми нейронными колебаниями, участник с большей вероятностью утверждал, что видел стимул, независимо от того, был он или нет. То есть в состоянии высокой возбудимости люди чаще сообщают о том, что видят стимул, независимо от того, соответствует ли это наблюдение реальности.

«Раньше считалось, что возбудимость улучшает способность и точность восприятия: то есть, чем выше возбудимость, тем лучше вы видите стимул. Наше исследование показало, что это не так, потому что в состоянии высокой возбудимости человек также с большой вероятностью обнаружит стимул, которого нет», — поясняет исследователь из ВШЭ Лука Иеми.

Почему так происходит? В новой работе, опубликованной в eNeuro, исследователи показывают, что повышенная нейронная активность побуждает участников сообщать о наличии стимула. Она создает «liberal detection bias» — более подвижное смещение в обнаружении стимулов. Однако этот вывод вызывает следующий вопрос: в моменты, когда мозг чрезвычайно активен, мы просто предпочитаем говорить «да, я видел стимул», то есть в целом склонны говорить «да»? Это то, что исследователи называют «decision bias» — смещение в принятии решения. Или же повышенная нейронная активность провоцирует смещением в чувствительном восприятии — «perceptual bias», вызывает своего рода «галлюцинацию», и участник видит свет, которого нет? Результаты исследования указывают на то, что верно именно последнее утверждение.

 

July 05, 2018