We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Идеал женщины Третьего рейха

Какую женственность продвигали на страницах нацистской прессы

©ISTOCK

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Он транслировал представления о норме, идеале внешнего вида и поведения немецких женщин. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Журнал NS-Frauen-Warte был учрежден официальной Национал-социалистической женской организацией (Nationalsozialistische Frauenschaft) в 1934 году. Он считался главным пропагандистским медиа, созданным непосредственно для немецких женщин, и единственным женским журналом, который издавали при поддержке Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В том числе благодаря этой поддержке тираж NS-Frauen-Warte к 1939 году достиг 1,9 млн экземпляров и был самым крупным в этом сегменте рынка. Выходил журнал каждые две недели вплоть до 1945 года. Он был черно-белым, обложки выполнялись в цвете.

©

Обычно женские журналы рассчитаны на пролистывание как основную практику взаимодействия с материалом. Однако издатели NS-Frauen-Warte, видимо, предполагали, что читательницы будут останавливаться и внимательно читать идеологически нагруженную первую статью номера. В этом материале, который не сопровождали изображения, речь шла об актуальных политических вопросах. Вслед за главной статьей шли более легкие иллюстрированные тексты о жизни женщин в дружественных Третьему рейху государствах (Японии и Италии), о быте крестьян, рабочих и других социальных групп. В конце журнала помещали развлекательные материалы: моду, рецепты, отрывки романов, а также рекламу.

Таким образом, журнал уделял большое внимание общественно-политической тематике, несмотря на то, что в официальной идеологии «женскими делами» считались, главным образом, дом и семья.

Целевой аудиторией журнала был ограниченный круг женщин, которых идеологи национал-социализма, сторонники расовой теории и евгенических методов, считали «полноценными». Под это определение подпадали физически и психически здоровые гетеросексуальные этнические немки. Те, кто не соответствовал этому определению, вытеснялись из официального дискурса, либо именовались «врагами», подлежащими физическому уничтожению и забвению.

Одной из задач пропаганды было распространение со страниц журнала положительного образа женского труда. Поскольку официальной трудовой мобилизации женщин в Третьем рейхе объявлено не было, национал-социалисты надеялись, что при помощи прессы им удастся привлечь женщин к добровольным работам на нужды тыла и народа. В подборке журналов можно найти многочисленные статьи о необходимости волонтерства в разных областях хозяйства, в том числе сельского. Ощутимых результатов эти статьи не дали.

В представлении лидеров нацистской Германии, женщины должны были выполнять роль компаньонок мужчин: жен, матерей, сестер, в то время как самим мужчинам отводилась роль вершителей мировой истории. Иными словами, идеология Третьего рейха была построена в том числе на концепции «разделенных сфер». Для этой концепции свойственна идея, что в зависимости от половой принадлежности люди должны брать на себя четко очерченный круг дел и обязанностей, «свойственный» им «от природы».

 

Образы женщин и мужчин в журнале

В журнале NS-Frauen-Warte на визуальном и текстовом уровне исключались женщины разных социальных групп. Речь не только о женщинах с «неарийским» происхождением. В журнале сложно найти героинь не детородного возраста. В основном встречаются изображения юных девушек, молодых матерей и домохозяек. В иллюстрациях часто появляются героини со схожей внешностью. Это женщины со светлыми волосами и глазами, высокие, подтянутого телосложения с узкой талией, широкими бедрами и плечами.

По визуальным образам можно понять, что журнал предназначался для женщин среднего и высшего среднего класса. В то же время из других источников известно, что, действительно, именно на представительниц этих классов делали упор нацисты в своей предвыборной кампании и последующей пропаганде. В разделе «мода» журнала рассказывалось о дорогостоящих костюмах, мехах и другой одежде, которая не подходила для тяжелой и грязной работы, например, в поле. Со страниц журнала смотрели женщины с аккуратным макияжем и идеальными прическами, одетые в светлые фартуки и изящные платья. При этом в журнале не публиковались фотографии женщин, одетых в брюки. Костюм также задавал рамки феминного.

Мужчины, представленные на страницах журнала, преимущественно были военными в форме или партийными лидерами. Примечательно, что раздел, посвященный новостям с фронта и описанию военной техники, включался в номер наравне со статьями о вечерних нарядах, кулинарных рецептах и советами по уходу за детьми. Война представала как неотъемлемая часть повседневности, ее изнанка. Так, во втором номере журнала за 1941 год статья «Вечный немецкий боец» помещалась всего в нескольких страницах от советов по уходу за младенцами. В девятом номере — за материалом под названием «Мировая борьба без пощады» идет текст под заголовком «Благодаря матерям», иллюстрированный изображением женщины с ребенком. Таким образом, на страницах журнала жизнь соседствовала со смертью, появление людей на свет — с их жесточайшим уничтожением, мир детства — с бойней.

«Героическое тело»

Мужским образам в журнале присуща военная атрибутика. Солдат часто изображали верхом на коне, с оружием в руках. Женщин окружали иные предметы: домашняя утварь, наряды, дети.

При этом, кроме атрибутики, мало что отличает изображения персонажей, даже если они разного пола. Пластика мужчин и женщин на рисунках и фотографиях схожа. И те, и другие высоки, подтянуты, у них прямая осанка, идентичные черты лица, позы и жестикуляция. Они как будто наслаждаются своими идеальными телами. В съемках использовался прием «заниженного горизонта», герои смотрят на читателей сверху вниз, как на парадных портретах. В их образах можно обнаружить схожий тип телесности и телесного поведения, ограниченный набор поз и жестов.

При этом «героические тела» немецких мужчин и женщин отчетливо контрастируют с изображением неарийцев. Так, в статье «Кто такая фрау Коллонтай?», размещенной в восьмом номере журнала, текст проиллюстрирован фотографией Александры Коллонтай. Из всех доступных фотографий издатели выбрали довольно специфический вариант: на фото женщина смотрит исподлобья, ее волосы спутаны в бесформенную массу, она одета в пиджак с высоким воротом. Коллонтай на этой фотографии принципиально бесформенна, бестелесна, ее жестикуляция и поза абсолютно противоположны позам и жестам изображенных и сфотографированных немцев и немок.

©

Война без мира

Историки нацистской Германии задавались в своих исследованиях вопросом, как немецкие солдаты легитимизировали для себя преступления, на которые шли. Исследователи отмечают: многие из них думали, что таким образом они защищают дом – пространство уюта и гармонии, где их ждут «их» женщины. Официальная пропаганда при этом не формулировала, каким на самом деле является этот идеал, что он из себя представляет.

В проанализированном журнале «эстетику женского» и эстетику приватной сферы сложно обособить от милитаристской. Репрезентация повседневности в женских журналах недостаточна, скудна, для ее описания не хватает изобразительных средств. Приватная сфера превращается в продолжение мира войны и грубой мужской силы, которые считались высшими ценностями и лежали в основе нацистской идеологии.

IQ
Автор исследования:
Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, приглашенный преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ
Author: Alena Tarasova, December 04, 2018