С помощью веб-приложений сегодня можно самостоятельно поставить диагноз и назначить лечение. Верят ли таким технологиям пациенты и врачи, разбирались Галина Полынская и Маргарита Месропян.
По прогнозам компании D. Little, мировой рынок цифровой медицины в 2020 году составит $233,3 млрд (рост с 2017 года в 1,7 раза), в том числе мобильного здравоохранения (Mobile Health) — почти $60 млрд (рост в 2,5 раза).
Mobile Health (или mHealth) — это использование для медпомощи мобильных технологий и беспроводных устройств. В частности, электронных и интернет-приложений по диагностике и профилактике болезней. Они разработаны и протестированы многими фармацевтическими компаниями: только в AppStore доступно свыше 20 тысяч таких ресурсов, сервисы mHealth — третья наиболее быстро растущая категория приложений для iPhone и Android.
Сегодня в свободном доступе можно, например, самостоятельно диагностировать:
общее состояние здоровья (отслеживание самочувствия, рекомендации по лечению и лекарствам);
Чтобы понять отношение к новым технологиям пациентов и медиков, авторы исследования провели 44 интервью с врачами и фармацевтами и онлайн-опрос 200 пользователей Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией).
Для начала выяснили схемы поведения потребителей: как действует человек, если лекарства, купленные самостоятельно в аптеке, не дали положительного эффекта. Анализ интервью позволил выделить три группы: традиционалисты (с подгруппой сомневающихся), искатели и generation Y.
Традиционалисты
Доверяя классическим методам, обратятся к врачу, узнают диагноз и приступят к лечению. Однако часть из них (сомневающиеся) после встречи с доктором обязательно пойдут в интернет почитать отзывы о назначенных препаратах. Если отзывы не совпадут с врачебными рекомендациями, могут заменить лекарства (по советам из сети или после консультации с фармацевтом).
Искатели
Пытаются самостоятельно разобраться в проблеме, ищут совета в интернете, а получив, покупают нужные медпрепараты. Если эффекта от применения нет, обращаются к врачу, но, прежде чем начать лечение, поставленный диагноз и прописанные лекарства обязательно перепроверят в сети.
Generation Y
Ценят свое время, свободно владеют гаджетами, активно пользуются интернетом. Симптомы и диагнозы изучают в первую очередь в сети, препараты часто покупают в онлайн-магазинах, самодиагностируются через веб-сервисы. Могут зайти в аптеку за уточняющей консультацией. Врача посещают в крайнем случае, озвученный им диагноз нередко ставят под вопрос.
По итогам опроса потребителей среди них лидируют представители generation Y (30%). Традиционалистов — 24%, причем 65% из них — сомневающиеся.
Действия при появлении болезненных симптомов
(% участников онлайн-опроса)
30%
Почитаю информацию в интернете
24%
Сразу обращусь к врачу
15%
Посоветуюсь с друзьями или знакомыми
12%
Приму обезболивающее
10%
Зайду в аптеку
9%
Затрудняюсь ответить
«К веб-диагностике пациенты, как и врачи, в целом относятся благосклонно, полагая, что за ней будущее», — говорят исследователи.
Использование медицинских онлайн-ресурсов усиливают:
нежелание обращаться к врачам (недоверие, плохой сервис, назначение дорогих или неэффективных лекарств);
Одним из основных сдерживающих факторов онлайн-диагностики выступает высокий риск получить неверный диагноз или неадекватное назначение препаратов. По итогам опроса, этого боятся 35% пациентов. Столько же озабочены проблемой результативности самолечения. Около 40% беспокоит возможность технических сбоев в работе программ.
Однако общего тренда такие страхи не меняют: доля generation Y, ориентированных на новую модель, значительна и продолжит расти; 50% опрошенных считают правильным до обращения к врачу почитать информацию о болезни в сети или провести интернет-диагностику; 28% уже пользуются соответствующими приложениями.
IQ