• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Неравенства в России. Часть вторая

Возможности населения на фоне других стран

© WIKIMEDIA COMMONS

Контрасты в распределении доходов и богатства позиционируют Россию как страну глубоких неравенств. Корректируют негативный образ в лучшую сторону показатели доступа к образованию и продолжительности жизни. Возвращаемся к докладу Светланы Мареевой и Екатерины Слободенюк на XX Апрельской международной научной конференции в ВШЭ. Сегодня — о месте РФ в мировой статистике по неравенству возможностей.
Среди бывших социалистических стран Россия находится в середине, но все же ближе к полюсу существенных неравенств по возможностям.

По данным Европейского банка реконструкции и развития, рассматривающего экономические трансформации в таких государствах (доклад «Реформы для всех. Равные возможности в мире неравенства 2016-2017»), в РФ высок индекс Джини, измеряющий неравенство возможностей: 13%.

Индекс показывает разницу доходов, связанную с индивидуальными обстоятельствами рождения (пол, место рождения, этническая принадлежность, социально-экономический статус родительской семьи). Он всегда ниже индекса Джини по доходам, поскольку относится только к их части.

Значение индекса Джини по неравенству возможностей в РФ превосходит аналогичные данные большинства анализируемых стран Юго-Восточной и Центральной Европы, Балтии и Центральной Азии — выше российских только показатели Казахстана, Армении, Молдавии, Грузии, Турции, Косово, Латвии, Эстонии (минимум по всем рассматриваемым государствам — 5,9%, максимум — 17,9%).

Обстоятельствами рождения объясняется 34,5% общего доходного неравенства россиян.

Это ставит страну в один ряд с Турцией, Румынией, Хорватией. Основная причина неодинаковых шансов получить образование и высокодоходную работу — характеристики родителей, затем следуют пол и место рождения.

Неравенства в образовании и ожидаемой продолжительности жизни в РФ менее глубокие, что значимо улучшает положение страны на мировой арене.

Эти показатели Организация Объединенных Наций использует для корректировки индекса человеческого развития (ИЧР). В первую очередь благодаря их высоким значениям Россия располагается в группе лидеров (49 место из 189 стран в рейтинге ИЧР-2018).

Россия входит в верхние 5% государств с наименьшими неравенствами между гражданами по числу (ожидаемая и средняя длительность) лет обучения.

Как подсчитали авторы исследования, в неравенствах по количеству лет обучения РФ занимает 6-7 строчку среди 188 стран, анализируемых ООН в «Докладе о человеческом развитии 2016». Меньших диспропорций в образовании на тот момент добились лишь Чехия, Узбекистан, Словакия, Австралия и Финляндия. С 2010 года Россия совершила значимый рывок с 55 места, снизив степень неравенств с 11,2% до 2,2%.

В области ожидаемой продолжительности жизни российские позиции не так хороши, но устойчивы.

По данным ООН, в 2015 году, как и в 2010, РФ была 63-ей из 188. При этом глубина неравенств в ней снизилась с 11,5% до 8,8%. Место в международном списке не изменилось, поскольку остальные страны, отличающиеся меньшими неравенствами в продолжительности жизни (например, Люксембург, Гонконг, Исландия, Сингапур, Италия) добились схожих успехов.

Достижения в сфере образования и продолжительности жизни выводят Россию в первые 20% стран с достаточно невысокими совокупными неравенствами между людьми.

Среди 151 государства, ранжированного по возрастанию общего (монетарного и немонетарного) неравенства, в 2015 году Россия находилась на 29 месте («Доклад о человеческом развитии 2016», ООН). Наименьшее неравенство в то время наблюдалось в Чехии, Норвегии, Исландии и Финляндии. Наибольшее — в Республике Чад, Центральноафриканской Республике и на Коморских Островах.
IQ

Авторы исследования:
Светлана Мареева, заведующая Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ
Екатерина Слободенюк, доцент факультета экономических наук, научный сотрудник Центра стратификационных исследований НИУ ВШЭ
Author: Svetlana Saltanova, April 25, 2019