Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».
Традиционно петиция — коллективное обращение, как правило, в органы власти или в организации. Электронная петиция — обращение, опубликованное в сети. Происходит это в основном на специализированных площадках. Наиболее известные в России:
РОИ («Российская общественная инициатива»);
Change.org;Change.org действует в 196 странах на 14 языках. Размещенные на ней петиции чиновники вправе игнорировать (результаты голосования не имеют юридической силы, поскольку платформа собирает недостаточно информации о голосующих). Однако общественный резонанс бездействию не способствует.
«Почти каждый час в мире на Change.org одерживает победу одна из кампаний», — утверждается на сайте. Из проанализированных исследователями 22 452 русскоязычных петиций, созданных на портале с 2012 по 2017 год, статус «исполненных» (определяется создателем обращения после онлайн-голосования) получили 4% (918).
Тематика петиций дает информацию о проблемах регионов. Около половины (44%) из 22,4 тысяч прошений касаются социальной сферы, на втором месте (18%) — политика.
«Принципиальных различий между регионами в выдвижении электронных требований не выявлено (везде людей волнуют схожие проблемы), за исключением политически ориентированных петиций Центрального федерального округа», — говорят авторы исследования.
ЦФО оказался первым и по доле победивших обращений: 42%. На последних местах Дальневосточный (2%) и Северо-Кавказский (1%) округа.
Целей главным образом достигают петиции, касающиеся социальной сферы, культуры, политики, защиты животных. Лидерство ЦФО, может объясняться гражданской активностью населения урбанизированных территорий, большей отзывчивостью адресатов, инфраструктурной продвинутостью (например, качество и доступность интернета), вовлеченностью пользователей в технологии, обеспечивающие активное голосование.
Реакция власти и бизнеса на петиции с негосударственных платформ диагностирует качество управления территорией. Результативные обращения указывают на добрую волю к диалогу с гражданским сообществом, а их тематика — на ценности региона.
Сгруппировав победившие петиции по тематическому сходству, исследователи разделили федеральные округа на три кластера: