• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Панацеи пока нет

Василий Власов о беспомощности человека перед деменцией

© ISTOCK

О происхождении деменции науке известно немногое, если не считать интеллектуальный дефект вследствие внешних причин — черепно-мозговых травм и инфекций. Сегодня доминирующая гипотеза связана с болезнью Альцгеймера, причины которой пока тоже не объяснены, надежных диагностических критериев у нее не существует. Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ Василий Власов рассказывает о состоянии современного знания о деменции.




Василий Власов,
профессор кафедры управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ


Деменцию сложно диагностировать. Первым симптомом считают ослабление памяти. Но дело в том, что она легко компенсируется. Можно что-то записать, что-то попросить напомнить. Компенсируются даже такие проявления, как неспособность правильно ориентироваться в пространстве или планировать время. Описан случай, когда руководителю организации диагностировали деменцию только тогда, когда он справил у себя в кабинете нужду на пол, а до этого все было компенсировано — глупые шутки, забывчивость, неправильные решения.

У людей, особенно у социально адаптированных, много помощников: семья, друзья, сотрудники. Человек делает что-то неправильно — ему подсказывают. Это еще больше усложняет процесс выявления деменции. Но одновременно это же — механизмы поддержания человека в жизни общества, ибо диагноз ведет к ограничению социализации и, конечно, дохода от работы.

Врачи для диагностики деменции используют тесты. Например, просят пациента нарисовать циферблат или дом — что-то простое, с чем любой человек должен справиться. Если пациент не может, тогда его интеллектуальный дефект выглядит значительным.

Другой тест проверяет отсутствие нарушения памяти. Другими словами, диагностирует, насколько сильно человек забывает слова (потому что вообще их все люди в какой-то мере забывают). Человеку читают 10 слов, потом с ним разговаривают, а после просят воспроизвести те 10 слов. Если он вспомнит хотя бы четыре из них, это значит, у него не так уж плохо с оперативной памятью.

Что касается памяти на дальние события, ее очень сложно проверить. Исследования показывают, что людям кажется, что они помнят прошлое, а в действительности их память о прошлом постоянно сокращается, непредсказуемо сохраняя одно, но затирая другое. Они что-то помнят и воспроизводят, но полноценной картины описать, как правило, не могут. Например, человек помнит, как в третьем классе пошел туда-то, но это лишь отдельная сцена, которая сохранилась из всего прошлого. И проверить ее сложно: решить, ложное это воспоминание, или истинное.

Нужно понимать, что с возрастом не возникает нечто, чего не было вообще, — просто процессы замедляются, искажаются. При деменции страдают оперативная память, принятие решений и выполнение задач. И никто не знает, как сохранить остроту ума и что с этим можно сделать. Существуют методики тренировки памяти, ее улучшения, но их эффективность в лучшем случае скромная.

Наука изучает воспроизводимые явления — то, что можно еще раз посмотреть, перепроверить. Только в конце ХХ века (благодаря вакцинопрофилактике и улучшению условий жизни основной массы людей) люди стали в большинстве своем доживать до старости. Раньше если человек умирал в 50 лет, то у него наблюдалась деменция, только если она была связана с травмой или инфекцией, или загадочная ранняя деменция. Сейчас жизнь удлинилась, в странах с долгоживущим населением большинство доживают до более или менее выраженной деменции. Но причины умственной слабости и способы воздействия на нее находятся на стадии исследования. Эти исследования трудны, поскольку процесс развивается медленно, и для испытания средств профилактики и лечения нужно наблюдать за участниками долгие годы.

Отчасти поэтому лекарственная терапия оказалась никуда не годной. Препараты, которые есть, — дорогие и бесполезные. Новые препараты один за другим проваливают «экзамены». Эффективность повышения умственной нагрузки с возрастом тоже проблематична. Для людей, которые не занимаются интеллектуальным трудом, это сложно, а те, кто им занимается, и так читают книги.

В качестве профилактики можно только рекомендовать универсальное — стараться вести здоровый образ жизни. Содержать в чистоте дом, чтобы в нем была хорошая вентиляция и качественная еда. Чтобы в жизни были разнообразные физические и умственные нагрузки, а жизненные обстоятельства позволяли с годами оставаться, пусть в измененной форме, с любимой работой, быть полезным обществу и не в тягость близким. Это пожелание в целом совпадает с вектором того, что принято называть прогрессом в западной культуре.
IQ

Author: Vasily Vlassov, September 25, 2019